1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. О стоянии в истине

О стоянии в истине

4 февраля 2023
373

Игумен Дионисий (Шлёнов)

О стоянии в истине

К годовщине интронизации Святейшего Патриарха Кирилла[1]


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Завтра будет день интронизации Святейшего Патриарха Кирилла, который в 2009 году, 14 лет назад, в этот день был интронизирован, возведён на патриарший престол. Это событие провиденциально произошло в день памяти великого защитника Православия, святителя Марка Ефесского[2], который в середине XV века выступил фактически в одиночку не только против Западной Церкви, но и против многих клириков Восточной Церкви отстаивая чистоту Православия.

История повторяется, и сейчас Русская Церковь выступает среди многих Православных Церквей во всем мире защитницей Православия, можно сказать, в аналогичной ситуации. Константинопольский Патриархат, а позднее бо́льшая часть архиереев Александрийского Патриархата, Элладской Православной Церкви, Кипрской Православной Церкви, нарушая каноны, вступили в церковное общение с раскольническими клириками так называемой «Православной церкви Украины», которые не имели и не имеют покаяния, рукоположение которых не соответствует многовековым нормам, и, с точки зрения православной традиции, такое духовное единство не может быть принято. За этим духовным единством стоит компромисс, уния, стремление угодить окружающему миру, вписаться в современные псевдодемократические, псевдосвободные ценности. И Русская Православная Церковь вместо того, чтобы пойти на большой компромисс ради внешнего мира, спокойствия, дружбы, предпочла строгую позицию, которая соответствует тому подвигу, который совершал святитель Марк Ефесский в середине XV века.

Так что же сделал святитель Марк Ефесский? Мы знаем, что он был родом из знатной семьи, родился в Константинополе, получил блестящее образование. В юношеские годы стал ритором при дворе византийского императора Мануила II. Риторика — высочайшее искусство, искусство слова, искусство знания, свободного владения текстами, материалом, способность не только в письменном, но в устном виде излагать важнейшие философские и богословские истины. Он был не простым ритором, он был ритором-богословом, который занимался толкованием смысла Священного Писания и святоотеческих текстов, речений. Впоследствии в достаточно юном возрасте будущий святитель стал ближайшим советником следующего императора Иоанна VIII. Он занимал высокие посты, но через несколько лет от всего отрёкся, удалился в пустынный монастырь на острове Антигон, где под руководством старца игумена Симеона начал подвижнические труды. Это было предельно опасно, потому что Византия в то время превратилась в маленькое пространство, окружённое огромной Оттоманской империей, и турки могли в любой момент захватить этот монастырь и опустошить его. Вместе со своим старцем он в какой-то определённый момент переселился в Манганский монастырь находившийся в центре Константинополя, недалеко от Святой Софии и набережной (когда-то место пребывания известнейшего богословского и юридического университета), и там продолжил строжайшие подвиги. Со временем был рукопололожен на Ефесскую митрополию, согласившись на такое высокое назначение только ради блага Церкви, не преследуя никаких личных интересов.

А далее его судьба полна подвига самоотречения ради Церкви Христовой. Он был приглашён, как один из самых главных богословов Византии, на Ферраро-Флорентийский собор, на котором решалась судьба Византии. Поскольку сама Византия была предельно маленькая и слабая, император понимал, что она не может устоять перед натиском турок мусульман, и старался воспользоваться единственным выходом — обратиться за помощью к Западу. А Запад исповедовал христианство, но в неприемлемой для Востока форме, и встал вопрос о компромиссе. Византийская империя должна была отказаться от строгости и чистоты своей веры ради получения внешней помощи, иначе эта помощь не могла быть оказана. Византийский император и патриарх, как мы знаем, надеялись на то, что они формально примут условия Римо-католической Церкви, сохранят православие и получат помощь ради спасения Византии. Римский папа и представители Западной Церкви вступали в диалог, они были внешне учтивыми, вежливыми, тактичными. Однако точки зрения расходились: они не хотели отказываться от тех новшеств, которые были допущены в течение веков, от самого главного их учения — исхождения Святаго Духа и от Сына[3], от ряда других литургических новшеств, как, например, служение Литургии на опресноках, а не на квасном хлебе, как то практиковалось в Византии. Они были не готовы к тому, чтобы действительно покаяться и принять точку зрения Восточной Церкви — более древнюю, традиционную и неискажённую. И вот в этой ситуации святитель Марк Ефесский, как мы знаем, сначала в предельно мягкой форме полемизировал и отстаивал истинное православие, а когда Ферраро-Флорентийский собор из Феррары переместился во Флоренцию, когда намерения представителей Западной Церкви и Запада обнаружились более полно, а сами участники собора, представители Греческой Церкви были поставлены в условия голода, выживания, чрезмерного давления, то святитель Марк Ефесский выступил во всю мощь с категорической критикой и неприятием тех условий, которые предлагал Запад. Он указывал, что предпочитает строго следовать традиции Церкви чем принимать вероучительный компромисс. Нужно хранить «священный символ веры неизменным, как он был издан, принимая тех, кто его принимает, и отвергая тех, кто его отвергает»[4].

«Все отцы Церкви, все Соборы и все Божественные Писания побуждают избегать инакомыслящих и отступать от общения с ними. Неужели я, презрев все это, последую за теми, кто приказывает вступить в унию, пользуясь поводом искусственного мира? С теми, кто подделали священный и божественный символ и ввели Сына как вторую причину Святого Духа?... Да не претерплю этого никогда, благой Утешитель, и да не отпаду от самого себя и подобающих мыслей!», — размышлял и молился свт. Марк, дерзновенно обращаясь к Святому Духу, в конце своего «Исповедания веры», представленного во Флоренции[5].

