1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Проповедь в Великий Пяток

Проповедь в Великий Пяток

5 мая 2024
8

Проповедь в Великий Пяток


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!


Дорогие братья и сестры мы предстоим перед Плащаницей, украшенной белыми цветами, на которой изображается Христос Спаситель, снятый со Креста. Плащаница по-гречески — επιτάφιος — то, что лежит на гробе. Но мы, как православные христиане, верим в то, что земная смерть не является страшной, мучительной, но временной, и представляет собой не более, чем переход. По слову святителя Киприана Карфагенского, смерть — это переход через мир. Но если любой человек является в определённом смысле вечным, не только праведный, но и грешный, ибо жизнь вечная ожидает всех, только одних с Богом, а других без Бога, то насколько удивительно Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, которое являются залогом общего Воскресения. Это Воскресение Господа является удивительным чудом, священным и божественным даром, потому что в нём открывается богатство вечной жизни и подлинного блаженства. Без Бога, без благодати мучителен каждый миг на земле, мучителен каждый час, каждый день, каждый месяц, каждый год, отрезок человеческой жизни, и конечно, сама вечность. Но вместе с Богом даже мгновение становится вечностью, один день как тысяча лет, а сама обетованная вечность оказывается глубинной полнотой Божественной благодати. 

Христос Спаситель, распятый на Кресте, оказывается победителем смерти и искупителем грехов всего человеческого рода. Когда нам тяжело телесно или душевно, то хочется, чтобы кто-то облегчил нашу тяжесть. Если кто-то из наших близких подаст нам чашу воды или пройдёт с нами определённое поприще, мы будем ему безмерно благодарны. Но Господь наш Иисус Христос, Который был распят на Кресте за наши грехи, берёт не часть Своей ноши, но всю ношу. Берет не только ту ношу, которую мы несём сейчас, но ту ношу, которую мы несли, которую мы несём, и которую мы будем нести, и оказывается подлинным Исцелителем и Искупителем, Который, отдавая Себя Самого в пречистую жертву, имеет духовные силы для того, чтобы по-настоящему спасти нас от уз греха и ада.

Христос Спаситель, Который был распят на Кресте и Который снимается со Креста, является виновником вечной жизни, является нашим подлинным освободителем, является Богом, источником благодати. И мы с вами, предстоя перед плащаницей, разделяем так или иначе чувство Божией Матери, которые были тончайшим образом святыми отцами описаны в том каноне, который мы только что читали. Пречистая Божия Матерь, Которая родила Бога Слово, Которая оказалась виновницей его Рождества, Которая была терпеливым и молчаливым свидетелем Его жизни как до выхода на проповедь, так и после выхода на проповедь. Божия Матерь, Которая была свидетельницей священного безмолвия и священного слова, оказывается безмерно скорбящей и с трудом выносящей распятие Своего Пречистого Сына. Но в последнем тропаре мы слышим, как Она принимает тайну смерти, которая ведёт к бесконечной вечной жизни, и внутренне смиряется, и не только смиряется, но и проникается божественной священной радостью, слыша божественную волю; перед Ней яснее приоткрывается Божественный Промысл.

 Так и мы, как православные христиане, должны выйти из состояния равнодушия, должны проникнуться глубочайшей скорбью и состраданием, должны припасть к Распятому Христу. Ощущать, насколько трудными и тяжёлыми были раны, сама катастрофа и трагедия смерти, но потом проникнуться тихой радостью. Божия Матерь была подвижницей, была созерцательницей, была молитвенницей. Нам же для того, чтобы проникнуться тихой радостью Светлого Христового Воскресения должно воспринять это Воскресение так, как его описывает преподобный Максим Исповедник, который говорит о добровольном воскресении произволения. Господь даёт нам волю — волю, которая через совоскресение, через духовный подвиг должна устремиться ко благу. Через аскетический подвиг, через молитву, через жертву, через добрые дела, через самоотречённый образ жизни происходит подлинное внутреннее воскресение, восстание православного христианина, его подлинное соучастие тем самым Крестной Жертве и духовному подвигу, искупительному подвигу Христа Спасителя.

 Будем с вами, дорогие братья и сестры, предстоя перед Христом Спасителем, снятым со Креста, стараться идти путём духовного воскресения с тем, чтобы достойно оказаться на последнем экзамене нашей жизни в момент всеобщего воскресения и вступить в радость Небесного Царствия. Аминь.

+7(499)135-81-15
Секретариат