1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Пример бесстрашия и ревности св. Марии Магдалины

Пример бесстрашия и ревности св. Марии Магдалины

2 мая 2023
221

Иг. Дионисий (Шленов)

Пример бесстрашия и ревности св. Марии Магдалины1


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня святая Церковь особо торжественно празднует память жен-мироносиц. Тех, которые не меч и щит с собой носили, но драгоценное миро; тех, которые были не более сильными, как то и подобает женскому роду, а более слабыми, но при этом были бесконечно преданными. И они носили с собой драгоценное миро, которым умащивали ноги Христа Спасителя не многократно, а единожды перед Распятием, тем самым выполняли некий чин, который имел смысл не только в том, чтобы внешне угодить Богу Слову, но в том, чтобы проявить к Нему глубокое внутреннее почтение. Носили миро, которое было знаком не только земной целесообразности, но наоборот, нецелесообразности, которая сочетается с целесообразностью небесной.

Мы на отпусте произнесли имена семи жён-мироносиц2 в соответствии с семью дарами Святаго Духа. А первая из них Мария Магдалина, как мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, которое читалось на утрене, была одержима семью духами, которые были изгнаны из неё Христом Спасителем. Из этого можно было бы сделать неправильный вывод о том, что Мария Магдалина первая и может быть, самая великая среди жен-мироносиц, была бесноватой.

Если мы откроем с вами её житие, которое было издано в 1987 году по рукописи лондонской английской Бодлианской библиотеки3, то мы увидим там подробное описание жизни Марии Магдалины, которая была родом от благочестивейших родителей отца Сира и матери Благодарение, по-гречески Евхаристия4. Получила уникальное образование и воспитание, отличалась дарами почти что духоносными, но тем не менее, когда она пришла в Иерусалим, то по божественному попущению она была охвачена семью духами - семью бесами, которые, однако, были изгнаны по молитвам Христа Спасителя. «Была одержима же Мария Магдалина семью демонами; и от Христа благодатью искупляется и освобождается от них и исцеляется»5.

Если изгнанного демона не заместить божественной благодатью и силою добродетели, то тогда изгнание не имеет в себе никакой цены. Недостаточно иметь чистое или пустое сердце, но нужно иметь сердце, наполненное Богом.

В житии Марии Магдалины говорится, что вместо семи бесов, которые были изгнаны из неё Христом Спасителем, она приобрела семь драгоценнейших добродетелей и своей добродетельной жизнью отличалась от многих своих сверстников и окружавших её. «Она освободилась от всех зол и облеклась во все блага»6. Мария Магдалина — это та, которая оказывается у Креста Христа Спасителя, когда другие бежали. Оказывается той, которой первой является Христос Спаситель по Своём Воскресении; той которая возвещает воскресную весть разбежавшихся от страха ученикам; той, которая встретила Христа в виде садовника и в конце концов узнала Его.

Мария Магдалина является не просто слабым немощным сосудом, но предельно храбрым, мужественным и самоотверженным человеком. И действительно, если мы приоткроем дальнейшие таинственные страницы её жития, то мы прочтём много удивительного и возможно нам неизвестного. Ибо в то время, как после вознесения Христа Спасителя и после дня святой Пятидесятницы все апостолы разошлись на проповедь по всему миру, то Мария Магдалина подумала о том, что её Спаситель Христос был несправедливо предан на смерть иудейскими первосвященниками Каиафой и Анной и игемоном Понтием Пилатом, и отправилась не на проповедь, а в Рим к римскому императору с тем, чтобы подать иск и жалобу на распявших Христа Спасителя.

И действительно, в силу храбрости своей души и глубочайшей ревности она удостоилась не только аудиенции у императора, но и изложила ему всё беззаконие распятия Христа Спасителя:

«А сама блаженная Мария Магдалина настолько возлюбила Господа нашего Иисуса Христа, что отправилась в Рим к цезарю, неся такое воззвание к нему: “Пилат, которого ты послал правителем в Иерусалим, несправедливый суд совершил на Иисуса, Сына Марии, совершавшего великие знамения и чудеса в народе. Он просвещал слепых, воскрешал мёртвых, очищал прокажённых, словом изгонял демонов и просто всё делал. И архиереи Анна и Каиафа из-за зависти и убийства предали Его правителю Пилату; … и тварь, увидев несправедливость, поколебалась; солнце омрачило лучи, и луна превратилась во мрак; земля поколебалась и камни распались; завеса храма разделилась сверху донизу; мёртвые воскресли”»7.

