1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Духовный подвиг св. вмч. Димитрия Солунского

Духовный подвиг св. вмч. Димитрия Солунского

14 ноября 2023
198

Духовный подвиг св. вмч. Димитрия Солунского


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, в сегодняшнем евангельском чтении мы слышали слова Христа Спасителя: «Просите и дастся вам, ищите и обрящете, стучите и откроется вам» (Лк. 11, 9). Это трёхчастное прошение понимается святыми отцами как призыв Христа Спасителя к молитве и доброделанию, ибо слова «просите и дастся вам» большинством святых отцов понимаются как добродетель молитвы; «ищите и обрящете» понимаются святыми отцами как поиск добродетели молитвы; а «стучите и отверзется вам» понимаются как поиск Царствия Небесного через добрые дела.

Сегодняшний святой — святой великомученик Димитрий Солунский, исполнил сполна эти божественные призывы своей жизнью и своей мученической смертью. Он имел дар молитвы, он обрёл этот дар молитвы почти что самостоятельно, и он имел множество добрых дел, включая свою мученическую кончину, благодаря которым ему открылось Небесное Царствие. Святой великомученик Димитрий в начале IV века в Фессалониках, будучи правителем этого славного града, претерпел мученическую кончину при Максимиане императоре, который, будучи идолослужителем, прибыл в Фессалоники и заточил в темницу святого Димитрия.

Но чем особо известен святой Димитрий, о чём говорят все его древние жития? Во всех древних житиях святого Димитрия упоминается назидание, которое преподал апостол Павел своему ученику Тимофею во Втором Послании: «настой во время и не во время» (2 Тим. 4, 2). Апостол Павел под этими словами подразумевал настойчивость христианской проповеди. Он учил Тимофея быть добрым пастырем который должен стоять, который должен проповедовать, который должен распространять божественное слово «во время и не во время». По-гречески слова апостола Павла звучат следующим образом ἐπι­́στηθι εὐκαίρως ἀκαίρως дословно «настаивай благовременно и не временно». Эти слова, извлечённые из своего прямого контекста в самодостаточную богословскую и аскетическому формулу, прилагаются жизнеописателями святого великомученика Димитрия к его собственной жизни как священное пророчество, ибо он не только словом во время и не во время проповедовал о Христе Спасителе, когда в Фессалониках собирал жителей этого града для того, чтобы преподать им священное назидание, но и своей собственной жизнью во время, то есть в счастливых обстоятельствах, и не во время, то есть в темнице, в заточении, в гонении, свидетельствовал о Боге Слове.

«Во время и не во время» — экзегеты понимают эту формулу апостола Павла как призывающую проповедника проповедовать и в удобный, и в неудобный час. Но эта же формула апостола Павла призывает всех нас как православных христиан и в удобных, и в неудобных обстоятельствах своей жизни быть верными слугами и последователями Бога Слова.

Святой великомученик Димитрий, пребывая в темнице, благословил юношу Нестора на сражение, на единоборство, на подвиг, на одержание победы над языческим богатырём Лием, который, возможно, как говорится в одном из житий, был вандалом по своему происхождению, который имел исключительную силу, проявляемую им в разных пределах Римской империи, на Балканах и в Малой Азии. И вот Нестор, получив благословение от святого великомученика Димитрия, уже заточённого в узы, отправился на единоборство, вопреки словам императора Максимиана, который, с одной стороны, пытался пожалеть Нестора и говорил ему не вступать в единоборство с тем, который всех побеждает, а с другой стороны, он жалел своего богатыря и пытался откупиться и как бы выкупить Лия от позорной смерти. Однако Нестор, получив благословение святого великомученика Димитрия, мужественно вступил в поединок и одержал победу, за что сам был вместо наград умерщвлён мечом у западных врат Фессалоник, а потом мученическую кончину от заклания копьями принял и святой великомученик Димитрий.

В этом повествовании вся суть подвига святого великомученика Димитрия, который пребывая в темнице, думал не о своём спасении, а о продолжении служения воле Божией, который и в благовремении, и вне благовремения оставался верным служителем Бога Слова, который преподал Нестору священное победоносное благословение и сам стал удивительным покровителем как Византии, так и Руси. Святитель Филофей Коккин, жизнеописатель святителя Григория Паламы, в XIV веке в «Похвальном слове» святому великомученику Димитрию восхвалял его как того, кто превзошёл своими подвигами Александра Македонского, который завоевал весь мир, но не смог посвятить Богу свою собственную душу. Святой великомученик Димитрий — исключительный герой христианской аскезы и подвига, который показывает нам всесовершенный подвиг христианских добродетелей, чтобы мы, дорогие братья и сестры, и в благовремении и без времени следовали за Богом Словом и проявляли все возможные добродетели; чтобы мы стремились к добродетели молитвы, по слову Самого Спасителя «просите и дастся будет вам», чтобы мы отыскивали эту добродетель по призыву: «ищите и обрящете», чтобы мы добродетелями стучали в сокровенные врата Небесного Царствия, и, пользуясь ключом веры и других священных добродетелей, постепенно открывали эти врата, предвосхищая себе Царствие Небесное, по слову Спасителя «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Святой великомученик Димитрий являет пример духовного подвига, являет пример мученического самоотречения, являет пример подлинно христианской жизни — той жизни, в которой не остаётся места для праздности, ибо всякое мгновение — и благоприятное, и неблагоприятное — должно быть священной жертвой Богу. Аминь.

«Настаивай во благовремении и не в благовремении» — побуждает апостол Павел не только своего ученика Тимофея. Это священное речение, и нас побуждает, чтобы мы имели непрестанную молитву, не только когда благоприятные обстоятельства, но и всегда. Святой апостол Павел яснейшим образом говорит: «непрестанно молитесь». Каждый человек имеет удобное время и имеет трудное время, и в трудное время уныния удаляется от Бога, падает в ров отчаяния, теряет живительную связь с Богом. «Настаивай во благовремении и вне срока» — повторяет апостол Павел. И эти слова апостола являются словами ободряющими, являются словами, которые дают надежду, словами, которые нас снова связывают с Богом, позволяют преодолеть препятствия, позволяют вернуться и соотнестись с божественной волей.

В жизни святых благовремение можно стать вневременной вечностью. «Один день как тысяча лет, и тысяча лет как день един», – так говорит и апостол Пётр (2 Пет. 3, 8), и древний псалмопевец царь Давид (пс. 89, 5). Православный христианин изгоняет уныние и привносит радость, и тогда каждое мгновение и каждый день его жизни становится радостной вечностью. Аминь.

+7(499)135-81-15
Секретариат