1. Главная
  2. Публикации
  3. Статьи
  4. Путь святого Владимира ко Крещению как диалог о вере

Путь святого Владимира ко Крещению как диалог о вере

26 июля 2022
627

Иг. Дионисий (Шлёнов)

Путь святого Владимира ко Крещению как диалог о вере

 

1. Вступление

В конце X в. при князе Владимире (972–1015) «великая и многолюдная»[1] Русь[2] погрузилась в освященные согласно христианскому обряду воды и вышла из купели вод очищенной и преображенной. Процесс очищения был многогранным, не сводимым к одному внешнему действию, но событие Крещения стало отправной точкой не только для нравственного исправления россов той эпохи, но и всей русской истории.

Согласно западной фантастической версии Крещения Руси, изложенной в Скандинавских сагах, ключевую роль в нём сыграл викинг святой страстотерпец благоверный Олаф II (†1030 г.), побывавший в плену в Эстонии в течение 6 лет в детские годы. Астрида, мать Олафа, вместе со своими тремя сыновьями направляется с своему брату Сигурду, служившему при дворе князя Владимира, но по дороге были взяты в плен эстонцами, занимавшимися как и викинги морским разбоем[3]. «Однажды Сигурд со многими спутниками и великой пышностью был послан в Эстонию собирать с эстонцев дань для Владимира. Увидав мальчика, непохожего на тамошний народ, он спросил, кто такой, узнал, что он сын Астриды, и взял его с собой в Гольмгардию[4]… Сигурд отдал его под защиту Алогии, жены Владимира, и сам Владимир, узнав, что он королевского рода, принял его к себе на воспитание». Впоследствии Олаф, не принимавший многобожие, но и не пришедший к принятию христианской веры, в таинственном видении получил повеление направиться за верой в Грецию[5]. Там «он принял благословение крестным знамением и стал упрашивать епископа Павла идти в Русь проповедовать слово Божие. Епископ Павел был великий служитель Божий и сказал, что пойдет, если только Олаф сперва подготовит князя его принять. Олаф возвратился в Русь и стал беседовать с князем и княгиней о христианстве. Владимир сначала противился, княгиня же принимала его слова и наконец уговорила князя созвать великое собрание для обсуждения. Когда собрались бояре и множество народу, Олаф встал и обратился с речью к Владимиру, представляя ему величие небесного Бога, которому поклоняются христиане, и мерзость бессмысленных истуканов. Владимир сказал: “Я из твоих речей вижу, что хороша христианская вера, но я не смею по одному своему разуму переменить веру, которой держались наши отцы и деды. Сперва хочу услышать мнение княгини, которая гораздо меня умнее, и всех наших бояр и советников”. Княгиня начала речь и говорила так хорошо, так мудро, что и Владимир, и всё собрание обещали принять христианскую веру. Вскоре пришел и епископ Павел из Греции, надеясь на Олафа, и окрестил князя Владимира и княгиню Алогию и весь народ их»[6]. В данном повествовании важно отметить особую роль Эстонии в судьбе св. Олафа и тем самым России — в восприятии западного мира…

В Византии таинство Крещения именовалось таинством Погружения. Греческое βαπτίζω «погружать» передавало идею погружения, сопровождавшегося очищением[UU1] и соответствовало еврейскому «окунать, погружать, макать, купать»[7]. Внешнее омовение тела указывало на внутреннее омовение души. В Кирилло-Мефодиевской литературной традиции слово βαπτίζω было передано как «крестить». Слово «крест» заимствовано из др.-в.-нем. (или гот.) формы имени Христа в докирилломефодиевское время в придунайских землях[8]. Так и согласно словарю Фасмера «Крещение»/«крестить»/«крест» происходят от греческого имени Помазанника Христа через посредство древнегерманского слова krist[9][UU2] . Слово «крест» дословно передает греческое σταυρός. Таким образом Крещение Руси воспринималось и самим князем Владимиром и руссами, последовавшими его указанию и примеру, как осенение крестным знамением, благословение, преподание нового имени[10], как начало пути с сораспятию Христу Спасителю и – неизбежно — последующему совоскресению вместе с Воскресшим. «Елицы во Христа крестились во Христа облеклись» (ср. Гал. 3, 27). Особенности богоcловского восприятия Крещения славянами — отдельная тема, подчеркивающая одновременно глубокое своеобразие славянского мира и в то же самое время его органическую связь со святоотеческим богословием.

В настоящем докладе мы постараемся рассмотреть диалоги о вере, которые вёл св. князь Владимир с представителями разных религий сквозь призму того же подхода — найти общее и частное, совпадающее с тем, что было преподано великому князю византийскими миссионерами, и своеобразное видение, которое так или иначе запечатлелось на страницах одного из самых важных источников — «Повести временных лет» (по Лаврентьевской летописи, составлена в 1113 г.[11]) и его двух важнейших литературных «предшественников» — «Сказании о первоначальном распространении христианства» и «Первоначальной русской летописи» монаха Киево-Печерского монастыря Никона. Вне зависимости от того, насколько повествование ПВЛ отражает реальную историческую картину, оно очень ценно для реконструкции духовного мира святого князя Владимира, гораздо лучше известного монахам Никону и Нестору Летописцу, нежели кому бы то ни было из более поздних и критически настроенных учёных. Именно в середине ΧΙ в. монах Никон вынужденно оказался в Тмутаракани (с февраля 1061 г. по февраль 1067 г.), где и мог изучить детали или досье так называемой Корсунской легенды[12]


2. Место Крещения Руси в Византийской истории согласно наиболее древним источникам

