1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Пример святых Петра и Февронии

Пример святых Петра и Февронии

20 июня 2023
228

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!


Дорогие братья и сестры, сегодня святая Церковь празднует память святых благоверных князей Петра и Февронии, которые были прославлены как преподобные в середине XVI века, в 1547 году. Незадолго до этого времени в 1540 г. книжник Ермолай Еразм написал «Повесть о Петре и Февронии», уникальное произведение средневековой русской литературы, в котором было кратко, и даже не кратко, а пространно представлено их житие: как муромский князь Пётр заболел проказой, и как простая девушка Феврония смогла его от этой проказы исцелить, а потом была взята во княгини. Они претерпевали всякого рода поношения, были вынуждены удалиться из Мурома по Оке, потом вернулись, в конце жизни приняли монашеский постриг и скончались в один день и в один час. Для русской земли пример святых Петра и Февронии – это благословение христианской семьи, члены которой должны жить в полном внутреннем духовном согласии, в стремлении к Царствию Небесному. И вот сегодня мы слышим два евангельских чтения. Первое из них как раз посвящается преподобным — это заповеди блаженства, которые Христос Спаситель, по благовествованию евангелиста Матфея, произносит в третьем лице: блаженны нищие духом, ибо тех есть Царствие Небесное; блаженны плачущие, ибо тии утешатся; блаженны кротции, ибо тии наследят землю (Мф. 5, 3-12). И вот после перечисления в третьем лице заповедей блаженства Христос Спаситель говорит во втором лице, обращаясь к Своим слушателям: блаженны вы, которые претерпите всякое злое слово, поношение, которые гонимы, ибо не потеряете мзды своея. Неожиданное обращение во втором лице в конце заповедей блаженства усиливает смысл духовного гонения и претерпевания ради Христа Спасителя. Именно через такое гонение за правду прошли Пётр и Феврония, через такое гонение за правду проходят православные христиане, если они добре подвизаются и трудятся ради Бога. Мы с вами, дорогие братья и сестры, видим, как Христос Спаситель преподаёт духовный урок, чтобы мы с вами по примеру Петра и Февронии, по примеру всех святых не боялись истины и правды, но старались хранить эту истину, даже если за эту истину нам надлежит претерпеть большое гонение.
> А во втором евангельском чтении мы слышали о призвании мытаря, который находился на мытнице, то есть, говоря современным языком, был таможенником, и Христос Спаситель призвал его на путь покаяния, на путь служения, на путь следования за Собой. Мытарю было трудно оставить мытницу, оставить таможню, оставить привычный богатый образ жизни, но он всё это совершил и устроил у себя дома пир, на который позвали много мытарей и грешников. И мы помним, чем завершается сегодняшнее второе евангельское чтение. Христос говорит о том, что Он пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию, пришёл с тем, чтобы спасти грешников. Но как соотнести второе евангельское чтение с житием Петра и Февронии? Память Петра и Февронии – это праздник, это праздник духовного единства на уровне семьи, на уровне, может быть, духовной общины, на уровне общности большей или меньшей, православных христиан. И вот Христос Спаситель призывает Матфея, чтобы он следовал за Ним. Это действительно уникальное призвание, в Новом Завете таможня больше не упоминается. Образ Матфея-таможенника – это образ человека, который радикально кается. Это человек, который оставляет греховный образ жизни и выбирает правильный образ жизни. Он подобен апостолам, которые идут за Христом Спасителем и не имеют, где голову приклонить. Действительно, когда апостолы оставили свои дома, они больше в них, по сути дела, не возвращались, они шли сначала за Христом Спасителем, и центральной точкой этого пути оказывается Честной и Животворящий Крест. А после Честнаго и Животворящего Креста они шли по всему миру проповедовать о Христе. Но Матфей, который вроде бы тоже встал на этот путь, приходит к себе домой, и там дома он устраивает пир. Есть разные пути. Апостолы шли мировыми, всемирными путями, но обычный православный христианин после храма возвращается в дом, и этот дом должен быть освящён молитвой, подвигами и трудами, самоотречённым житием. Мытарь Матфей мытарь вернулся к себе домой, но он вернулся домой не для того, чтобы отдыхать не для того, чтобы жить в своё удовольствие, а для того, чтобы в этом доме устроить пир, на котором бы проявилось всецело божественное милосердие. Тем самым праздник Петра и Февронии как праздник домашний, как праздник православной семьи, является также праздником православного дома, праздником православного местопребывания христиан, который каждый в своём месте: кто-то в доме, кто-то в келье, кто-то при храме, кто-то в монастыре, кто-то в других особых обстоятельствах своей жизни должен, где бы ни находился, заниматься духовным молитвенным деланием. Иногда нам кажется, что перемена обстоятельств сможет помочь духовной жизни. Тогда человек отправляется в далёкое паломничество, которое действительно помогает, но если он имеет внешней настрой, то это паломничество поможет ему не в полной мере. Преподобный Никита Стифат говорит: куда бы ты ни пошёл, куда бы ты ни отправился, у тебя над головой остаётся небо. Тем самым внимание себе, пребывание на одном месте, молитва, несение повседневного жизненного креста, но с глубоким вдохновением и упованием на Бога – это глубокое призвание каждого православного христианина. Пир, который устроил мытарь Матфей у себя в доме для немощных, грешных, несовершенных, для своих собратьев, для многих людей и достойных в тот момент, и в тот момент недостойных, но близких к покаянию – это знак того, дорогие братья и сестры, что и мы с вами должны в своих домах и прежде всего в своих сердцах, в своей повседневной и вроде бы обыденной жизни устраивать пир божественной правды и справедливости, обращаясь молитвенно к Петру и Февронии, которые показывают нам пример духовного согласия. Парадоксальная вещь: день семьи и согласия, как то говорится в нынешнем нашем государстве Российском, почитает двух святых, которые прославлены именно как преподобные - вошли в лик святых как преподобный Пётр и преподобная Феврония. Попросим у них духовной помощи, а сами будем стараться следовать призыву Христа Спасителя, претерпевать всякого рода поношения и при этом радостно и самоотречённо будем устраивать пир божественной милости и любви в своих душах и сердцах. Аминь



Проповедь игумена Дионисия 8 июля 2023

+7(499)135-81-15
Секретариат