В результате мы знаем, что произошло. Константинополь пал, превосходящие силы турецких войск взяли византийскую столицу. Сопротивление было бесполезно — накануне последнего штурма были вывешены белые флаги, но эти флаги были проигнорированы. Город был отчасти разграблен, отчасти сохранён. Уния никакой перспективы внутри Византии не имела, и ревнители православия считали, что лучше покориться мусульманам, чем представителям католического Запада. А святитель Марк Ефесский стал известен как великий защитник Православия, тончайший богослов, предельно ревностно и строго относившийся к защите веры.

Мы с вами, дорогие братья и сестры, должны вынести из этого определённый урок. Конечно, наша жизнь очень часто состоит из многих компромиссов, на которые нам приходится неизбежно идти. Когда человек приходит в магазин, он покупает, может быть, не совсем те продукты, которые бы ему хотелось купить. Когда человек устраивается на работу, он получает такие условия работы, которые не совсем, может быть, соответствуют ритму жизни православного христианина. Когда человек изучает в школе иностранный язык, может быть, среди упражнений есть такие тексты, которые сами по себе безобидны, но которые к православной культуре, традиции или патриотическому воспитанию, образованию никакого отношения не имеют. Но есть компромиссы допустимые, а есть компромиссы недопустимые. Мы с вами должны иметь рассудительность[6], чуткость и строгость, внутреннюю ответственность, преданность Богу, верность божественным заповедям для того, чтобы не ошибиться, чтобы в тот момент, когда в нашей жизни возникнет недопустимый компромисс, нам хватило сил и самоотверженности сделать правильный выбор.

Сейчас Святейший Патриарх Кирилл проявляет безмерную самоотверженность. Потому что западный мир — и церковный, и политический — на него ополчился, и ему пытаются приписать (а вместе с ним и всей Русской Православной Церкви) ересь этнофилетизма, когда национальное будто бы ставятся на первое место, а религиозное — на второе. Обвинение в ереси этнофилетизма основывается на двух фактах.

Во-первых, обвиняющие говорят о том, что Русская Православная Церковь имеет диаспору (русские приходы за границей), а эти приходы будто бы должны подчиняться Константинопольскому патриарху, а не Московскому. А поскольку наша русская диаспора к тому же ещё и возрастает в числе своих приходов, то это считается вообще недопустимым. Но русский человек везде остаётся русским человеком с очень широкой душой и не может поменять свою юрисдикцию или забыть о России, находясь в других странах. Вопрос диаспоры — вопрос, который прямолинейно решить невозможно, и обвинять за него Русскую Православную Церковь совершенно несправедливо и некорректно.

Во-вторых, Русскую Церковь обвиняют в ереси этнофилетизма в связи со специальной военной операцией на Украине. Как мы знаем, Русская Православная Церковь является сторонницей мира, но при этом она не может не поддерживать русских воинов, и её позиция совсем не агрессивная, а взвешенная и духовная. Обвинители России и Русской Православной Церкви хотят возложить на Россию абсолютную ответственность за действительно драматичные события, при этом оправдывая свои бесконечные беззакония, преступления, которые совершались и совершаются не во имя мира, а во имя корыстных, страшных, мрачных, безбожных глобалистских интересов.

В этой ситуации Святейший Патриарх Кирилл и Русская Православная Церковь свидетельствует об истине и приобщается духовному и исповедническому подвигу святителя Марка Ефесского, который, как мы знаем из его жития, вернувшись после Ферраро-Флорентийского собора на Ефесскую кафедру, которая к тому времени политически перешла под руководство Оттоманской Порты, стал восстанавливать там нарушенный уклад православной жизни. По приказанию императора святитель Марк на два года был заточён в темницу, выдержал это заточение и скончался или до или после окончательного взятия Константинополя турками. Перед смертью свт. Марк завещал продолжать «верно и чисто бороться за веру»[7].

Не будем воспринимать падение Константинополя как апокалиптический символ поражения, но будем надеяться на то, что идеалы добра и справедливости, смирения и кротости, унаследованные от Святой Руси, не только сохранятся, но и станут спасительной нитью для окружающего мира. Мы молимся за Россию, мы молимся за русских воинов, мы отвергаем попытки обвинения в ереси этнофилетизма! Стараемся, конечно, не платить злом за зло, но как можно шире, спокойнее, самоотверженнее, смиреннее относиться к происходящему, молиться и за друзей, и за врагов и никогда ни на один шаг не отступать от истины, по молитвам святителя Марка Ефесского. Аминь.




[1] Проповедь после всенощного бдения 31.01.2023.

Память свт. Марка, архиеп. Ефесского (1444). День интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

[2] Византийский богослов, полемист, гимнограф, участник Ферраро-Флорентийского собора.

[3] Filioque.

[4] Marcus Eugenicus. Confessio fidei 5:2–5.

[5] Marcus Eugenicus. Confessio fidei 5:39–51.

[6] Многие подвижники выше всего в духовной жизни ставят добродетель рассуждения. Слово 26 «О рассуждении помыслов, и страстей, и добродетелей» // Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы, Лествица. Москва, 2013. С. 336.

[7] Marcus Eugenicus. Marci Ephesii morientis oratio ad amicorum coetum. L. 62–63.

(ἀγωνίσασθαι πιστῶς καὶ καθαρῶς ὑπὲρ τῆς πίστεως).

+7(499)135-81-15
Секретариат