1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок 30 (К 600-летию обретения Годеновского Животворящего Креста)

Андреевский листок 30 (К 600-летию обретения Годеновского Животворящего Креста)

13 июня 2023
306

Андреевский листок 30

К 600-летию обретения Годеновского Животворящего Креста

(ὁ ζῳοποιὸς σταυρός)


«Радуйся, честно́е Древо,

на нем бо совершися

та́инство всемирнаго искупления»1.

Припев к икосам Акафиста.


Твоя́ высота́, Живоно́сне Кре́сте,

возду́шнаго кня́зя бие́т, и глубина́

всея́ бе́здны закала́ет зми́я, широту́

па́ки вообража́ет, низлага́я мирска́го

кня́зя кре́постию Твое́ю.

Канон Честно́му и Животворящему Кресту.

Песнь 4, тропарь 2.


25 августа 2022 г. на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви было принято решение внести в месяцеслов дня празднования в честь Явления Честна́го и Животворящего Креста Господня близ града Ростова Великого на Сахотском болоте (журнал № 77). Явленный Чудотворный Крест до 1940 года пребывал в Крестовоздвиженском храме села Никольский погост (закрыт в 1930‑е годы, частично разобран на кирпичи в 1974 году, ныне восстановлен как мужской монастырь Животворящего Креста), а с 1940 года пребывает в храме святителя Иоанна Златоуста села Годеново (подворье Переславского Никольского женского монастыря Переславской епархии).

Теперь 11 июня — это день Животворящего Креста Господня. Сколько невероятных чудес свершается в этот день! Проходят неисцельные болезни, отступают жизненные проблемы, сколько судеб меняется в направлении служения Господу! Чудо вразумляет на время, вера заставляет нас трудиться на духовной ниве. Годеновский Крест помогает всем, кто подходит с верою, кто «не усомнится в сердце своём» (Ин. 11, 23), всем подаёт просимое. Каждый человек, который приезжает ко Кресту, уже таким не отходит. Покаяние меняет человека, люди уезжают в особом благодатном состоянии.

На Руси всегда придавали особое значение поклонным крестам. Порой поклонные кресты стояли у дорог при въезде в город, как бы благословляя живущих там, а проезжающим мимо, желая благополучного пути в дороге2. В Москве поклонные кресты установлены в часовне благоверного князя Даниила Московского у Серпуховской заставы, в Новоспасском монастыре — в память о великом князе Сергее Александровиче (†4/17 февраля 1905 г.), в память великой княгини Елизаветы Федоровны (на Ордынке), во славу русского воинства (в Северном Бутово). Поклонные кресты несут в себе глубочайший смысл и объединяют в себе богословие, ставрографию и ставрологию одновременно. Под сенью Креста мы чувствуем спокойствие, уверенность, что Христос Спаситель уже всё совершил «нас ради и нашего ради спасения»3, и мы после небольшого временно́го отрезка странствования на земле неизбежно воскреснем и обретём жизнь вечную.

Когда подвижники приходили в пустынные места, они воздвигали кресты как начало их обителей. Преподобный Сергий воздвиг Крест как основание Троице-Сергиевой Лавры. Зосима и Савватий установили крест на Соловках. Вспоминается крест Авраамия Ростовского и Евфимия Суздальского. Но Годеновский Крест, безусловно, особый. Он имеет византийские корни и по преданию явился 29 мая/11 июня 1423 г. «с греческой стороны». Годеново находится в 70 км от Переславля-Залесского. По мнению Андрея Титова, ростовского историка-краеведа, именно 11 июня 1423 г. свершилось событие, которое имеет огромное значение для духовной жизни России: Божественное Распятие спустилось с небес в лучах Божественного света. В XV в. народ сугубо просил Николая Чудотворца о помощи, и был глас Божий, что «будет на сем месте благодать Божия и Дом Божий. Аще кто с верою приидет, помоли́теся, и будут от Животворящего Креста многая исцеления и чудеса ради чудотворца Николы».

По преданию Годеновский Крест явился над болотом в пустынном месте. Именно пастухи, как это было и при Рождестве Спасителя, увидели на востоке свет, который изливался с неба на землю. Они узрели стоящий на воздухе в неизреченном свете Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним — образ Николая чудотворца со Святым Евангелием4. На этом по благословению Ростовского епископа Дионисия стали строить храм, но поскольку невозможно было поставить фундамент на болоте, то основание церкви заложили чуть поодаль. Ночью разразилась сильная буря, а утром оказалось, что посреди болотистых мест вырос холм, а основание храма перенесено туда. Все геологи говорят, что никакого тектонического движения на том месте и быть не могло, что свидетельствует о явном чуде: Господь избрал пустынное место недалеко от Ростова Великого для явления Своего Креста.

В XVII веке благодаря окольничему Петру Лукичу, приехавшему из Москвы, поклонение Годеновскому Кресту стало более масштабным: сановитый московский паломник упрекнул местного священника за то, что «не имеет тщания» и «забвением и небрежением» такую благодать Божию оставляет. Тогда священник предпринял путешествие в Ростов, где уроженец Никольского погоста игумен Исайя поведал предание, которое в письменном виде дошло до наших дней.

Крест представляет собой резное расписанное изображение Спасителя в человеческий рост, однако анатомические пропорции искажены: руки и плечи опухли, живот надулся, а грудь ввалилась в середине.

