1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Проповедь о засохшей смоковнице

Проповедь о засохшей смоковнице

30 января 2023
337

О самоотречении по примеру преподобного Феодосия[1]


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня святая Церковь чтит память преподобного Феодосия Великого, и в этот день мы слышим рядовое евангельское чтение о засохшей смоковнице[2]. Засохшая смоковница, которую проклинает Христос Спаситель, внешне вроде бы не заслужила этого проклятия, ибо ещё, как мы слышали, не наступило время плодов (Мк. 11, 13). А Христос Спаситель взалкал, и в неположенное время искал тот плод, который ещё не должен был быть принесён. Святые отцы, размышляя над тайной смоковницы, говорят о том, что, с одной стороны, Христос Спаситель обличает грех, ибо Адам в своём грехопадении прикрывал наготу листьями смоковницы, которую и проклинает Христос Спаситель, поскольку она была причиной непослушания[3], а в лице этой смоковницы человеческий грех и человеческое несовершенство. С другой стороны, святые отцы говорят о том, что Христос Спаситель, проклиная смоковницу, проявляет предельное человеколюбие, ибо не людей грешников, достойных осуждения и наказания, Он наказывает, а смоковницу, которая является древом и которая является образом божественной милости к людям, данным для покаяния и вразумления.

Преподобный Феодосий был предельно строг — строг к самому себе и строг к окружающим. Мы знаем согласно одному древнему житию, написанному Кириллом Скифопольским[4], что первый брат, который пришёл к нему в общежитие, был изгнан им из общежития за то, что он вкушал варёную пищу. Но в то же самое время преподобный Феодосий проявлял предельную мудрость, предельную доброту. Он построил на вершине горы гостиницу и завёл двух ослов, чтобы проявлять монашеское гостеприимство. Преподобный Феодосий изучил три правила: церковное правило, правило пустыни и правило общежития.

Церковное правило — это образ поведения в храме. Преподобный постиг это правило в юности в Каппадокии, где он родился, пел и читал на клиросе. Правило пустыни τὸν κανόνα τῆς ἐρήμου (и это единственное упоминание во всей святоотеческой письменности о правиле пустыни) говорит о том, как научиться законам молитвы Иисусовой и крайнего подвижничества у отшельников, монахов, подвизавшихся в Святой земле. Также преподобный Феодосий изучил общежительное правило τὸν κοινωβιακὸν κανόνα — правило отсечения своей воли, правило, которое требует от каждого монаха предельного отречения от мира и призыва довольствоваться предельно малым. Согласно речению преподобного Никиты Стифата, «начало жизни по Богу — полное бегство из мира».

Засохшая смоковница, для которой ещё не настало время плодоношения, может указывать на современного человека, который, удовольствовавшись своими полученными от Бога дарованиями, способностями, талантами, не развивает эти таланты. Но Господь требует от каждого из нас полного самоотречения, чтобы засохшая смоковница, как повествуют святые отцы, заплодоносила добродетелями. Смоковница греха должна перестать существовать в нашей жизни, а в душе нам следует воздвигнуть доброе древо — крест добродетелей. Этим самоотречённым путём прошёл преподобный Феодосий, показывая нам пример, что нам тоже нужно изучить три правила: церковное правило, правило пустыни и правило общежития — и неукоснительно руководствоваться этими правилами для того, чтобы превратить свою жизнь не в пустыню греха, а в рай добродетелей во славу Божию. Аминь.




[1] Проповедь на после запричастного стиха на литургии в Зачатьевском монастыре 24 января 2023 г.

[2] Мк. 11, 11–23 (зач. 50).

[3] Синаксарь Недели сыропустной // Триодь Постная. Москва, 1992. С. 125.

[4] Кирилл Скифопольский (Κύριλλος ὁ Σκυθοπόλεως) — монах, историк Церкви, среди прочих агиографических сочинений написал «Житие прп. Феодосия Великого» (Κυρίλλου μοναχοῦ κα πρεσβυτέρου περ τοῦ βίου τοῦ ἐν ἁγίοις Θεοδοσίου; Vita Theodosii; CPG, № 7539; BHG, № 1777.

+7(499)135-81-15
Секретариат