1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 15 (Престольный праздник – Воскресение Словущее)

Андреевский листок № 15 (Престольный праздник – Воскресение Словущее)

1 октября 2022
263

Андреевский листок 15 

Престольный праздник – Воскресение Словущее

(Обновление храма Воскресения Христова)

 

Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/

верою совершающим священная обновления храма

дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися

в Твое Божественное имя,// Единe во святых Прославляемый.

Кондак Обновления (освящения) Храма

Воскресения Христова в Иерусалиме

 

Обновляйся, обновляйся, новый Иерусалиме:

прииде бо ти свет и слава Господня на тя возсия.

Сей храм Отец созда, сей храм Сын утверди,

сей храм Дух Святый обнови

Стихира на хвалитех.

 

26 сентября Андреевский ставропигиальный монастырь отмечает свой престольный праздник — Воскресение Словущее. Учительный монастырь, призванный собрать в своих стенах учёных иноков, как бы переносится в древние века, когда праздник Обновления (ἐγκαίνια), т.е. освящения преславного храма в Иерусалиме, который устроили Константин и Елена на горе Голгофе, очистив и обновив святое место, осквернённое языческим нечестием, имел первенствующее значение по сравнению с Воздвижением Честного и Животворящего Креста Господня. Освящение (обновление) Иерусалимского храма произошло в 13 сентября 335 г. в тридцатилетие царствования св. императора Константина. По свидетельству Евсевия: «Никейский Собор произошел в двадцатилетие, а обновление храма в Иерусалиме в тридцатилетие»[1]. А Геласий Кизический повествует о том, что обновление храма в Иерусалиме было совершено после достижения мира в Церкви через усилия по преодолению арианской ереси[2]. На освящение храма собрались верующие со всех концов земли. Жертвенник храма был украшен «царскими завесами» и «золотым вышитым каменьями убранством»[3]. Среди участников освящения были и те, кто заседал на Тирском соборе не в пользу свт. Афанасия. В любом случае на смену злому делу пришло доброе[4].

Обновление Иерусалимского храма стало именоваться «обновлением святых мест» и в общесобирательном смысле[5], и в частности, как, например, храма на Сионе[6]. Также данное обновление стало им именоваться «строением Нового Иерусалима»[7]. Оно послужило основанием для окончательного воцерковления самого св. Константина, как повествует один византийский источник[8]. На праздник обновления храма было роздано много милостыни[9].

Обновление Иерусалимского храма стало первым обновлением в ряду других обновлений в христианскую эпоху — позднее, к примеру, совершалось обновление храма Святой Ирины или Божественного Мира[10] или храма «великой Церкви» Святой Софии при Юстиниане[11], как и монастыря Святой Олимпиады[12].

В «Пасхальной хронике» указывается, что впоследствии в Византии была обновлена церковь честного креста, построенная Константином при епископе Макарии. «Отсюда началось показание креста (σταυροφάνεια[13].

Понятие обновления стало прилагаться и к Честному и Животворящему Кресту, что подтверждается выражением «Обновление Креста»[14].

Лишь спустя столетия Воздвижение Креста стало великим Господским двунадесятым праздником, но сначала это был лишь второй день празднования. Ибо, как гласит Предание, святая равноапостольная Елена обрела Крест Господень именно 13 сентября 325 г[15]. На второй день — 14 сентября по ст.ст. / 27 сентября по н. ст. Крест воздвигали, и верующие усердно поклонялись святыне. Так празднование и чествование Креста продолжалось до 21 сентября (4 октября по н.ст.), т.е. отдания праздника, а начиналось именно 13/26 сентября. Лишь к VII в. праздник Обновления уступает роль приоритетного торжества — Воздвижение Креста Господня становится великим двунадесятым праздником, а Обновление занимает при нём почти такую же роль, как Собор Богородицы по отношению к Рождеству Христову.

