1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Торжество Православия в прошлом и настоящем

Торжество Православия в прошлом и настоящем

13 марта 2023
177

Игумен Дионисий (Шлёнов)


Торжество Православия в прошлом и настоящем[1]

 

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

В только что спетой проникновенной духоносной стихире мы слышали с вами, как апостол Пётр, один из ближайших учеников, первоверховный, столп и утверждение Церкви, пришёл к пещере Воскресшего Спасителя и увидел только ризы[2]. А Лука и Клеопа, которые не были столь близки Христу Спасителю, удостоились длительной беседы с Воскресшим Христом Спасителем, как никто из людей. И в конце этой длительной беседы Христос Спаситель открылся перед ними, стал опознан ими в преломлении хлеба в Евхаристии, в причащении, и потом стал невидим для них. Мы видим через это, как ближайший ученик удостоился меньшей почести, чем более удалённые ученики. И для нас в этом есть духовное утешение, ибо мы понимаем, что мы с вами тоже похожи на неблизких учеников Христа Спасителя. Мы пребываем в нерадении, мы пребываем в некотором оцепенении, мы не исполняем все заповеди. Но вдруг появляется надежда, что в нашей жизни может появиться таинственный путник, Христос Спаситель и показать нам вечный путь ко спасению.

Сегодняшний праздник, Торжества Православия — это удивительный праздник, самый богословский в году, сосредотачивающий в себе все богословие Церкви, и, несомненно, этот праздник является для православных христиан сокровищем спасения, сокровищем богословия. Этот праздник был установлен в 843 году по настоянию святой царицы Феодоры, которая была ещё достаточно юного возраста, вдовой, потеряла своего мужа императора Феофила, которому было 29 лет, который вводил в Византии предельно утонченную культуру, а в то же самое время переживал за свой родной город Аморион, который был арабами опустошён, и при этом был иконоборцем, гонителем, и святая императрица Феодора настояла на том, чтобы император Феофил был прощён посмертно и горячо настаивала на том, что и в конце своей жизни он имел малое покаяние, которое должно было быть подкреплено посмертным прощением. Мы видим с вами, что святая императрица Феодора, несмотря на свой собственный юный возраст, имела огромное дерзновение и силу настоять на введении праздника Торжества Православия.

Праздник Торжества Православия стал ключевым моментом в истории Церкви, ибо до этого события была столетняя и предельно смутная эпоха: эпоха гонений на Церковь, эпоха полной неопределённости, эпоха тщетных ожиданий, ибо когда мы читаем византийского хрониста Михаила Глики об первом иконоборческом императоре Льве Кононе, то он сообщает следующую деталь. Император Лев, ещё не будучи императором, присел у источника для того, чтобы испить чистой воды, и встретился у этого источника с иудеями-прорицателями, которые столь пленили его душу, что, когда он стал императором, он вызвал их к себе, и они ему сказали: «Император, если ты удалишь образ Христа, если ты уничтожишь почитание святых икон, то ты будешь царствовать в течение ста лет»[3]. И император, прельщённый таким обещанием, приказал византийскому офицеру забраться по лестнице на Медные врата, которые располагались у императорского дворца перед Августеоном, площадью, разделявшей большой императорский дворец и собор Святой Софии, ниспровергли этот образ, и так началась эпоха иконоборчества. Тем самым мы видим, что в основе иконоборчества, согласно данному повествованию, лежит тщеславие, стремление к многолетнему царствованию, стремление к земной славе и почестям, стремление к нарушению божественного порядка и определённых пределов жизни. Это тщеславие привело к абсолютной катастрофе.

Также тот же хронист повествует о том, что при большом императорском дворце была библиотека, которая состояла из тысяч и даже миллионов томов. И в этой библиотеке работали двенадцать благочестивых библиотекарей, которые не брали за свою работу никакого вознаграждения, но при этом были преданы иконам. И император в ненависти, распалённый против образа Христа, в стремлении к своему всевластию приказал сжечь всю это библиотеку вместе с библиотекарями[4].

Но после Торжества Православия, после торжества иконопочитания происходит торжество не только учения о святых иконах, но и всего церковного учения, и в 843 году был прочитан впервые в истории Церкви Синодик православия, в котором были преданы анафеме все ереси до 843 года. И более того, этот Синодик православия оказался открытым, и в него вносили и в XI, XII, в XIII, XIV веке дополнительные церковные вероисповедания, священные формулы и анафемы против тех ересей и уклонений от церковного учения, которые появлялись впоследствии. Тем самым 843 год, год Торжества Православия, стал ключевым, стал драгоценным, предельно значимым временем для торжества православной веры.

Но что мы имеем сейчас, дорогие братья и сестры? В 2023 году вроде бы уже и Синодик потерял свою актуальность, ибо мы читаем в храмах его сокращённый только вариант, а полный вариант был отменён во времена ещё Екатерины Великой. А когда мы читаем Синодик, то мы не можем понять всей глубины богословия, потому что эта глубина лучше приоткрывается на древнегреческом языке. Также вроде бы те древние ереси, которые волновали Церковь, сейчас не столь актуальны, как в момент своего появления и бушевания. Вроде бы сама Церковь настроена на мир, на лад, на умиротворение, наряду своей былой строгостью в силу того, что сама Церковь уже не является Церковью единственной в Византийской империи, а занимает более скромное место в мире, проявляет по второстепенным вопросом много снисхождения.