Cвятая защитница добилась того, что иудейские первосвященники Каиафа и Анна были вызваны в Рим. Но Каиафа не приехал туда, ибо скончался на Крите, а Анна был доставлен в Рим, мучим и казнён. А потом в Рим был доставлен и Понтий Пилат, который был допрашиваем императором за то, что он отдал приказ о несправедливом распятии Христа Спасителя. Он пытался оправдываться и перекладывать свою вину, но был заточён в темницу8. И в конце концов Понтий Пилат, пытаясь спастись из темницы, промыслительно скончался там, получив божественное наказание9. А Мария Магдалина, вернувшись в Иерусалим, занималась проповедью, претерпевала многочисленные гонения и проповедовала христианство во Франции, в Европе, в Марселе10 и в прочих местах.

Для нас этот пример Марии Магдалины, которая не боится выступить перед языческим императором, отстаивая истину Христианского благовестия, является примером особой ревности. В то время, как апостолы проповедовали о Христе Спасителе, Мария Магдалина защищала Христа Спасителя! В то время, как другие апостолы в конце своей проповеди так или иначе все удостоились мученической кончины и тем самым ознаменовали свою духовную победу внешним поражением, то Мария Магдалина достигла даже внешней победы, оказываясь свидетелем в отстаивании божественной правды на земле.

Мария Магдалина, явившись перед лицом римского императора, тем самым предуказывала своим собственным примером симфонию Церкви и государства, как то сложилось в Византии и на Руси в последующие века, проявила предельное дерзновение, отстаивая истину. И мы с вами, как православные христиане, будем брать пример с Марии Магдалины и не бояться отстаивать истину вплоть до смерти. Не бояться отстаивать истину вплоть до полного самоотречения, но стремиться отстаивать истину вплоть до подлинной победы. Православные христиане не столько стремятся к внешним земным победам, сколько, прежде всего, к внутренней духовной победе. «И сия есть победа — вера наша» (1 Ин. 5, 4), как говорится у евангелиста Иоанна Богослова.

Будем с вами через подвиг Марии Магдалины ощущать также подвиг и других жён-мироносиц и не оправдываться слабостью, беспомощностью, невозможностью, неготовностью, обстоятельствами, но будем стараться делать то, что можем сделать в служении истине. Будем носить в своих сердцах драгоценное миро добродетелей! Будем нерационально и без какого бы то ни было прагматического подхода обращаться к Христу Спасителю, просить у Него не внешний, а внутренний дар — достижения Царствия Небесного и спасения! Будем с вами проявлять героизм не только тогда, когда все его видят и когда за него хвалят, но и тогда, когда его никто не видит и когда за него никто не хвалит. Будем героями по примеру святой Марии Магдалины, которая нашла в себе силы достичь Рима, достичь Иерусалима, побывать в священных городах земли и везде принести свет христианской веры. Аминь.

1 Проповедь после Всенощного бдения 29 апреля 2023 г.


2 Маpия Магдалина, Маpия (мать Иакова меньшего и Иосии), Саломия, Иоанна, Маpфа и Маpия (сестpы Лазаpя), Сyсанна.


3 Житие и жительство святой равноапостольной Марии Магдалины. Vita sanctae Mariae Magdalenae (e cod. Oxon. Bodl. Holkham graec. 9) (Halkin F. Une vie grecque de sainte Marie-Madeleine (BHG 1161x) // Analecta Bollandiana. 1987. 105. P. 6–16). Данное житие написано не позднее XV–XVI вв., но его источником было житие ΧΙΙ в. (BHL № 5450–5452). (См. подробнее в статье при участии О. Лосевой Мария Магдалина // ПЭ).


4 Там же.


5 Там же.


6 Там же.


7 Там же. 4.


8 См.: Там же. 4–5.


9 Там же. 7. «И выйдя из себя, цезарь определил бросить его в тюрьму, пока он не придумает, какую горькую смерть навести на него за несправедливость, которую он сделал по отношению к Иисусу, праведному и безгрешному, ибо темницы Рима находились вне города. И Пилат пребывал в темнице, а его знакомые и друзья не дерзали говорить о нём цезарю, но нашли один из дней в качестве повода и устроили охоту для цезаря вне Рима рядом с темницей. Они условились с Пилатом, что, когда он увидит цезаря там рядом, надо будет выглянуть из-за двери и попросить его завершить суд и освободить его. Вот они начали охотиться, ибо имели собранных животных: зайцев, страусов и оленей — в долине той. Один же олень был самым прекрасным среди всех… и начал цезарь преследовать оленя до темницы. А олень после погони остановился у стены темницы, а цезарь старательно прицеливаться, чтобы застрелить оленя из лука. В то же самое время Пилат выглянул из окошка, чтобы попросить цезаря о прекращении своего заточения. Цезарь метнул стрелу в оленя, но стрела, пролетев мимо оленя, попала Пилату прямо в сердце, и таким образом он получил горькую смерть от руки цезаря».


10 См.: Там же. 8–13.


+7(499)135-81-15
Секретариат