1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Смиренный подвиг новомучеников

Смиренный подвиг новомучеников

10 февраля 2023
266

Игумен Дионисий (Шлёнов)

Смиренный подвиг новомучеников[1]


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Обычно после отпуста начинается чтение первого часа. Сейчас мы с вами слышали стихиру, повествующую о Христе Спасителе, Который восходит на небеса и призывает всех святых и всех православных христиан к этому духовному восхождению[2]. И вот сегодня день, когда начинается особое интенсивное приближение к Пасхе, ибо мы вступаем в особый период — период подготовительных недель к Великому посту, а Великий пост является дальнейшим более интенсивным путём к Пасхе. Пасха — это воскресение, победа над смертью. Христос Спаситель пришёл к этому Воскресению через подвиг самоотдачи, через тяжелейшие страдания, через крестную смерть. И православные христиане призываются к этому скорбному пути как единственно спасительному, вне зависимости от того, какая судьба их ждёт: мирная, или мученическая и исповедническая.

И именно сегодняшний день — день начала этого пути, ибо сегодня святая Церковь и завтра особо памятует о мытаре и фарисее. Это первое подготовительное воскресенье. Мытарь — это символ особого смиренного покаяния, самоуничижения, непревозношения. А фарисей — тот, кто гордится своей праведностью, тот, кто превозносится своими силами, тот, кто считает себя правым, тот, кто не уступает, тот, кто не прощает, тот, кто надмевается, тот, кто кичится, тот, кто приписывает себе свои и не свои добрые дела, тот, кто не прав.

Следующее воскресенье будет посвящено памяти возвращения блудного сына, который был, несомненно, менее праведен, чем его старший брат, расточил всё на чужбине, но имел гораздо большее покаяние и тем самым достиг большей духовной высоты.

Третье воскресенье будет посвящено воспоминанию Страшного Суда, на который явятся все без исключения люди: достойные и недостойные. Кто-то будет оправдан, все получат от Бога исключительно милосердный суд, но, тем не менее, он состоится. Он будет строгим, он будет нелицемерным, и это воскресенье будет побуждать нас к особой памяти смертной, к тому, чтобы мы всё, что мы делаем, всегда делали с памятью о смерти. Когда человек заболевает, особенно тяжёлой болезнью, он начинает переосмысливать свою жизнь, и земные богатства, к которым он стремился в здравом состоянии, вдруг теряют перед ним всякий смысл. А что же смерть? Она вообще обесценивает всё земное и делает бесконечно драгоценным небесное.

И наконец, последнее подготовительное воскресенье будет посвящено Адамову изгнанию, изгнанию Адама из рая, и для нас это тоже, дорогие братья и сестры, определённое напоминание. Потому что человек в силу своих грехов может оказаться вне спасительной ограды Церкви, а в силу покаяния, в силу сокрушения, в силу духовного подвига он может вернуться в церковную ограду.

Эти четыре подготовительных воскресенья предельно важны для того, чтобы мы с вами настроились на духовный подвиг.

И вот сегодня Церковь 5 февраля по новому (завтра и уже сегодня 5 февраля по новому стилю), 23 января по старому стилю отмечает Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Это особо драгоценная и священная память. В истории мирового православия не было, и наверное, не будет праздника, в который отмечалась бы память столь многих святых, которые жили ещё не в столь далёкую эпоху. Также этот праздник имеет одно своеобразие. В Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской упоминаются не только те мученики, чей день смерти, расстрела, мученической кончины известен, но и те мученики, чей день смерти неизвестен. Тем самым Собор новомучеников Российских — это Собор святых более известных и Собор менее известных. И мы, конечно, знаем, что у Бога Своя мера. Есть и просто неизвестные святые, которые достигли высот святости, и которые не хотели, может быть, раскрывать своё имя, свой подвиг, которые в глубочайшем смирении предстали перед Божественным престолом.

Итак, удивительно совпадает воспоминание о мытаре, который говорил «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18, 13), и воспоминание о святых, чья память неизвестна. Это говорит нам о том, чтобы мы с вами не стремились к земным почестям, чтобы мы с вами не стремились к земным венцам. Чтобы мы старались предельно сосредоточенно, самоотверженно, жертвенно жить на свете. Творить добрые дела, не приписывая никогда себе то добро, которое мы совершаем, но с предельным упованием на бесконечную милость Божию. Чтобы мы шли с вами путём новомучеников и исповедников, древних и современных святых, путём предельного служения, предельного самоотречения, путём предельной чуткости, вмещая в свою душу боль и скорбь другого человека, по-настоящему, не для галочки помогая, и не формально любя, а действительно и по-настоящему жертвуя собой, проникаясь не просто общими благотворительными целями и не просто желанием совершить то или иное доброе дело, и конечно, не тщеславием, чтобы как-то прославиться. Будем руководствоваться примером Христа Спасителя, Который шёл на крестные страдания, Который вымаливает весь мир, будучи совершенно безгрешным, возлагая на Себя ответственность за грехи всего мира.

Это предельно трудный подвиг, который просто невозможно понять, потому что часто, когда мы страдаем, имея на то некоторые причины, нам легче претерпевать ту или иную боль. Но когда мы страдаем совершенно несправедливо, то у некоторых людей в сердце может возникать как будто бы справедливый протест: «Господи, да ведь мы же не виноваты, за что Ты посылаешь нам такие скорби, за что Ты посылаешь нам такие испытания?» Мы можем прямо не протестовать против Бога, но в душе обязательно есть некое чувство справедливости, и наоборот, несправедливости. Но Христос Спаситель показывает нам пример исполнения Божественной справедливости в предельной и абсолютной земной несправедливости, ибо Он был абсолютно не виноват и абсолютно не заслуживал Крестного распятия, которое, тем не менее, Он претерпел.

И для нас пример Христа Спасителя показывает, что мы можем и должны нести тот крест, который возлагает на нас Господь, и как бы ни было тяжело, как бы трудно ни казалось, с помощью Божией этот узкий путь будет предельно лёгким, возвышенным и вдохновенным. Попросим у святых новомучеников и исповедников Российских — известных, менее известных, и совсем не известных, — чтобы они ходатайствовали пред Богом, чтобы в нашей жизни хватило мужества и мученической решимости для того, чтобы верно служить Церкви Русской и государству Российскому, особенно в нынешние, столь предельно трудные, лукавые хитрые и изощрённые дни. Господь да поможет всем нам нести и выполнять по-настоящему своё христианское призвание. Аминь.




[1] Проповедь 4.02.2023 по Всенощном бдении в Неделю о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников российских.

[2] На гору учеником идущим за земное вознесение, / предста Господь, и поклонившеся Ему, / и данныя власти везде научившеся, / в поднебесную посылахуся / проповедати еже из мертвых воскресение, / и еже на небеса возшествие: / имже и во веки спребывати неложный обещася Христос Бог, / и Спас душ наших. (Евангельская утренняя стихира, 1-й глас) // Октоих. Москва, 2016. С. 434.


+7(499)135-81-15
Секретариат