Но прежде постараемся кратчайшими штрихами представить общую историческую нить событий и самые важные духовные факты, предшествовавшие событию Крещения Руси при князе Владимире. Крещение Руси проходило на фоне бурных событий византийской истории. Византия находилась в окружении врагов как внешних, так и внутренних. С одной стороны, на неё нападали арабы и болгары, с другой — ей не давали покоя внутренние междоусобицы. На византийском престоле оказался юный, но очень сильный император Василий II, один из последних представителей Македонской династии. Символично, что император Василий и его брат Константин VIII, формально разделявший с ним ношу царства, изображаются на монетах стоящими рядом друг с другом и держащими маленький крест[13]. В силу юности императора Василия интриги и заговоры Варды Фоки и Варды Склира приняли такой размах, что император в очередной раз должен был искать выход в обращении к помощи Русской дружины. По описанию византийского историка Иоанна Скилицы.[UU3]

«[Варда Склир], поручив часть войска патрикию Калокиру Дельфине, отправляет его в Хрисополь — гавань напротив столицы. Сам же, ведя всё остальное войско с собой, спускается к Абидосу, понадеявшись, что после такой блокады проливов он заставит горожан измучиться от недостатка припасов. Василевс, долго уговаривая Дельфину отступить от Хрисополя и не устраивать лагеря напротив столицы, когда не убедил, приготовил ночью корабли и, посадив на них росов (ибо он попросил у них помощи и породнился с их правителем Владимиром через свою сестру Анну) и переправившись с ними, неожиданно нападает на врагов и легко побеждает их. И вот, Дельфину он подвешивает на дыбу (?) на том месте, где тот разбил шатер, брата Фоки Никифора, слепца, сажает в тюрьму, а Адзипо-Феодора сажает на кол у Абидоса; подвергнув и других пленных установленным им наказаниям, он вернулся в столицу»[14].

В данном описании Иоанн Скилица прямо связывает с помощью Русских обручение Владимира с сестрой императора Анной, что подразумевает взаимосвязь событий военной помощи со стороны Руси и крещения. Но последовательность действий отличается от ранее принятой: выполнение брачного обещания византийцами, и значит, связанное с ним крещение святого князя Владимира, победоносное сражение русской дружины под стенами Константинополя со сторонниками Варды Фоки[15]. С учётом того, что призвание русской дружины произошло в 989 г. и не ранее, и Крещение князя Владимира, если оно логически взаимосвязано с данным событием, где бы оно ни происходило, могло иметь место ранее данной даты.

Согласно данным современной диссертации А. А. Роменского[16]:

  • Наиболее вероятное время осады Херсона: месяцы июнь–июль (после марта 987 – до апреля 988 г.)

  • Заключение договора или соглашения императора Василия II и князя Владимира состоялось не позже лета — осени 988 г. (скорее всего, в мае–июне 988 г.). Согласно договору[17]:

  • отправление войск (шести тысяч пехотинцев) в поддержку Василию II;

  • личное крещение князя Владимира (Крещение Владимира состоялось в Херсоне весной 988 г. (вероятно, на Пасху 8 апреля либо Пятидесятницу 27 мая 988 г.)) и введение христианства на территории всей Руси (уничтожение языческого пантеона богов и введение христианства в Киеве состоялись летом 988 г. (между 20 июля и 1 августа));

  • династический союз Руси и Византии (тогда же, сразу после крещения «архонта росов», состоялся его брак с порфирородной Анной);

  • последующее оформление Русской митрополии в составе Константинопольского патриархата (не позже 996/997 гг.).

  • Битва под Хрисополем произошла в марте 989 г.[18]

3. Повествование «Повести временных лет»

В «Повести временных лет» приведена несколько отличающаяся хронология и сделаны другие акценты. Ключевым оказывается 986 г. В год 6494 (986) в Византию прибыло несколько посольств от народов, носителей ведущих мировых религий того времени в Ближневосточном регионе и на Европейском континенте. В Киев прибыли болгары, носители мусульманской веры, а вслед за ними представители Рима, сторонники латинского обряда, и, наконец, хазарские евреи, представители иудаизма. Беседуя с ними, князь Владимир, успевший разочароваться в воздвигнутом им к тому времени в Киеве пантеоне языческих богов во главе с Перуном, проявил достаточно критический подход. Наибольшее впечатление произвела на него беседа с греческим философом, профессиональным миссионером, похожим по подходу и характеру проповеди на святых и равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия. Главным в обращении великого князя Руси оказывается не политические и государственные задачи византийского императора, а собственная воля самого князя.

Через два года (в год 6495 (987)) на боярском собрании великий князь рассказал о четырёх посольствах, каждое из которых хотело обратить в свою веру, именующуюся здесь «законом». Смысл благовестия греков был передан следующей особой, хотя и краткой, формулой: «Если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне»[19]. В результате создаётся ответное посольство, изучившее обряды болгар, немцев (то есть латинян) и, наконец, греков. По возвращении они произнесли особую похвалу красоте византийского богослужения, что и сыграло решительную роль в выборе князя Владимира. «И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали — на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, — знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмёт потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать».

Далее возникает загадка: сразу ли крестился князь Владимир в Киеве в том же 987 г., или это крещение произошло годом позже в Корсуне-Херсонесе, если не отказываться от дальнейшего повествования ПВЛ. Многие учёные склоняются к тому, что крещение князя Владимира произошло в 987 г. в Киеве сразу по возвращении его посланников[20] — под влиянием того, что они увидели и услышали в храме Святой Софии. Именно эта дата и указывается поздним византийским хронографом: «в 6496 (987) (Ind. 3) крестился Владимир, который крестил всю Россию»[21][UU4] — но это свидетельство малоценно как возможный перевод со славянского.

Согласно ПВЛ в 6496 (988) году осуществляется поход на Корсунь, целью которого оказывается угроза благоденствию Константинополя и вступление в брак с княгиней Анной, которую обещали выдать за князя, но не исполнили своего обещания венценосные братья императоры[UU5] . Дальнейшие события согласно Корсунскому повествованию хорошо известны: взятие города, переговоры с императорами, присылка Анны, болезнь глаз Владимира, крещение в Корсуне Херсонским архиепископом[UU6] , исцеление. Для того чтобы согласовать Корсунскую легенду с данными византийской истории, достаточно перенести всего лишь на год позже взятие Корсуни, что и допускают некоторые историки[22].

