1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. И҆ вѣ́сть прїе́мше во снѣ̀

И҆ вѣ́сть прїе́мше во снѣ̀

8 января 2024
73


И҆ вѣ́сть прїе́мше во снѣ̀[1]

Пророческая проречения виде в старости /

я́ве Иосиф Обручник, / проявленно исполняемая, /

обручение воистинну странное, / откровение Ангелы прием, /

Богу слава, – вопиющих, – / на землю мир низпославшему[2].

Мы стоим у вертепа, у яслей Богомладенца, и наши мысли пытаются проникнуть в тайну Его Божественного Рождения. Праведный Иосиф и Обручник Святой Девы Марии, когда узрел, что Дева Мария непраздна, был охвачен человеческими сомнениями, земными страхами, недоверием, непониманием, неприятием сверхъестественного, вышеестественного характера Рождения Бога Слова. Для того чтобы преодолеть эти сомнения, является Архистратиг Архангел Гавриил и вступает с ним в разговор, причём этот разговор состоялся во сне, когда Иосиф спал. И во сне святой праведный Иосиф Обручник получает удивительное благовестие. Архистратиг поясняет ему, что Дева имеет во чреве от Духа Святаго, что Она родит Спасителя мира. И далее после этих слов Архангела евангелист делает пояснение: это осуществляется в исполнении реченного в древности пророка Исайей: се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ (Мф. 1, 23).

Эти таинственные слова пророка Исайи заставляли святых отцов задуматься, сказаны ли были эти слова во сне или наяву, являются ли эти слова словами Ангела как продолжающие его мысль, или являются эти слова словами евангелиста. Является ли само пророчество пророка Исайи тем, что он записал и это божественное слово. Святые отцы в ответ на эти вопросы дают следующие ответы: поскольку Архангел Гавриил явился праведному Иосифу во сне и пояснил ему смысл Боговоплощения, архистратиг же и ссылается на пророка Исайю. Архангел ссылается на древнего ветхозаветного пророка. Древний ревностный ветхозаветный пророк поясняет то, что говорил Архангел.

Мы с вами, дорогие братья и сестры вдумаемся в слова древнего пророка Исаии: се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ. Те, кто не хотел принять Боговоплощение, древние иудеи, для которых пришествие Христа Спасителя было катастрофой, потому что нарушало их представление о Едином Боге, которые исключали возможность признать в Боге Святую Троицу, они говорили: «Почему же пророк Исайя, если он такой прозорливый, почему же он не сказал “Cе, Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Иисус Христос Спаситель”, почему он говорил об Еммануиле?»

Святые отцы отвечают на этот вопрос. Есть имена точные и есть имена общие. Еммануил — это не личное имя Христа Спасителя, Еммануил — это общее имя, которое указывает на то, что Христос Спаситель является Богом, пребывающим вместе с людьми. Слово «Еммануил» указывает на Домостроительство нашего спасения.

Се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ. Мы с вами, дорогие братья и сестры, слышим таинственные слова. Слова, которые были сказаны во сне. Слова, которые были сказаны Архангелом. Слова, которые опираются на древнего пророка. Слова, которые выбирают то понимание древнего пророка, которое было вложено семидесятью толковниками, которые в III веке до Рождества Христова в окрестностях Александрии переводили с древнееврейского Священное Писание на древнегреческий язык. Священные слова, которые обязывает нас, стоящих перед вертепом Христа Спасителя, ощутить, что Бог с нами. А если Бог с нами, значит, мы не имеем права на колебание, на слабость, на малодушие, на рассеянность, на недоверие, на сомнение, на уныние, на ропот, на трусость, на недостаточную ответственность, на недостаточное послушание.

Се́, Дѣ́ва во чре́вѣ прiи́метъ и роди́тъ Сы́на, и нареку́тъ и́мя Ему́ Емману́илъ, е́же е́сть сказа́емо: съ на́ми Бо́гъ. Господь с нами! На нас это налагает огромную ответственность. Бог помогает нам идти духовным путём. Бог является началом, серединой и концом пути духовной жизни. Бог помогает верующим в Него в каждое мгновение — в каждое мгновение чистой молитвы, при каждом добром деле эта молитва и это дело делаются не нашими усилиями, а в синергии с Богом. Бог является опорой нашей жизни. Бог является светом, истиной, радостью, основанием нашего бытия.

Воспримем эти таинственные слова, которые звучат из глубины веков, как путеводную нить, как слова, которые дают нам духовную опору, как вдохновение, как надежду, как залог Божественной милости и любви.

Когда праведный Иосиф проснулся, он проснулся, преодолев всяческие сомнения. Этот чудесный сон, который он увидел, стал ему исцеляющим сном. Можно обратиться в самые лучшие клиники мира, но остаться с неисцельной болезнью, а можно обратиться к Богу с верой и получить исцеление мгновенно. Давайте с вами, дорогие братья и сестры, потрудимся, чтобы и в нашей жизни появилась целительная вера, чтобы мы, подобно праведному Иосифу Обручнику, удостоились таинственного сна, откровения, вразумления от Бога, чтобы мы смогли воспользоваться этим вразумлением, подойти к яслям Богомладенца и получить от них удивительный вектор спасения. Аминь.




[1] Мф. 2, 12.


[2] Стихира Иосифу Обручнику на Великой вечерне, глас 1, подобен «Небесных чинов».



+7(499)135-81-15
Секретариат