1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. О ревности души в новом году

О ревности души в новом году

2 января 2023
306

О ревности души в новом году[1]

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры! Мы с вами совершаем воскресное богослужение в честь воскресшего Христа Спасителя, Который святыми отцами в продолжение богословия апостола Павла называется вторым, или новым, или «последним» Адамом (1 Кор. 15, 45). Святитель Феодот Анкирский, который жил в середине V века в «Слове на Рождество Христово» говорит, что Христа Спасителя нужно называть не вторым Адамом, потому что Его если называть вторым Адамом то тогда будет и третий, четвёртый, пятый, — а «последним» Адамом (ἔσχατος Ἀδάμ)[2]. Тем самым Христос Спаситель, Которому посвящён завтрашний воскресный день и сегодняшняя служба, является «последним» Адамом, а именно непреложной константой человеческой мысли, духовной культуры и цивилизации. Христос не является «вторым» только, Он является исключительным нашим Спасителем — «последним».

И вот перед праздником Рождества Христова мы вступаем с вами в новый год. Время меняется, время чередуется, вся жизнь состоит из кругов времени. Но эти круги времени должны привести к священной цели — ко Христу Спасителю. Эти круги времени должны привести нас к непреложной духовной константе, эти круги времени должны привести нас к спасению. И если новый год является путём к Христу Спасителю, то это замечательный год. А если новый год будет являться путём равнодушного человека, находящегося поодаль от Христа Спасителя или отступающего, то такой год будет для него катастрофическим.

Мы с вами памятуем сегодня о святом мученике Вонифатии, который вёл в Риме рассеянный образ жизни, как повествует его житие, и жил неправедно со своей госпожой Аглаидой, но при этом обладал определённым благочестием. Как повествуется в житии, приписываемом перу преподобного Ефрема Сирина, он был «нищелюбивым, добрым и милостивым»[3]. И когда Аглаида попросила его найти на Востоке мощи какого-нибудь мученика и привезти в их дом в Риме, то он с радостью согласился исполнить это поручение и в сопровождении двух других слуг отправился на Восток, где действительно он оказался свидетелем мученической кончины ряда мучеников, бесстрашно исповедал Христа Спасителя, был жестоко мучим — ему вырывали ногти, его погружали в горящую смолу — и в конце концов он был умерщвлён и сам явил собой те мощи, которые так желала обрести его госпожа. А его спутники даже не подозревали, что за два дня Вонифатий может стать не живым, а мёртвым и предстать перед Христом Спасителем в инобытии. Его останки были привезены назад в Рим, и Аглаида с благоговением приняла его мощи, во всем раскаялась, раздала своё имение и в течение многих лет вела монашеский самоотречённый образ жизни с тем, чтобы и самой потом удостоиться святой кончины и спасения.

Такое удивительное житие многому нас может научить. Мы тоже так или иначе временами ведём рассеянный образ жизни. Мы тоже можем не в полной мере и не по-настоящему выполнять священные заповеди. Но это расслабленное состояние нужно преодолевать, а не считать его нормативным и основополагающим. По чистоте своей души святой Вонифатий сподобился переломного момента своей жизни, когда он повёл себя как настоящий подвижник и предпочёл ценность Царствия Небесного всем ценностям земным. Мы видим в этом удивительный пример, который побуждает нас в те решающие моменты нашей жизни, которые Господь так или иначе каждому подаёт, оказываться верными исполнителями Божественной воли, и, конечно, давать мгновенный отпор рассеянности и равнодушию, как только они покажутся на горизонте нашей жизни.

Новый год — это тоже ключевой переломный момент, когда мы смотрим на то, что было, на то, что есть, и на то, что будет, мы ощущаем течение времени — времени, которое в жизни верующего человека оказывается вечностью: насколько самоотречённо мы молимся, трудимся и уповаем на Бога и вверяем Богу свою жизнь, своё бытие. А Христос Спаситель, «последний Адам», пусть будет той непреложной, непреходящей истиной, тем подлинным путём, той подлинной вечностью, ради которой собственно мы и живём, к коей мы стремимся и направляем всё своё бытие.

Если мы с вами будем наполнять время верой и стремиться к вечности с верой, каковая будет постепенно возрастать по мере очищения души и совершения добрых дел, то тогда наша жизнь наполнится вечным непреходящим смыслом, и мы будем не жалеть о пройденном прошедшем времени, а радоваться этому времени, также как и радоваться грядущему времени, которое Господь нам даёт, для того, чтобы мы укрепились в Его воле, в добре и в совершенстве. Будем просить святого Вонифатия, ныне празднуемого, о духовной помощи, о предстательстве пред Богом на следующем временно́м отрезке, который Господь промыслительно отмеряет каждому из нас. Аминь.




[1] Проповедь после всенощного бдения 31 декабря 2022 г.

[2] Феодот, свт. На рождество Иисуса Христа (беседа 5) 5.

«Ибо именуется последним Адамом Христос, когда апостол так Его нарёк, ибо стал, говорит, первый Адам в душу живую, последний Адам в Дух животворящий. И не говорит “второй Адам”, хотя знал, что второе противостоит первому, но называет его последним Адамом, чтобы ты не надеялся на третьего или другого, четвёртого. Так вот, Господь был последним Адамом, и поскольку первый был создан Отцом, последний сотворяется Святым Духом, чтобы ты постиг равную силу Духа Святаго и Отца». 

[3] Ефрем Сирин, прп. Слово на мученичество св. Вонифатия великомученика // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου Ἔργα / ἔδ. Κ. Γ. Φραντζολᾶς. Τ. 7. Θεσσαλονίκη: Τὸ Περιβόλη τῆς Παναγίας, 1988 (r1995). ) Σ. 188:10-11.

Τρία δὲ εἶχε κατορθώματα· φιλόξενος ἦν καὶ εὐμετάδοτος καὶ ἐλεήμων.

+7(499)135-81-15
Секретариат