Чреда праздников в Андреевской обители сейчас напоминает времена позднеантичного мира, когда при Константине Великом и его матери равноап. Елене свершилось, по воле Божией, обретение Святого Креста и его чудесное празднование. Именно 13/26 сентября, как предпразднство Воздвижения и престольный праздник обители, начинает ряд торжеств и в московском мужском Андреевском монастыре.

Воскресенский соборный храм Андреевского монастыря рубежа XVII–XVIII веков построен на подклете в стиле «московского барокко». 15 мая 1689 г. была дана Благословенная грамота Святейшего Патриарха Иоакима (бывшего насельника Андреевского монастыря) «о строении каменныя церкви Воскресения Христова». Освящение Воскресенского храма обители было совершено при игумене Феофане 20 июня 1703 года Местоблюстителем Патриаршего Престола митрополитом Рязанским Стефаном (Яворским).

В 2013 г. Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андреевский ставропигиальный мужской монастырь был возрождён. В 2016–2018 гг. разрабатывался проект реставрации, в 2018–2021 гг. под руководством еп. Феофилакта (Моисеева) велась комплексная реставрация Воскресенского храма. К неизреченной радости братии обители, благочестивых богомольцев и прихожан 18 августа 2022 года по благословению Священноначалия митрополитом Каширским Феогностом (Гузиковым) было совершено малое освящение (во ознаменование окончательного завершения ремонтных работ) собора в честь события Обновления храма Воскресения. Таким образом, 26 сентября 2022 года — это историческое событие: первый престольный праздник монастыря, восстановленного в столице России неизреченной милостью Божией в XXI веке.

Многие литургисты усматривают в выборе даты 13 сентября символический смысл: Обновление Иерусалимского храма можно рассматривать как аналог ветхозаветного праздника Кущей (Лев 34, 33–36), который отмечали в месяц афаним (3 Цар. 8, 2) (приходится на сентябрь). Именно в седьмой месяц года, месяц афаним, царь Соломон совершил освящение первого Иерусалимского храма.

Интересная историческая параллель: освящение Софийского собора в Новгороде (XI в.), тоже состоялось 13 сентября в день праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

В Ветхом Завете неоднократно говорилось об обновлении — «обновлении дома Божия в веселии» (2-я Ездр. 6, 16), на которое приносили в жертву тельцов (2-я Ездр. 6, 17). Свт. Кирилл Александрийский перечисляет самые важные обновления ветхозаветного храма при царе Соломоне и потом при Зоровавеле с Иисусом Навином[16]. Соломон — инициатор первого обновления[17]. В книге Ездры упоминается также об обновлении стен Иерусалима (2-я Ездр. 22, 27). Однако в Ветхом Завете «обновление» могло прилагаться и к идолам, как, например, к образу Навуходоносора (Дан. 3, 2).

Филон Александрийский — один из первых авторов, кто стал писать об «обновлении души»[18].

В Новом Завете Христос Спаситель приходил в Иерусалим на обновление ветхозаветного Иерусалимского храма (Ин. 10, 22), построенного после возвращения из плена[19].

В ранней христианской традиции Христос Спаситель — Тот, Кто совершает «обновление» «в истинном служении»[20]. В церковной гимнографии Сама Божия Матерь называет рождение своего Божественного Сына «обновлением»[21].

Свт. Григорий Богослов указывает на то, что каждое воскресенье — это новое обновление: «Обновления почитать — ветхий закон и хороший; но лучше новое почитать через Обновления; и это не единожды, а часто…»[22]. Христос Своим пришествием на землю упраздняет древнее обновление, как «Бог и храм, Бог вечный, храм недавний, каждый день разрушающийся и тридневно восстающий…»[23]. «И зачем мне много обновлений, — восклицает Каппадокийский святитель, — если необходимо настоящее познать и то, что мы празднуем сегодня, приблизившись к Жизни после смерти? Обновление, обновление праздник, братья»[24]. «Стать новым вместо ветхого и душой празднуй обновление»[25].

Прп. Ефрем Сирин призывал радоваться, «совершая обновление Воскресения»[26].