В выборе крещения особое значение сыграл также пример княгини Ольги, бабушки князя Владимира, а также — вне зависимости от степени известности эпизода в Χ в. — чудо с несгоревшим Евангелием, происшедшее веком раньше в миссионерскую эпоху свт. Фотия Великого.


4. Анализ диалогов князя Владимира из ПВЛ

4.1. Вера – заповедь – закон

В настоящем докладе обратим особое внимание на некоторые литературные особенности текста ПВЛ, кратко обозначенного выше. Первый вопрос, который задает св. князь Владимир болгарам: «Какова же вера ваша?» Поскольку болгары ответили на, по сути дела, философски-богословский вопрос простым указанием на свою обрядовую практику, св. князь спрашивает у следующих латинян уже по-другому: «В чём заповедь ваша?» Хазарам он задает третий вопрос, продолжающий логику второго: «Что у вас за закон?» Последующие вопросы хазарам задаются с оттенком юмора и подчеркивают решительное нежелание князя принимать веру иудейского народа, пребывающего в «вечном» рассеянии. Если выстроить ключевую логическую нить трёх вопросов князя Владимира, то получится: Вера — заповедь — закон. Князь хочет выбрать веру, которая оказалась бы благодатным законом для его народа. Между верой, заповедью и законом нет противоречия. Отождествление веры с обрядом было в какой-то степени характерно для конца Χ в., когда христиане — о чём писал известный византинист Х.-Г. Бек — стали придавать всё большее значение второстепенным деталям, как и важности единства литургического обряда и внешних нравственных предписаний. Тем не менее очень важен первый вопрос: «Какова же вера ваша?», в котором князь Владимир интересовался верой как таковой.

4.2.Диалог с Философом

В разговоре с греческим Философом св. князь Владимир более слушал или вступал в диалог там, где он переставал понимать. Ключевая весть христианской веры прозвучала из уст Философа в начале с тем, чтобы рассеять сомнения, посеянные представителями иудаизма: «Философ ответил: “Воистину веруем в того; их же пророки предсказывали, что родится Бог, а другие — что распят будет и погребён, но в третий день воскреснет и взойдет на небеса... Когда же сбылись пророчества их, когда сошёл он на землю, был он распят и, воскреснув, взошёл на небеса”».

После изложения исповедания Боговоплощения св. князь Владимир задал Философу ключевой вопрос о смысле Боговоплощения: «Зачем же сошел Бог на землю и принял такое страдание?» После достаточно подробного изложения ключевых событий библейской ветхозаветной истории Философ привёл ряд ветхозаветных пророчеств о воплощении[23] и завершил его следующими словами: «И много пророчествовали о Нем, что и сбылось всё».

Спросил же Владимир: «Когда же это сбылось? И сбылось ли все это? Или еще только теперь сбудется?». Философ же ответил ему: «Все это уже сбылось, когда воплотился Бог...». И далее он кратко описал основные события Божественного Домостроительства во Христе: «Когда же Иисус вырос и было ему 30 лет, начал он творить чудеса и проповедовать царство небесное. И избрал 12, и назвал их учениками своими, и стал творить великие чудеса — воскрешать мертвых, очищать прокаженных, исцелять хромых, давать прозрение слепым — и иные многие великие чудеса, которые прежние пророки предсказали о нем, говоря: “Тот исцелил недуги наши и болезни наши на себя взял”. И крестился Он в Иордане от Иоанна, показав обновление новым людям. Когда же Он крестился, отверзлись небеса, и Дух сошел в образе голубином, и голос сказал: “Вот Сын Мой возлюбленный, Его же благоизволил”. И посылал Он учеников Своих проповедовать царствие небесное и покаяние для оставления грехов. И собирался исполнить пророчество, и начал проповедовать о том, как подобает Сыну Человеческому пострадать, быть распяту и в третий день воскреснуть». После рассказа о Вознесении и сошествии Святого Духа на апостолов он ответил на следующий вопрос князя о смысле Крещения: «Почему родился он от жены, был распят на дереве и крестился водою?» В трёхчастном вопросе некоторый анахронизм второй и третьей части может быть объясним тем, что сам Философ завершил предшествующую часть речи указанием на всемирную проповедь апостолов, заключающуюся в крещении водою. Святой князь возвращается к обсуждению самого главного — Крещения Спасителя, как предваряющего крещение всех народов, и, в частности, народа Русского.

4.3.Особый акцент на крещении

Философ же делает акцент на описании крещения как омовения, исходя из дословного понимания термина βαπτίζω и чрезмерно подробно приводит параллели из Священного Писания. Очевидно, что в его задачи как миссионера-катехизатора входило естественное подведение к мысли о необходимости погружения в стихию освящённых вод[24].

Рассуждение о крещении-погружении завершается последней частью диалога — указанием на огненные муки (ср. крещение водой и огнём как судом согласно экзегезе древних отцов) и Страшный Суд, которое и оказалось решающим в дальнейшем укреплении воли князя Владимира принять Крещение с тем, чтобы избежать огненных геенских мучений. Из дальнейшего диалога князя Владимира с боярами (через два года?) видно, что мысль об огненном наказании за неправую веру или неверие стала одним из самых ярких впечатлений князя от беседы с Философом, которым он снова поделился с боярами, желая получить от них совет о своих дальнейших действиях по выбору веры[25].

В Корсунском повествовании св. князь Владимир связывает своё крещение со взятием города, то есть с военной удачей: «Если сбудется это, сам крещусь!» После взятия города он адресует царям Василию и Константину следующие слова: «Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо ещё прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». Но далее князь Владимир связывает своё крещение и с исцелением от глазной болезни, почти что слепоты: «И послала к нему царица сказать: “Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего”. Услышав это, Владимир сказал: “Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский”. И повелел крестить себя».