Годеновский Крест вырезан из липы, хотя некоторые считают, что из дерева. Есть теория, что такого материала, из которого сделан этот Крест, вообще нет на земле: сколько Крест пережил пожаров, попыток его разрубить, разрезать, уничтожить — всё безрезультатно, святыня остаётся в том виде, в котором явилась 600 лет назад в нашем Отечестве. Единственное, что пережил Крест, это реставрацию. Игумения Евстолия (Афонина), которая уже более 20 лет возглавляет Переславский Никольский женский монастырь, к подворью которого и относится Годеново, попросила сотрудников Русского музея реставрировать Крест в 2002–2003 годах. Удалив слой олифы, густо покрывавший Распятие, реставраторы открыли подлинные изображения Богородицы, Иоанна Богослова и Ангелов.

Из Священного Писания мы знаем, что Крест, на котором был распят Спаситель, был из трёх пород дерева: кипарис, сосна (певг) и кедр. Это учение о трёхсоставном восьмиконечном кресте есть и в Священном Писании («Слава Ливана придёт к тебе, кипарис, и певг, и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, и Я прославлю подножие ног Моих» — Ис. 60, 13), и в богослужебных книгах5.

Сама трёхчастность креста часто в литургическом богословии сравнивается с образом Пресвятой Троицы: «Дре́во жи́зни и спасе́ния, Дре́во безсме́ртия, Дре́во ра́зума, Дре́во трилюбе́зно, нетле́нно и неизнуря́емо, Кре́ст трисоста́вный, честно́е Дре́во, Тро́ицы бо но́сит Триипоста́сныя о́браз»6.

Знаменательно, что явление было за 30 лет до падения Константинополя, Византии, т.е. Россия символично стало преемницей Византии, оплотом и хранительницей Православия, Третьим Римом7. Иерархи Церкви в те времена подписали предательскую унию. Господь попустил осаду Константинополя турками и падение могущественной Византийской империи. Сбылись слова старца Филофея: «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать».

На перекладине Креста греческие слова (σταυρού εικόνα), что означает «образ креста». В житии свт. Григория Омиритского, в диспуте, когда святитель увещевал иудея Ервана, содержатся все ветхозаветные образы, таинственные прообразы Животворящего креста (медный змий; благословение Иаковом сыновей и внуков; крест, начертанный Моисеем при переходе через Чермное море; превращение горькой воды в сладкую погружением древа в воды Мерры; крестообразно воздетые руки Моисея в борьбе с амаликитянами)8.

В восьмом члене Никео-Цареградского Символа Веры мы читаем: «И в Духа Святаго Господа Животворящего…» Православные христиане именуют Третью Ипостась Святой Троицы Господом Животворящим, т.е. Тем, Кто даёт жизнь всему миру. Почему же мы именуем древо креста Животворящим, т.е. живоначальным, дающим силы, воскрешающим, освежающим и одухотворяющим? Почему стало возможным в богослужебных текстах, молясь словами акафистов и канонов, обращаться к Кресту как к личности? Ведь Крест не обладает разумом и, будучи отрезанной частью дерева, не имеет корней, могущих получать живительные соки. Мы исповедуем, что крест, как само орудие нашего искупления, стало животворящим, потому что на нём не окончилась жизнь. Смерь Христа Спасителя на кресте и Его последующее Воскресение прообразовали значение древа: это уже древо жизни. На обороте креста преп. Евфросинии Полоцкой так и написано «Древо жизни»9. Экзегеты сравнивают Крест Господень, как Животворящее древо, с райским древом: наши праотцы, вкусив от древа, преступили заповедь послушания и ввели всё человечество в смерть; Христос, будучи послушен Отцу, претерпел страдания на кресте и даровал человечеству жизнь. Через послушание крест Господень стал древом жизни.

О Годеновском Кресте создано немало фильмов, в которых масштабно и умилительно раскрыто, как Господь творит чудеса и в наши дни и исцеляет народ Свой10, проходят научные и богословские конференции11.

Предстоя в своих прошениях Годеновскому Кресту, мы просим о судьбах нашего Отечества, об исцелении неверующих душ, о мире всего мира. Вспоминая о 600-летней дате явления Годеновского Креста в России, мы понимаем, что ничего не происходит без воли Божией.

1 Акафист Честно́му и Животворящему Кресту Господню. Онлайн-ресурс: https://www.godenovo.ru/акафист-честному-и-животворящему-кресту-господню/


2 Крест в России: [Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим] / Авт.-сост. С. В. Гнутова. Москва, 2006.


3 Третий член Символа Веры.


4 Житие и чудеса св. Николая чудотворца / сост. А. Вознесенский, О. Гусев. Санкт-Петербург, 1899. С. 540–542.


5 «Яко кедры, Христе, языков шатание сокрушил еси волею, Владыко; яко изволил еси на кипарисе, и на певке, и кедре, плотию совозвышаем». Воскресный канон, 5 Песнь, 1 тропарь // Октоих. Москва, 1996. Т. 1. С. 216.

«Яко воздивгл еси, Христе, Твои руце на Кресте, ослабленныя мои прежде руце страстьми многими укрепил еси силою Твоею». Канон в среду утра, 9 Песнь, тропарь 2 // Октоих. Москва, 1996. Т. 1. С. 432.


6 Канон Честно́му и Животворящему Кресту. Песнь 8, тропарь 4 // Каноник. Москва, 2010. С. 285.


7 Синицына Н.В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). Москва, 1998.


8 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского. Москва, 2010. Т. 4. С. 420.


9 «Древом жизни называет крест Господень святитель Григорий Нисский / Григорий Нисский, свт. Послание о жизни преподобной Макрины // Аскетические сочинения и письма. Москва, 2007. С. 166.


10 «Сказание о Кресте», «Чудное явление» (Аркадия Мамонтова).


11 https://andreevsky-monastery.ru/news/detail/namestnik-andreevskogo-monastyrya-vystupil-na-ii-vseross...

https://andreevsky-monastery.ru/blog/detail/krest-v-svyatootecheskoy-traditsii/


+7(499)135-81-15
Секретариат