Для внимательных богомольцев радостной и усладительной вестью было слышать слова кондака престольного праздника их любимой обители: «Обновления Духа в сердцах/ и просвещение внутренним даруй/ верою совершающим священная обновления храма дому Твоего,/ eмуже благоволил еси создатися в Твое Божественное имя…»

Уже одно то, что, несомненно, есть благоволение Божие не только к созданию, но и к укреплению соборного храма училищного монастыря, озарило сердца монастырской братии Пасхальной радостью. «Священное обновление» храма свершилось, теперь надо неленностно трудиться и созидать! Но созидать уже не внешние стены, которые поновлены и освящены, а созидать дом души, созидать внутреннего человека. Апостол Павел призывал христиан «обновиться духом ума [вашего] и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4, 23–24). Нам заповедано не просто совершать внешние подвиги благочестия, а полностью обновиться умом, духом и сердцем. Христианин призван совлечься ветхих одеяний, т.е. своих грехов и страстных наклонностей и облечься в нового человека, т.е. воспринять полностью новый образ мыслей. В Ветхом Завете было некое подобие чистоты и праведности, но это была праведность прообразовательная. Обновление происходит тогда, когда обветшавшее молодеет, принимает другой вид, предмет остаётся тот же, а свойства меняются. Апостол призывает обновиться духом ума, т.е. духом, который в уме. По слову Иоанна Златоуста, человек новый именно создан по Богу. Иоанн Златоуст называет осуществление (οὐσίωσιν) добродетели созданием, т.е. приведением из небытия в бытие[27].

Вообще всё послание к Ефесянам является воодушевлением христиан и призванием их к новой жизни, которую Бог даровал нам во Христе и возглашением новых требований, которые Господь предъявляет Своему стаду. Многие политики всех времён и народов считали новой жизнью, обновлением перемены в области экономики. Однако христиане призваны, оставаясь в мире, творчески изменить мир не столько внешне, сколько внутренне, «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4, 22). «Плоть и кровь Царствия Божия не наследуют, и также тление не наследует нетление» (1 Кор. 15, 50). Поэтому, следуя апостольскому слову, христианин должен прежде обновления, т.е. облечения в нового человека, совлечься старого, отбросить обольстительные похоти. Лишь в таком порядке может настраиваться духовная жизнь и начинаться путь к возрастанию в добродетели.

Без очищения и обновления духа человек не способен получить откровение свыше. «Когда дух прошёл в моём присутствии, взъерошились волосы плоти моей; кто-то стоял, чьё лицо я не узнал» (Иов 4, 15). Господь остаётся как бы непознаваемым человеком, поскольку человек не имеет сосуда, способного вместить благодать, — чистого сердца.

«Обновления духа в сердцах» — гласит кондак престольного праздника обители. Священное Писание учит нас, что сердце – это главный источник наших действий, как добрых, так и злых (Притч. 4, 23; Мф. 15, 19). Поэтому дело духовного обновления мы должны начинать именно с сердца. Господь сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Будем стараться согревать наше сердце теплотой христианского расположения к другим людям и тогда сможем вместить не только внешние песнопения праздников, но и Самого Господа, Который приходит к христианам, обновлённым сердцами, и обитель у них творит (Ин. 14, 23).

Таким образом, праздник обновления Иерусалимского храма Воскресения является первым в ряду обновлений других христианских храмов, которые совершались по образцу данного обновления. Храм Воскресения стал ключевым духовным символом христианской веры, зримой заменой ветхозаветного храма, неоднократно обновлявшегося. Основная весть христианства — о Христе Спасителе, подлинном обновителе душ и телес. Слово «Обновление» приобретает ключевой характер как синоним Нового Завета и одновременно существенное содержание христианской традиции богооткровенной и неизменной. О, если бы нам удалось по-настоящему воспользоваться этим ключевым словом и повторить вместе со свт. Григорием Богословом: «Обновление, обновление праздник, братья» и действительно обновиться ради обетованной вечности во Христе Спасителе!