4.4.Самостоятельность выбора

Если ещё раз бросить общий взгляд — согласно ПВЛ — на путь, предшествовавший Крещению, то получится следующая картина. Святой князь Владимир искал веру и спрашивал о вере–законе. Стремление к духовному закону он испытывал вне конфликта между верой и законом или между Ветхим и Новым Заветом. Успех проповеди греческого миссионера Философа был обязан евангельской вести о распятии и воскресении Спасителя, подтверждённой ветхозаветными пророчествами и раскрытием смысла основных событий земной жизни Спасителя, а также событий периода христианской Пятидесятницы. Красота византийского богослужения, так же как и доброе впечатление от встречи с греческим Философом, не воспрепятствовали святому Владимиру осадить один из греческих городов, дабы показать византийским императорам своё равноправие и независимость от их решений и подходов. Вне зависимости от исторической правдоподобности Корсунское повествование очень точно передаёт психологическую подготовку к Крещению великого князя. Он сам добивается Крещения! Не философ, не миссионер, не византийский император, а сам князь Владимир вступает в военный поход и побеждает для того, чтобы соблюсти независимость и величие своего народа в преддверии общенародного принятия веры.


5. Исповедание веры

По выходе из крещенской купели князь Владимир получил от тех, кто его крестил, то есть от византийского духовенства символ веры, который он должен был не просто произнести один раз, но иметь как постоянное подтверждение своей веры, а также особое исповедание веры[26].

5.1. Текст исповедания по ПВЛ

Очень своеобразный текст данного исповедания процитируем целиком:

«Верую во единого Бога Отца нерожденного и во единого Сына рожденного, в единый Дух Святой, исходящий: три совершенных естества, мысленных, разделяемых по числу и естеством, но не в божественной сущности: ибо разделяется Бог нераздельно и соединяется без смешения, Отец, Бог Отец, вечно существующий, пребывает в отцовстве, нерожденный, безначальный, начало и первопричина всему, только нерождением своим старший, чем Сын и Дух; от него же рождается Сын прежде всех времен. Дух же Святой исходит вне времени и вне тела; вместе есть Отец, вместе Сын, вместе и Дух Святой. Сын же подобосущен Отцу, только рождением отличаясь от Отца и Духа. Дух же пресвятой подобосущен Отцу и Сыну и вечно сосуществует с ними. Ибо Отцу отцовство, Сыну сыновство, Святому же Духу исхождение. Ни Отец переходит в Сына или Духа, ни Сын в Отца или Духа, ни Дух в Сына или в Отца: ибо неизменны их свойства... Не три Бога, но один Бог, так как божество едино в трех лицах. Желанием же Отца и Духа спасти свое творение, не изменяя людского семени, сошло и вошло, как божественное семя, в девичье ложе пречистое и приняло плоть одушевленную, словесную и умную, прежде не бывшую, и явился Бог воплощенный, родился неизреченным путем, сохранив нерушимым девство матери, не претерпев ни смятения, ни смешения, ни изменения, а оставшись как был, и став каким не был, приняв вид рабский — на самом деле, а не в воображении, всем, кроме греха, явившись подобен нам (людям)... По Своей воле родился, по Своей воле почувствовал голод, по Своей воле почувствовал жажду, по Своей воле печалился, по Своей воле устрашился, по Своей воле умер — умер на самом деле, а не в воображении; все свойственные человеческой природе, неподдельные мучения пережил. Когда же был распят и вкусил смерти безгрешный, — воскрес в собственном теле, не зная тления, взошел на небеса, и сел справа от Отца, и придет вновь со славою судить живых и мертвых; как вознесся со своей плотью, так и сойдет... Исповедую же и едино крещение водою и духом, приступаю к пречистым тайнам, верую воистину в тело и кровь... принимаю церковные предания и поклоняюсь пречестным иконам, поклоняюсь пречестному древу и всякому кресту, святым мощам и священным сосудам. Верую[27] и в семь соборов святых отцов, из которых первый был в Никеи 318 отцов, проклявших Ария и проповедовавших непорочную и правую веру. Второй собор в Константинополе 150 святых отцов, проклявших духоборца Македония, проповедовавшего единосущную Троицу. Третий же собор в Эфесе, 200 святых отцов против Нестория, прокляв которого, проповедали святую Богородицу. Четвертый собор в Халкидоне 630 святых отцов против Евтуха и Диоскора, которых и прокляли святые отцы, провозгласив Господа нашего Иисуса Христа совершенным Богом и совершенным человеком, Пятый собор в Царьграде 165 святых отцов против учения Оригена и против Евагрия, которых и прокляли святые отцы. Шестой собор в Царьграде 170 святых отцов против Сергия и Кура, проклятых святыми отцами. Седьмой собор в Никее 350 святых отцов, проклявших тех, кто не поклоняется святым иконам».

5.2.Богословские проблемы

Данное исповедание оставляет ряд вопросов, из которых один из самых проблемных — употребление арианского термина «подобосущен» по отношению к Божеству Сыну и Божеству Святого Духа, что в своё время было замечено славистами, включая Д. С. Лихачева[28]. Еще одно сомнительное словоупотребление — «естество» вместо «ипостаси» («три совершенных естества, мысленных, разделяемых по числу и естеством»). Было ли данное исповедание веры оригинальным или переводом одного из существующих греческих исповеданий веры, как например исповедания веры Михаила Синкелла?[29] Формально оно похоже на византийские исповедания веры ΧΙ в., как, например, на исповедание веры прп. Никиты Стифата, где авторы говорили и об исповедании святых икон... Если богословские неточности не повлияли на вероучение Древней Руси, то общий строй исповедания веры оказался не просто повторённым князем, но стал богословским уроком как для князя Владимира, так и для всего русского народа.

