1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Вера как принятие Божественного Промысла

Вера как принятие Божественного Промысла

19 июня 2023
267

Иг. Дионисий (Шленов)

Вера как принятие Божественного Промысла1

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В евангельском чтении мы слышали очень простые слова о том, к чему надо стремиться, о том, к чему надо умеренно стремиться, и о том, к чему не надо стремиться2. Бог является подлинным центром системы координат человеческой жизни. Если мы полагаем Бога в нашей душе и стремимся к Богу, то мы проявляем к Нему веру, проявляем доверие, а Бог в ответ является не только нашим Создателем и Творцом, но и Промыслителем — Тем, кто заботится не только о каждом этапе нашей жизни, но и о каждом шаге нашей жизни, о каждом мгновении нашей жизни. Верующий человек вверяет себя Богу, устремляется к Богу, а Бог в ответ начинает таинственный Промысл о его жизни. Тем самым смысл веры не в том, чтобы только признать бытие Бога, а в том, чтобы привлечь Божественный Промысл. Смысл веры не только в констатации бытия Бога, а в полном послушании божественной воле. Нам бывает очень трудно просить, потому что мы привыкаем к тому, что все земные проблемы мы можем решить самостоятельно. Нам ещё труднее благодарить, и нам ещё труднее вверить себя божественной воле, чтобы проявлять в ответ на действие Божественного Промысла глубокое послушание. Таким образом жили все святые, ибо они не настаивали на своей воле, но принимали божественную волю.

Но возникает вопрос: как понять, где наша воля, а где божественная воля? Святые отцы говорят о рассудительности, эта добродетель даётся по мере самоотречения, она постепенно появляется в жизни по мере жертвенности, которую нужно проявлять, по мере истинной правды, к которой надо всей душой стремиться. Человек совестливый имеет больше предпосылок для того, чтобы иметь такую рассудительность, ибо бессовестный человек может пройтись по головам своих близких, даже этого не заметив, а совестливый человек, даже если обидит одним словом своего ближнего, он может переживать всю жизнь. Конечно, такая чрезмерная переживательность, которая называется мнительностью, не является большим достоинством, но, тем не менее, лучше замечать, чем не замечать, лучше жертвовать, чем настаивать на своём, лучше стремиться к абсолютной божественной правде, чем самоутешать себя, одевая на себя маску самодовольства и самодостаточности.

В сегодняшнем евангельском чтении тем самым мы слышим вроде бы простые слова о том, что не хлебом насущным, не питием, не одеждой — не ради этого живёт человек, а ради Царствия Небесного. В этих словах закладывается огромный смысл. Мы можем сами разделить все действия своей жизни на две категории: на то, что мы делали жертвенно ради Бога и ближнего; и на то, что мы делали эгоистично ради самого себя. Представим себе, что на Страшном Суде будет чаша, на которой будет решаться наша дальнейшая судьба. На одни весы будут положены все наши жертвенные дела, а на другую чашу весов будут положены все наши эгоистические дела. Что перевесит?

Будем стараться, пока не поздно, жить не по своей, а по божественной воле, жить не для себя, а для Бога и ближнего, жить не земным, а небесным, жить не в забвении о Царстве Небесном, а в глубокой памяти о том, что оно грядёт, о том, что оно начинается здесь, на земле; жить не по земным законам, а стараться здесь, на земле исполнять вечные небесные непреходящие законы Небесного Царствия.

Бог знает все наши нужды и потребности, Он лучше нас самих может позаботиться о нас. А нам остаётся быть верными исполнителями Его божественной воли и стражами своей собственной совести. Не у всякого есть полноценная совесть. Очень часто хитрость входит в нашу жизнь таким образом, что становится как будто бы правдой. Для достижения подлинной правды мы приходим в храм, мы приходим в Церковь, ковчег спасения, и стараемся восстановить потерянное через покаяние, через священные непреходящие камертоны. Будем с вами стараться и то малое поприще Петровского поста, в которое мы вступили в сегодняшний день, постараемся пройти достойно, ревностно самоотреченно, пытаясь каждый день приобретать духовные уроки не только через чтение святоотеческих книг, но и через добрые жертвенные самоотречённые дела, через жизнь ради Царствия Небесного. Аминь.

1 Проповедь 12.06.2023 в первый день Петрова поста.


2 Мф. 6, 31–34, 7, 9–11 (зач. 19).


+7(499)135-81-15
Секретариат