[1] Eusebius. Vita Constantini Pin, 4, 47:1–2.

[2] Gelasius Caesarensis. Historia ecclesiastica 3, 17, 11:1–4. 

[3] Gelasius Caesarensis. Historia ecclesiastica 3, 17, 33:3–8.

[4] См.: Theodorus Anagnostes. Epitome historiae tripartitae 1, 45:9–46:1

[5] Vita sanctorum Constantini et Helenae (BHG 365) ( e cod. Ang. gr. 22) 70:1–4.

[6] Vita sancti Constantini imperatoris (BHG 365n) (e cod. Patm. 179) 16:23–24.

[7] См.: Alexander. Inventio crucis (fort. auctore Alexandro alio) // PG. 87.3. Col. 4064:46–51.

[8] Vita sanctorum Constantini et Helenae (BHG 365) ( e cod. Ang. gr. 22) 71:7–8.

[9] Alexander. Inventio crucis (fort. auctore Alexandro alio) // PG. 87.3. Col. 4068:2–5.

[10] Vita sancti Marciani oeconomi (BHG 1033) 12:12–18.

[11] Narratio de translatione sanctae Olympiadis (BHG 1376) 3:3–10.

[12] Narratio de translatione sanctae Olympiadis (BHG 1376) 3:6–12.

[13] Chronicon paschale // Chronicon paschale / ed. L. Dindorf. Vol. 1. Bonn, 1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 531:8–12.

[14] Joannes Chrysostomus. Oratio in exaltationem crucis [Sp.] // Homiliae Pseudo-Chrysostomicae. Instrumentum studiorum in memoriam Bernardi de Montfaucon (1655-1741) / ed. R. F. Regtuit, J. M. Tevel, K.-H. Uthemann. Vol. 1, Turnhout, 1994. L. 4t.

[15] Сильвия Аквитанка. Peregrinatio ad loca sancta. Письма паломницы IV века. Москва, 1994. С. 67.

[16] Cyrillus Alexandrinus. Commentarii in Joannem // Sancti patris nostri Cyrilli archiepiscopi Alexandrini in D. Joannis evangelium / P. E. Pusey. 3 vols. Oxford, 1872 (repr. Brussels, 1965). Vol. 2. P. 249:6–12.

[17] Catena in Joannem (catena integra) (e codd. Paris. Coislin. 23 + Oxon. Bodl. Auct. T.1.4) // Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum / ed. J. A. Cramer. Vol. 2. Oxford, 1841 (repr. Hildesheim, 1967). P. 304:12–13.

[18] Philo Judaeus. De congressu eruditionis gratia 114:1–5.

[19] Catena in Joannem (catena integra) (e codd. Paris. Coislin. 23 + Oxon. Bodl. Auct. T.1.4) // Op. cit. P. 302:20–24.

[20] Cм.: Origenes. Commentarium in evangelium Matthaei (lib. 12-17) 16, 3:74–79.

[21] Germanus I. Orationes 3 // PG. 98. Col. 329:23–27.

[22] См.: Gregorius Nazianzenus. In novam Dominicam (orat. 44) // PG. 36. Col. 608:6–9.

[23] Gregorius Nazianzenus. In novam Dominicam (orat. 44) // PG. 36. Col. 608:34–39.

[24] Gregorius Nazianzenus. In novam Dominicam (orat. 44) // PG. 36. Col. 609:10–12.

[25] Gregorius Nazianzenus. In novam Dominicam (orat. 44) // PG. 36. Col. 613:33–36.

[26] Ephraem Syrus. Sermo de resurrectione, in consecrationibus, et de tumulo sancto (e cod. Athen. Nat. Bibl. 244 MPT, fol. 60r) // σίου φραίμ το Σύρου ργα / K. G. Phrantzolas. Τ. 7. Θεσσαλονίκη, 1998. Σ. 61:5–6.

[27] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Послание к Ефесянам.

+7(499)135-81-15
Секретариат