5.3.Учение о добровольности

В данном исповедании есть такие слова о Христе Спасителе: «По Своей воле родился, по Своей воле почувствовал голод, по Своей воле почувствовал жажду, по Своей воле печалился, по Своей воле устрашился, по Своей воле умер...». По-гречески, выражение «по Своей воле» передается термином ἑκουσίως, который, используясь с древних христианских времён, особо часто встречается в богословском наследии святого VII в. прп. Максима Исповедника. Прп. Максим писал о так называемых «непогрешительных страданиях», которые были «добровольно», то есть «по Своей воле» восприняты Христом Спасителем. Для прп. Максима есть три аспекта единой добровольности Христа: 

  1. Бог Слово добровольно в Воплощении воспринимает смертность человеческого естества.
  2. Божественная воля, управляющая природной необходимостью, абсолютно контролирует и сохраняет все состояния человеческой природы Спасителя.
  3. Человеческая воля Христа всегда неуклонно следует Божественной воле.

Итак, в исповедании веры св. князя Владимира перед каждым проявлением из характерного ряда непогрешительных страстей стоит выражение «по Своей воле». Такой акцент на добровольности предельно редок для византийской письменности и даже у прп. Максима не встречается столько повторяющихся в одном ряду выражений. О чём это может говорить?

Для святого князя Владимира, как и для более широкого круга славянских народов, принимавших в лице своих правителей проповедь христианской веры из рук византийских миссионеров, была очень важна свобода выбора и свобода принятия веры. Имя «Христос», от Коего древнегерманские христианские миссионеры под возможным влиянием святых равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия, произвели слово «крест», было исключительно значимым в деле крещения славянских народов, выбиравших в крещальной купели следование за Христом Спасителем. Добровольное принятие страданий Иисусом Христом означало Его полную безгрешность, в результате чего Он не был пленником уз греха, страсти и в конце концов смерти, как все люди. Однако Спаситель принимает человеческий удел во всей полноте, не пользуясь чрезмерной исключительной силой Своего Божественного всемогущества.

Свободный пример Христа Спасителя, принявшего удел страдания, оказался очень значимым для князя, который боялся удела рабства для своего народа. Если Богочеловек Христос был распинаем, имея силы не быть распятым, — это означало, что страдания русского народа окажутся победоносными и приведут его не только к земной славе, но, прежде всего, к славе Небесного Царствия.

Таким образом, «Исповедание веры» князя Владимира таило в себе глубокое богословие. Внешне повторяя традиционные формы исповеданий веры, оно было своеобразным пророчеством об особом пути Руси, призванной стать и царством Третьего Рима, и уделом Владычицы Державной в те времена, когда будет отнято Царство. Вступая в соперничество с Византией, князь Владимир мог только прозревать, что в будущем его народ станет единственным хранителем единственной православной империи, способной в полной мере реализовать в своих пределах принцип вселенскости и широты христианской веры.

Верность традиции в свободе — один из главных принципов, позволявших христианам блюсти свою веру, не превращая её в музейный экспонат. Поиск веры в диалогах о вере привёл к обретению живой веры по христологическому принципу добровольности и примеру Спасителя, чей подвиг ещё более усугубился с учётом нереализованной возможности не страдать.

5.4.Крещение – погружение

Особый акцент на крещении в речи Философа («крестился он в Иордане от Иоанна, показав обновление новым людям») и упоминание о нём в «Исповедании веры» как о «крещении водою и духом» оказались подлинно значимыми. Где бы крещение ни произошло, оно стало примером сочетания внешнего и внутреннего подвига, омовения тела и одухотворения души. Святой князь Владимир исцелился не только от болезни глаз, но и от многих иных недугов и стал удивительным примером святого правителя для своего народа. Без примера святости едва ли толпы, погружавшиеся в Днепре, смогли бы потом «не расплескать» свою веру.

Неоднократное обращение к теме «крещения» в текстах ПВЛ еще раз указывает на то, какую особенную роль играл крест в Византии и среди славян. Славяне особенно почитали знамение креста и до крещения князя Владимира. В современном исследовании Duczko хорошо показан процесс ассимиляции и трансформации языческих представлений в христианские на примере древних графитти, изображавших военные символы язычества и кресты[30]. В северном скандинавском регионе были распространены графитти на монетах с изображением молотов языческого бога Тора и с крестами[31]. Датировка данных изображений — середина X в.[32] — предваряет крещение Руси в этом же веке. В процессе христианизации сам Тор стал «уступать место» Господу нашему Иисусу Христу, а его молот — знамению креста, как изображалось на скандинавских графитти[33]. Но к той же эпохе относятся и графитти народа Рос, как видно по захоронениям в Гнездово на правом берегу Днепра в 13 километрах от современного Смоленска[34].


6. Данные археологии и литературы

Следует отметить, что в X в. в Киеве хоронили с крестами, аналогичными тем, что находятся при раскопках в Гнездово. По мнению исследователя, эти киевские кресты были выполнены в западной традиции, что подчёркивает связь первоначальных зачатков христианства на Руси и с западным миром[35]. В русско-византийском торговом договоре 944 г. представители народа Рос подтверждали его «Святым Крестом, утверждённым до нас». Далее там подчеркивалось: «Если кто-нибудь из князей или из Руси, христианин ли или нет, нарушит его условия, ... он заслужит смерть своим собственным оружием и будет обвинён Богом и Перуном»[36]. Херсон был одним из любимых портов для русских торговцев. По замечанию западной исследовательницы Н. Беренд, «может быть, не совпадение, что параллели между самым ранним типов крестов из листового железа, найденных на Руси, были замечены в орнаментике церквей Херсонеса, хотя англо-саксонские параллели также отмечались»[37].

