1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

27 сентября 2022
336

Священник Михаил Асмус,

клирик храма Покрова Пресвятой Богородицы,

что на Ольховце, в Красном селе города Москвы

ПРОПОВЕДЬ НА

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНАГО

И ЖИВОТВОРЯЩАГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ 

в Храме Христа Спасителя на Патриаршем богослужении (27 сентября 2022)

+

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Крест – хранитель всея вселенныя,

Крест – красота Церкве,

Крест – Царей держава,

Крест – верных утверждение,

Крест – Ангелов слава и демонов язва.

(Эксапостиларий Креста)

Такими словами Церковь воспевает Честной Крест Господень во все дни священных воспоминаний Креста, приходящиеся на различные периоды богослужебного календаря: и в Неделю крестопоклонную Великого поста, и в праздник Происхождения (т.е. Изнесения) Честных Древ, и в воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме, и в среды и пятницы всего года. Но всего лучше это песнопение подходит к нынешнему празднику Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня. И вот, почему.

Под словами вся вселенная, употребленными здесь песнописцем, имеется в виду отнюдь не «всё мироздание», как кому-то может показаться на первый взгляд. И это совершенно очевидно, ибо Крест Христов является хранителем лишь для тех, кто прибегает к его благодатной силе с верой и любовью к распятому на нем Спасителю. Соответственно для людей, не ведающих Христа или сознательно противящихся Ему, Крест Господень не может быть хранителем. То же самое касается и упоминаемых в песнопении Царей: речь не может идти о всех правителях вообще, особенно, о тех, кто отвергает Христа или не хочет о Нем знать.

Под словами вся вселенная (οἰκουμένη) подразумевается «христианский мир, христианская икумена», а под Царями – исключительно православные государи. Это особое явление мировой истории началось, когда некогда языческая Римская империя не только прекратила жестокие гонения на христиан, но и сама в лице своих правителей приняла христианство не просто как вероисповедание, но как основу всего своего бытия: благочестивые правители не просто покровительствовали Церкви, но пытались во всех своих начинаниях руководствоваться Новым Заветом Христовым, Его заповедями. В этих условиях границы Церкви и государства практически совпадали, почему песнописец поставил рядом вселенную (т.е. христианский мир) и Церковь.

В основании этого особого явления мировой истории находится Крест Христов, сперва явившийся в сонном видении будущему равноапостольному императору Константину, а затем и обретенный его равноапостольной матерью царицей Еленой вместе с Гробом Господним и Голгофской горой в ходе специальных раскопок в Иерусалиме. Именно тогда, ввиду невероятного числа желавших узреть Честной Крест, установился обычай высоко воздвизать его для лицезрения и поклонения множества молящихся.

Удивительное дело! Тот самый крест, что некогда был изобретен римлянами для самых жестоких и невероятно мучительных казней, применявшихся в отношении рабов, крест, что был символом унижения, страдания и смерти, промыслом Божиим стал знаменем победы и символом защиты для христианских Царей и всех жителей христианской икумены! Великое множество новообращенных христиан начало искренне повторять вслед за апостолом Павлом: Я не желаю хвалиться ничем, кроме как крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира (Гал. 6, 14).

Таким образом семя, посеянное Спасителем на Голгофской горе и обильно напоенное затем кровью мучеников, наконец, принесло обильный плод: греки и римляне, сирийцы и армяне, египтяне и ливийцы, галлы и готы, иберы и бритты, великое множество других племен и народов, входивших в тезоименитое Христу новое жительство (т.е. «новое христианское государство», кондак Кресту) стали исповедовать Христа и стремиться следовать Его учению в своей жизни. Для каждого отдельно взятого человека это означало – отказаться от греха и самолюбия и полюбить милосердие и самопожертвование, отказаться от гордости и гнева и полюбить кротость и смирение. Но для христианских правителей это означало – стоять на страже истинной веры, бороться с ересями и расколами, наконец, защищать удел Христов от внешних врагов.

Всё это имеет самое непосредственное отношение и к нашему русскому народу, к Русской Церкви. После падения Константинополя в середине 15 века жребий христианского государства промыслом Божиим перешел на народы Святой Руси и на российских христианских правителей. Крест Христов стал и их державой в деле распространения Православия и защиты Христова удела от внешних и внутренних врагов. Символ смирения и величия Христова, Его жертвы и Его победы несколько столетий осенял бескрайние просторы Руси. Евангельские идеалы настолько глубоко проникли в душу народа, что даже усиленная пропаганда безбожия, проводившаяся в годы господства советской власти, не смогла их до конца уничтожить.

В нынешнее время, когда в мире ощутимо умножается беззаконие и ослабевает любовь, перед нашим народом, перед каждым из нас как никогда раньше стоит необходимость нравственного выбора – жить ли по Евангелию и по заповедям Христовым или нет, а перед нашими правителями – стать ли на защиту веры Христовой и людей Христовых от внешних и внутренних врагов или нет. Наша вера знает только одно утверждение верных и одну державу христолюбивых правителей  – Крест Христов. Ему кланяясь, его прославляя, к нему прибегая за защитой мы, верные ученики Христовы, не убоимся никаких угроз и никаких врагов. Аминь.


+7(499)135-81-15
Секретариат