1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок №12 (Светописанная икона Пресвятой Богородицы)

Андреевский листок №12 (Светописанная икона Пресвятой Богородицы)

4 сентября 2022
299

Андреевский листок 12

Светописанная икона Пресвятой Богородицы (21.08/03.09)

Τὸ θαῦμα τῆϛ Ἐμφανήσεως τῆς Παναγίας

О, неизречéннаго и благосéрдаго Твоего́ смотре́ния,/

честне́йшая Херуви́м и слáвнейшая без сравнéния Серафи́м!/

О́браз Твой Светоявлéнный, и самоизображéнный/ свиде́тельство яви́ся/

Твоея́ неизречéнныя любве́ и милоcе́рдия,// почитáем той, лобызáюще.

(Кондак Светописанному образу Пресвятой Богородицы, глас 2)

 

Егда́ бо приспе́ день неде́льный и па́ки по пре́жнему обы́чаю подая́ние твори́шеся, схимона́х Гаврии́л сотвори́ фотогра́фию, е́же с гре́ческаго светописа́ние глаго́лется.

И, о чудесе́! Проя́влена егда́ бысть о́ная, узре́ша вси смире́нный о́браз Ма́тере Бо́жия, подходя́щею кро́тко со все́ми бра́тиями и пре́млющею укру́х хле́ба.

 

Слово о Светописанной иконе (из Службы чудесному

Явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы

на Святой Горе Афонской)

Текст утвержден Священным Синодом
Русской Православной Церкви
27 июля 2013 года (журнал № 97).

 

21.08/03.09 Церковь отмечает образ Божией Матери, который появился лишь в XX в., являя тем самым особую любовь Царицы Небесной к роду человеческому и Её непрестающее попечение о всех любящих Её Сына и исполняющих Божественные заповеди. Светопись – так в России начала XX в. называли фотографию. Светопи́санная икона Богородицы повествует нам о том, как при проявлении негатива на фотографическом снимке проявилась Сама Пречистая.

У входа в русский монастырь святого Великомученика Пантелеимона на Святой Горе Афон, слева от святых врат (большая порта) висит фотография большого размера с надписью внизу на русском и греческом языках: «Чудо явления Божией Матери 21.08.1903 ∙ Τὸ θαῦμα τῆϛ Ἐμφανήσεως τῆς Παναγίας». Фотография была снята на этом месте в последний день раздачи милостыни беднякам-сиромахам. Рядом расположена сень-часовня, посвящённая этому событию, а с северной стороны находится икона, на которой Матерь Божия изображена с хлебом в руках.

Сиромахами называли бродячих монахов, которые во множестве населяли Афонскую гору, не имели никакой собственности, жили в пещерах, землянках или дуплах деревьев. На праздники сиромахи приходили в тот или иной монастырь и, получив свою толику пропитания, опять удалялись на отшельничество.

Празднование в честь Светописанного образа было установлено Собором старцев монастыря в 2003 г. с благословения игумена архимандрита Иеремии (Алёхина) в 100-летнюю годовщину явления для богослужебного увековечивания памяти чудесного события. Сейчас в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне действует храм, посвящённый Светописанному образу Божией Матери. К великой радости всех насельников был найден негатив с той древней фотографии начала XX в. Все восприняли это как чудо, зная, что во время пожаров 1968 года погиб практически весь фотоархив монастыря. Никто и не надеялся, что после стольких лет упадка и запустения обители можно обрести эту реликвию. Русский монастырь в XX в. пережил тяжёлые времена. Одному из монахов в сонном видении была показана обитель абсолютно запустевшей, поросшей тернием и опутанная верёвками. Святой Великомученик Пантелеймон совместно со Святителями Николаем и Митрофаном явились тогда поочередно каждый над своим храмом, посовещались и сказали: «Потерпим».

Терпели святые угодники род человеческий не зря – в конце 1980-х годов началось восстановление обители. Для нового поколения русских людей, пострадавших от атеистической пропаганды, фотография послужила фактором уверения в несомненном бытии духовного мира. По словам прежнего игумена Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря схиархимандрита Иеремии (1915–2016), «обретение негатива – первообраза Светописанной иконы Божией Матери – это милость Пресвятой Богородицы, свидетельствующая о том, что Игумения Афонская благоволит к Обители и принимает посильный подвиг её насельников».

В 2003 г. было создано иконописное изображение явления для богослужебного использования. На основании летописных записей и дошедших устных воспоминаний была воссоздана историческая канва события. В одной из рукописей русского святогорского монастыря говорится о том, что 21 августа 1903 г., когда был определён последний день раздачи милостыни неимущим монахам, у Святых Врат обители инок Гавриил сделал памятный фотоснимок. На фотографии к изумлению всех проявился образ Богоматери, смиренно получавшей милостыню вместе со всеми нуждающимися. Незадолго до этого некоторые из подвижников видели Дивную Жену среди монахов в другие дни раздачи милостыни и хотели показать Её привратнику, но в самый день фотографирования Её никто не видел. Весть о чудесном событии мгновенно облетела всю Святую Гору, началось почитание образа-фотографии. Были сделаны копии, которые хранились иноками в святых углах среди икон. Фотография попала в Россию и нашла там своих почитателей. Почитание светописанных икон известно с древнейших времен христианской истории. Нерукотворенный образ Спасителя, память которого Церковь отмечает на 2-й день после Успения 29 августа по н. ст., Туринская плащаница – всё это именно такие типы изображений.