Таким образом мы видим, что само славянское восприятие таинства крещения как крестного благословения не соответствовало в полной мере византийской традиции того времени, но в большей мере соотносилось с традицией Древней Церкви. «Крещение во Христа» передаёт ориентальное семитское богословие апостола Павла, странное для греческого восприятия[38]. Также данное славняское восприятие крещения погружения можно соотнести с западной традицией, представленной в более древнем описании Крещения как запечатления крестным значением и запечатления известным представителем Каролингского возрождения Алкуином Йоркским (735–804 г.): «Также его грудь помазана тем же маслом, так что вход закрыт для диавола знамением святого Креста. Его плечи также запечатлены, так что он защищен со всех сторон...»[39].

В Скандинавских сагах о св. Олафе повествуется, что он во время своего разбойничьего похода на территорию Дании ограждал себя знамением Креста ещё до крещения. «“Я знаю, что велик небесный Бог. Я слышал, что есть победоносное знамя его — крест, на котором он пострадал. Помолимся же смиренно, чтобы он защитил нас крестом, своим знаменем, падем ниц и поднимем над собою вот эти две ветки в виде креста”. Так они и сделали, и неприятель их не тронул»[40]. Данное повествование особо подчеркивает особую роль креста не только в самом Крещении, но и в подготовке к нему.

Особый акцент византийского проповедника Философа на омовении также соответствовал практике омовений, идущей из глубокой древности и присутствовавшей в разных религиозных культах, но особенно в христианстве[41].


7. Связи погружения и креста в поздневизантийской литературе

В поздней византийской литературе Таинство Погружения и крест оказались в очень тесной связи, что по-своему подчёркивает своеобразие славянской традиции, сделавшей особый акцент на крещении как кресте. Верующие запечатлеваются крестом и погружением[42]. «Мы носим в себе яркую печать креста, запечатленную в погружении»[43].

В Синодике православия отрицавшим крест и погружение провозглашалась анафема[44].

В сочинении, приписывавшемся прп. Ефрему Сирину, говорилось: «Один крест и одно погружение»[45] — в опровержение доказательств о равной значимости второго крещения первому.

По выражению свт. Григория Паламы: «Христос древом и водою, крестом и погружением умножил для Себя разумных овец на земле»[46].

 

***

Византийский полемист Анастасий Гордий описал крещение князя Владимира как погружение во имя Святой Троицы. Согласно данному описанию по возвращении св. князь Владимир крестил «величайшее царство Московии, и стали сынами света прежде пребывавшие во мраке». Далее со значительно смещённой исторической траекторией описывается страшное опустошение Византии «учениками и преемниками антихриста Мухаммеда», что привело к крещению Московии в особо огромном масштабе. «В то время произошла великая радость в царстве Московии, и каждый день крестились тысячи и тьмы и везде стали основывать церкви и монастыри. И произошло словно переселение трёх Патриархатов Востока в северные части Великой России. И пребывает там и хочет оставаться в православии, по благодати Ее жениха и возлюбленного Христа Бога нашего, до кончины настоящего века»[47]. В данном тексте — с очевидным анахронизмом — подчёркивается особое значение Крещения для Руси, которая невольно после падения Византии стала самой главной продолжательницей её традиций.

Без решительного выбора Крещения святым князем Владимиром всё могло бы сложиться иначе. А сам решительный выбор был обусловлен не столько внешними факторами, сколько той верой, которая появилась в душе у великого просветителя. Сила веры позволила Киеву и Киевской Руси, а затем Москве и Московскому княжеству и позже всей Российской империи и государству по-настоящему хранить и преумножать духовные богатства Православия, значимые и спасительные для всего мира.

 

 

Источники

Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения / Статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М. – Л., 1950.

Литература

Грицков В. В. Крещение Руси: В 2 частях. Москва: Кучково поле, 2009.

Кузенков П. В. Поход 860 г. на Константинополь и первое крещение Руси в средневековых письменных источниках // Древнейшие государства на территории Восточной Европы. 2000 г.: Проблемы источниковедения / отв. ред. Л. В. Столярова. М.: Восточная литература, 2003. С. 3–172.

Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. Москва: Алгоритм, 2012.

Помпеев Ю. А. Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси // Вестник СПбГУКИ. № 4 (17) декабрь 2013. С. 92–100.

Роменский А. А. Русь во внешней̆ политике Византии. Дисс. … канд. ист. наук. Харьков, 2014.

Христофилопулу Е. Византийская история (на новогреч.). Афины, 2006. Т. 3.

Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. Scandinavia, Central Europe and Rus' c. 900-1200. New York: Cambridge University Press, 2007.

Bushkovitch P. Rus' in the Ethnic Nomenclature of the “Povest' vremennykh let” // Cahiers du monde Russe et soviétique. 1971. Vol. 12:3. P. 296–306.

Duczko W. Viking Rus. Studies on the Presence of Scandinavians in Eastern Europe. Leiden; Boston: Brill Academic Publishers, 2004. (The Northern World; V. 12).

Hartman L. “Into the name of the Lord Jesus” Baptism in the Early Church. Edinburgh: T & T Clark, 1997 (Studies of the New Testament and its World).

Owen M. Phelan. The Formation of Christian Europe. The Carolingians, Baptism, and the Imperium Christianum. Oxford and New York: Oxford University Press, 2014.

 



[1] Nicephorus Gregoras. Historia Romana // Nicephori Gregorae historiae Byzantinae / ed. I. Bekker, L. Schopen. 3 vols. Bonn, 1855. Vol. 3. P. 199:12–13. χώρα δ’ αὕτη μεγάλη καὶ πολυάνθρωπος

[2] Наименование Русь наиболее близко именам финноугорских и балтийских племен. См. Bushkovitch P. Rus' in the Ethnic Nomenclature of the “Povest' vremennykh let” // Cahiers du monde Russe et soviétique. 1971. Vol. 12:3. P. 298.

[3] См. отрывок из текста Саги о Йомских викингах в русском переводе: Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. 2012. С. 153–154.