Но, о чудо из чудес! Сейчас в настоящее время Русская Православная Церковь является носительницей очень глубокой соборной истины. Она отстаивает соборное устройство Церкви, отстаивает церковную традицию, к которой нельзя ничего ни прибавлять, ни убавлять. И день Торжества Православия подтверждает эту полноту. Вроде бы внешние события, которые кажутся внешне геополитическими или политическими, на самом деле имеют глубокий духовный смысл, когда в столкновении современных Церквей и в чрезмерных претензиях Константинопольского патриарха усматривается не просто земная алчность или корысть, а усматривается некое нарушение священных принципов церковного устройства. И в последнее время сторонники не соответствующего канонам признания раскольничьих группировок на Украине снова продожают с еще большей настойчивостью исходя из приписываемых себе экстерриториальных прав учить о главе Церкви на земле и превратно истолковывать события русской истории, начиная с XVI в. События бегут с исключительной быстротой. А Русская Православная Церковь отстаивает истину и идёт царским путём.

Можно задаться вопросом: но зачем вести споры, можно просто в состоянии умиротворения простить друг друга, покрыть любовью и не спорить? Однако церковная истина устроена так, что она не совместима с ложью. Она предельно широка, она преисполнена любви, она готова всё покрыть и простить, но она не готова перестать быть сама собой. В этом же состоянии пребывали и те отцы, которые в 843 году сформулировали Синодик православия, в этом же состоянии пребывали все те, кто хранили и продолжает хранить священную традицию.

И мы с вами, дорогие отцы, братья и сестры, для того, чтобы не уподобиться императору Льву Конону, который хотел царствовать сто лет и сжигал драгоценную библиотеку с библиотекарями, будем стараться не нерадеть, а радеть об истине. И в день Торжества Православия постараемся с вами дать Богу обещание в том, что мы будем любить православное богословие, стараться его хранить, и, конечно, соответствовать этому богословию. Недаром Торжество Православия совершается в конце первой седмицы Великого поста. После подвигов, после особо долгих молитв, после очищения своего тела постом, а души молитвой, мы с вами предельно трепетно должны ощутить и вступить в этот священный праздник божественных образов. Аминь.




[1] Проповедь после всенощного бдения 5.03.2023. Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Глас 5-й.

[2] «О прему́дрых суде́б Твои́х, Христе́! / Ка́ко Петру́ у́бо плащани́цами еди́неми, / дал еси́ разуме́ти Твое́ Воскресе́ние, / Луце́ же и Клео́пе спутеше́ствуя, бесе́довал еси́, / и бесе́дуяй не а́бие себе́ явля́еши? / Те́мже и поноси́мь быва́еши, / я́ко еди́н прише́льствуяй во Иерусали́м, / и не причаща́яйся в коне́ц сове́та их. / Но И́же вся к созда́ния по́льзе стро́я, / и я́же о Тебе́ проро́чествия откры́л еси́, / и внегда́ благослови́ти хлеб, позна́лся еси́ им, / и́хже и пре́жде того́ сердца́ к позна́нию Твоему́ распала́стася, / и́же и ученико́м со́бранным уже́ / я́сно пропове́даста Твое́ Воскресе́ние, / и́мже поми́луй нас». Стихира евангельская 5-я // Октоих. Москва, 1991. Т. 2. С. 619 («Ὢ τῶν σοφῶν σου κριμάτων Χριστέ! πῶς Πέτρῳ μὲν τοῖς ὀθονίοις μόνοις, ἔδωκας ἐννοῆσαί σου τὴν Ἀνάστασιν, Λουκᾷ δὲ καὶ Κλεόπᾳ, συμπορευόμενος ὡμίλεις, καὶ ὁμιλῶν, οὐκ εὐθέως σεαυτὸν φανεροῖς; Διὸ καὶ ὀνειδίζῃ, ὡς μόνος παροικῶν ἐν Ἱερουσαλήμ, καὶ μὴ μετέχων τῶν, ἐν τέλει βουλευμάτων αὐτῆς. Ἀλλ' ὁ πάντα πρός τὸ τοῦ πλάσματος συμφέρον οἰκονομῶν, καὶ τὰς περὶ σοῦ προφητείας ἀνέπτυξας, καὶ ἐν τῷ εὐλογεῖν τὸν ἄρτον, ἐγνώσθης αὐτοῖς, ὧν καὶ πρὸ τούτου αἱ καρδίαι, πρὸς γνῶσίν σου ἀνεφλέγοντο, οἳ καὶ τοῖς Μαθηταῖς συνηθροισμένοις, ἤδη τρανῶς ἐκήρυττόν σου τὴν Ἀνάστασιν, δι' ἧς ἐλέησον ἡμᾶς» // ΔΟΞΑΣΤΙΚΟΝ Ε', Ἦχος πλ. Α' Ἰδιόμελον // URL: https://glt.goarch.org/texts/Och/Eothina5.html)

[3] См.: Михаил Гликас. Анналы (Annales sive Βίβλος χρονική) // Michaelis Glycae Annales / ed. I. Bekker. Bonn, 1836. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 521:6–12.

Синаксарь Недели Торжества Православия // Триодь Постная. Москва, 1992. Т. 1. С. 294.

[4] Михаил Гликас. Анналы (Annales sive Βίβλος χρονική) // Michaelis Glycae Annales / ed. I. Bekker. Bonn, 1836. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 522:6–18.



+7(499)135-81-15
Секретариат