Великий старец, собиратель русского монашества на Афоне, иеросхимонах Иероним (Соломенцов) (1805–1885) неукоснительно соблюдал традиции подаяния милостыни и пропитания нищей братии. Своей первый урок изобильной благотворительности он получил в 1840 г. Тогда по приглашению греческих старцев он переселился из своей пустынной келлии в Пантелеимонов монастырь. Он все свои запасы раздал бедным пустынникам, которые две недели кормились и угощались.

Затем, будучи уже духовником, иеросхимонах Иероним каждую весну обходил всю Афонскую гору, обучаясь умно-сердечной молитве. В это время он посещал пустынников, собирал от них по крупицам духовное знание, в то же время вникал в житейские нужды каждого и по возможности помогал милостыней.

Старец Иероним всегда с полным самоотвержением делился с голодавшими сиромахами последним куском хлеба. Он не был посрамлён в своём решении во что бы то ни стало кормить нищую братию – милостыня небесная за исполнение евангельской заповеди щедро изливалась на весь монастырь: из России присылалась изобильная милостыня, и благодать Божия явно содействовала русским людям, подающим свою лепту. Когда число русских на Афоне значительно возросло и стало беспокоить греков, то Патриарх Иоаким официально запретил давать русским келлии и каливы. Тогда по воле старца Иеронима, который ничего не делал по своей воле, а только по особому внушению Божией Матери, в 1882 г. в монастырских владениях был отделен значительный участок земли у морского берега для поселения русских келлиотов и каливитов, теснимых греками. На средства монастыря был построен соборный храм для общей молитвы и устроена больница на 20 человек. Новая пустынь, названная отцом Иеронимом Новой Фиваидой, наполнилась отшельническими каливами. Одному греческому подвижнику во время нестроения в монастыре явилась Матерь Божия и, указав на причину разлада, сказала: «Обрати внимание, как мудро поступили русские, создав пустынь Новая Фиваида, которая дала приют больным и старым монахам, а также сиромахам, скитавшимся по Афону. Все это возымело дерзновение пред Богом и имеет особое Мое покровительство за милосердие и сострадание к тем, которые отвергались в монастырях».

После смерти отца Иеронима поток благочестивых людей из России, стремившихся к иночеству и желавших во что бы то ни стало жить и умереть на Афоне, непрестанно возрастал. Пантелеимонов монастырь в начале ХХ в. был уже настолько переполнен, что до 120 человек вовсе не имели келлий.

Из-за того, что русские монахи на Афоне в конце XIX – начале XX в. развернули обширную благотворительную деятельность, греческая братия начала волноваться и принимать это как русскую пропаганду, направленную на захват территорий. Каждую осень русские привозили в беднейшие местности Греции и безвозмездно раздавали нуждающимся запасы пшеницы; каждый четверг собирались бедняки и получали там одежду, деньги и пищу. Многие греки эти благие деяния воспринимали как русскую пропаганду, направленную на захват территорий. Протат – Священный Кино́т (῾Ιερὰ Κοινώτης), центральный исполнительный соборный орган управления Святой Горы Афон – запретил раздачу милостыни, ссылаясь на то, что некоторые личности употребляют полученные деньги на пьянство. Протат опасался, что через милостыню русские могут завладеть всем Афоном. 14 августа 1903 г. из Протата пришло письмо на имя игумена монастыря Святого Пантелеймона Андрея. В письме содержалось нарекание Священного Кинота относительно милостыни, говорилось, что она бесполезна и вредна для молодых.

21 августа на большой порте перед собравшимися сиромахами было прочитано протатское письмо на греческом и русском языках. Многие слушали со скорбью, а некоторые и равнодушно. Стали подходить к портарю отцу Алипию за милостыней. Старики шли в лохмотьях, молодых было не так много, может быть несколько десятков, и из-за них-то и должна была прекратиться эта милостыня. Когда проявили фотографию, то впереди колонны бедняков, покидавшей монастырь, «оказалась плачущая женская фигура в монашеском одеянии». «Греческие монахи объясняли, что это Сама Матерь Божия показала, что Она скорбит о бедняках, которых лишили помощи. Такое общеафонское истолкование этого чуда записал Н. Панайоти в своей брошюре «Святая Гора Афон и славяне».

В память о событиях 1903 г. в монастыре через 100 лет после события, в 2003 г., была написана икона «Светописанный образ», в честь которой освящен параклис, составлена служба, а также ежегодно 21 августа по ст.ст., 3 сентября по н.ст. совершается всенощное бдение. Священный Синод Русской Православной Церкви утвердил текст службы Чудесному Явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афонской летом 2013 г., и с тех пор богомольцы усердно прославляют этот образ, умильно взывая к Царице Небесной: «Величай, душе моя, Присноблаженныя Богоневесты лик самоизображенный»[1].

 

Библиография

1.     Арсений, иеромонах. Письма с Афона к новообратившимся из разных сект русского раскола к Православной Церкви // Душеполезное чтение. Ч. 2. Москва, 1884.

2.     Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхимонаха Иеронима и схиархимандрита Макария. В трёх книгах / авт.-сост. иеромон. Иоаким (Сабельников). Москва: Изд-во Московской Патриархии, 2001.

3.     Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. Москва: Даръ ; Санкт-Петербург: изд-во О. Абышко, 2011.

4.     Исихий (Святогорцев), монах. Интернет-ресурс http://cyrillitsa.ru/pravoslavie/7334-svetopisannyj-obraz.html.

5.     Панайотис Н. Святая Гора Афон и славяне. Берн, 1963.




[1] Служба чудесному Явлению Светописанного образа Пресвятой Богородицы на Святой Горе Афонской – припевы на 9-ой песни канона.



+7(499)135-81-15
Секретариат