[4] Согласно предположению ряда ученых — Новгород (Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. С. 157)

[5] «Иди в Грецию, там ты узнаешь имя твоего Бога. Если ты уверуешь, то и многих других наставишь на путь истины, ибо Бог избрал тебя обратить к нему многие народы и стяжать себе спасение и славу». Цит. по: Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. C. 156.

[6] Цит. по: Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. C. 157.

[7] Ритуальное очищение через омовение происходит в miqwah ‘водоём; собрание, скопление; надежда (Бог — miqwah Yisrael ‏מִקְוֵה יִשְׂרָאֵל «надежда Израиля»).

[8] Крещение // Этимологический словарь славянских языков). С. 76.

[9] См. Фасмер, «крест» (от древне-верхненемецкого krist). См.: Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. C. 138. «Само понятие крест даётся в западном, а не в восточном варианте. Романо-германское влияние проявляется и в вышеперечисленных терминах».

[10] Крещение // Этимологический словарь славянских языков). С. 75.

[11] Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения / Статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М. – Л., 1950. С. 102.

[12] Там же. С. 86.

[13] Христофилопулу Е. Византийская история (на новогреч.). Афины, 2006. Т. 3. Σ. 152. Примеч. 2.

[14] Новый перевод П. Кузенкова с А. Виноградовым.

[15] Ранее принятая концепция отражена, в частности, в обзорной статье. См.: Помпеев Ю. А. Крещение Руси: к 1025-летию принятия восточного христианства на Руси // Вестник СПбГУКИ. № 4 (17) декабрь 2013. С. 96.

[16] Роменский А. А. Русь во внешней̆ политике Византии. Дисс. … канд. ист. наук. Харьков, 2014.

[17] Одно из подробных описаний сохранилось у Яхьи Антиохийского. «И взбунтовался открыто Варда Фока и провозгласил себя царём в среду, в день праздника Креста, 14 айлуля 1298 (14 сентября 987 года. — В. Г.), то есть 17 джумады 1 377, и овладел страною греков до Дорилеи и до берега моря, и дошли войска его до Хрисополя. И стало опасным дело его, и был им озабочен царь Василий по причине силы его войска и победы его над ним.

И истощились его (Василия) богатства, и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он (царь русов) на это. И заключили они между собой договор о свойстве, и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он (Василий) поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его страны, а они народ великий. И не причисляли себя русы тогда ни к какому закону, и не признавали никакой веры. И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов. И они окрестили царя и всех, кого обнимали его земли. И отправили к нему сестру свою, а она построила многие церкви в стране русов» (цит. по: Грицков В. В. Крещение Руси. Москва, 2009. C. 28).

[18] И одно из последующих сражений: «И выступил царь Василий и брат его Константин со своими войсками и с войсками русов, и столкнулись они с Вардой Фокою в Абидосе — а это близко о т берега константинопольского — и победили Фоку. И был он убит в субботу, 13 нисана того же года (13 апреля 989 года. — В. Г.), то есть третьего мухаррема 379» (Грицков В. В. Крещение Руси. С. 29).

[19] Ср. с крещальной формулой во времена Карла Великого: “Hereafter if anyone among the people of the Saxons, lurking among them unbaptized, wishes to conceal himself and avoids coming to baptism and wishes to remain a pagan, let him be put to death.” Owen M. Phelan. The Formation of Christian Europe. The Carolingians, Baptism, and the Imperium Christianum. Oxford University Press, 2014. P. 46. Перевод с оригинала Capitulatio de partibus Saxoniae c.8, MGH Capitularia regum francorum I ed. A. P. 69. «Si quis deinceps in gentibus Saxonorum inter eos latens non baptizatus se abscondere voluerit et ad baptismum venire contempserit paganusque permanere voluerit, more moriatur».

[20] Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения / статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М. – Л., 1950. С. 337.

[21] Chronica Byzantina breviora 110, 2:1–2.

989/6498 (Ind. 3) τὸ δὲ ͵ϛυϟϛʹ ἔτος ἐβαπτίσθη ὁ Βολοντίμηρος, ὃς ἐβάπτισεν πᾶσαν Ῥωσίαν.

[22] См. в примечаниях к русскому переводу ПВЛ: Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения / статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М. – Л., 1950. С. 337.

[23] И стали пророчествовать о воплощении Бога, раньше других Давид: «Сказал Господь Господу моему: “Сядь одесную меня, доколе положу врагов твоих к подножию ног твоих”». И еще: "Сказал мне Господь: «Ты сын мой; я ныне родил тебя”». Исайя же сказал: «Ни посол, ни вестник, но сам Бог, придя, спасет нас». И еще: «Младенец родится нам, владычество на плечах его, и нарекут имя ему великого света ангел... Велика власть его, и миру его нет предела». И еще: «Вот, дева во чреве зачнет, и нарекут имя ему Еммануил». Михей же сказал: «Ты, Вифлеем — дом Ефранта, разве ты не велик между тысячами иудиными? Из тебя ведь произойдет тот, который должен быть владыкою во Израиле и исход которого от дней вечных. Посему он ставит их до времени, доколе не родит тех, которые родят, и тогда возвратятся оставшиеся братья их к сынам Израиля». Иеремия же сказал: «Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с ним. Он нашел все пути премудрости и даровал ее отроку своему Иакову... После того он явился на земле и жил между людей». И еще: «Человек он; кто узнает, что он Бог? ибо умирает, как человек». Захария же сказал: «Не послушали сына моего, а я не услышу их, говорит Господь». И Осия сказал: «Так говорит Господь: плоть моя от них».

Прорекли же и страдания его, говоря, как сказал Исайя: «Горе душе их! Ибо совет зол сотворили, говоря: «свяжем праведника”». И еще сказал тот же пророк: «Так говорит Господь: “...Я не воспротивляюсь, не скажу вопреки. Хребет мой отдал я для нанесения ран, а щеки мои — на заушение, и лица моего не отвернул от поругания и оплевания”». Иеремия же сказал: «Придите, положим дерево в пищу его и отторгнем от земли жизнь его». Моисей же сказал о распятии его: «Увидите жизнь вашу, висящую перед глазами вашими». И Давид сказал: «Зачем мятутся народы». Исайя же сказал: «Как овца, веден был он на заклание». Ездра же сказал: «Благословен Бог, распростерший руки свои и спасший Иерусалим».

И о воскресении сказал Давид: «Восстань, Боже, суди землю, ибо ты наследуешь среди всех народов». И еще: «Как бы от сна воспрянул Господь». И еще: «Да воскреснет Бог, и да расточатся враги его». И ещё: «Воскресни, Господи Бог мой, да вознесется рука твоя». Исайя же сказал: «Сошедшие в страну тени смертной, свет воссияет на вас». Захария же сказал: «И ты ради крови завета твоего освободил узников своих изо рва, в котором нет воды».

[24] «Вот чего ради. Вначале род человеческий женою согрешил: дьявол прельстил Адама Евою, и лишился тот рая, так и Бог отомстил дьяволу: через жену была первоначальная победа дьявола, из-за жены первоначально был изгнан Адам из рая; так же через жену воплотился Бог и повелел войти в рай верным. А на древе он был распят потому, что от древа вкусил Адам и из-за него был изгнан из рая; Бог же на древе принял страдания, чтобы древом был побежден дьявол, и древом жизни спасутся праведные. А обновление водою совершилось потому, что при Ное, когда умножились грехи у людей, навел Бог потоп на землю и потопил людей водою; потому-то и сказал Бог: “Как водою погубил я людей за грехи их, так и теперь вновь водою очищу от грехов людей — водою обновления”; ибо и евреи в море очистились от египетского злого нрава, ибо первой была сотворена вода, сказано ведь: Дух Божий носился поверх вод, потому и ныне крестятся водою и духом. Первое преображение тоже было водою, чему Гедеон дал прообраз следующим способом: когда пришел к нему ангел, веля ему идти на мадимьян, он же, испытуя, обратился к Богу, положив руно на гумне, сказал: “Если будет по всей земле роса, а руно сухо...”. И было так. Это же было прообразом, что все иные страны были прежде без росы, а евреи — руно, после же на другие страны пала роса, которая есть святое крещение, а евреи остались без росы. И пророки предрекли, что обновление будет через воду. Когда апостолы учили по вселенной веровать Богу, учение их и мы, греки, приняли, вселенная верует учению их. Установил же Бог и день единый, в который, сойдя с небес, будет судить живых и мертвых и воздаст каждому по делам его: праведникам — царство небесное, красоту неизреченную, веселие без конца и бессмертие вечное; грешникам же — мучение огненное, червь неусыпающий и мука без конца. Таковы будут мучения тем, кто не верит Богу нашему Иисусу Христу: будут мучиться в огне те, кто не крестится».

[25] «После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? Что ответите?»

[26] Исповедание всякий раз индивидуально составлялось владыками при вступлении на кафедру, а игуменами монастыря — при вступлении в управление монастырём.

[27] Повествование о семи Вселенских соборах пересекается с Толковой Палеей, хотя что на что влияло остается не до конца решённым вопросом. См.: Повесть временных лет. Часть вторая. Приложения / статьи и комментарии Д. С. Лихачева. М. – Л., 1950. С. 340.

[28] Там же.

[29] Там же.

[30] Duczko W. Viking Rus. Studies on the Presence of Scandinavians in Eastern Europe. 2004.

[31] Ibid. P. 134.

[32] Ibid.

[33] См.: Duczko W. Viking Rus. P. 136. Cм. также: Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. Scandinavia, Central Europe and Rus' c. 900-1200. 2007. P. 59, 85.

[34] Duczko W. Viking Rus. P. 136–137. О захоронениях в Гнездово и нательных крестах там см.: Duczko W. Viking Rus. P. 176 и далее.

[35] Ibid. P. 225.

Cм. о византийских захоронениях на территории Болгарии с использованием крестов: Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. P. 328.

О русских захоронениях с крестами см.: Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. P. 377.

[36] ПВЛ 26. Цит. по: Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. P. 376-377.

[37] См.: Berend N. Christianization and the Rise of Christian Monarchy. P. 380.

[38] См.: Hartman L. “Into the name of the Lord Jesus” Baptism in the Early Church. Edinburgh: T & T Clark, 1997 (Studies of the New Testament and its World). P. 1.

[39] Owen M. Phelan. The Formation of Christian Europe. The Carolingians, Baptism and the Imperium Christianum. Oxford and New York: Oxford University Press, 2014. P. 126.

[40] Кузьмин А. Крещение Киевской Руси. C. 155.

[41] Cм.: Hartman L. “Into the name of the Lord Jesus”. P. 1–7 и далее.

[42] Gabriel. Orationes 6:35.

[43] Isidorus Glabas. Homiliae i-xxiv 19, 15:13–15.

[44] Synodicon orthodoxiae L. 360–365.

[45] Ephraem Syrus. De paenitentia // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα / ἔκδ. K. G. Phrantzolas. Τ. 5. Θεσσαλονίκη, 1994. Σ. 100:4–5. Εἷς ἐστιν ὁ σταυρός ἕν ἐστι, φησί, καὶ τὸ βάπτισμα.

[46] Gregorius Palamas. Homiliae i–xx 11, 10:13–14. Καὶ ὁ Χριστὸς δὲ ξύλῳ καὶ ὕδατι, τῷ Σταυρῷ καὶ τῷ βαπτίσματι, τὰ λογικὰ ποίμνια ἐπὶ τῆς γῆς ἑαυτῷ ἐπλήθυνεν.

[47] Anastasius Gordius. Περὶ Μωάμεθ καὶ κατὰ Λατείνων 44:42–76.

+7(499)135-81-15
Секретариат