1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Промысл Божий всегда уготовляет нам лучшее

Промысл Божий всегда уготовляет нам лучшее

10 марта 2024
1

Промысл Божий всегда уготовляет нам лучшее[1]

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры, мы слышали с вами диалог Христа Спасителя с саддукеями (Мф. 22, 23), которые не веровали в воскресение, которые считали, что только земная жизнь имеет значение, а загробной жизни нет. И они задавали Христу Спасителю искусительный вопрос, как бы высмеивая загробную участь, ибо они понимали, что в загробной участи не должно быть ничего земного, никаких земных взаимоотношений. А Христос Спаситель в ответ на этот вопрос не даёт никакого ответа, ибо Он не отвечает в их логике вопроса и говорит, что в Царстве Небесном не женятся, что там абсолютно всё иное.

Для нас в этом есть духовное назидание, потому что часто мы Богу задаём рациональные вопросы и хотим получить рациональный ответ. Мы хотим от Бога получить земное утешение земное разрешение наших бед, а когда мы от Бога не получаем земного утешения и разрешения наших бед, то мы начинаем унывать. В святоотеческой традиции, в истории Церкви единственная причина всех бед — это собственное человеческое несовершенство. В Древней Руси и в Древней Византии, когда происходили беды, бедствия, когда нападали враги, когда Константинополь, Новгород или Москву осаждали несметные полчища, то был один ответ: по грехам. Мы не можем найти других ответов, и эти ответы мы даём сами себе, пытаясь исправиться пред Богом. Если мы самоуверенно Богу задаём вопрос и просим Бога механистически разрешить наши обстоятельства, мы, конечно, можем иметь такую добрую просьбу. Но по сути мы должны быть очень самокритичны и знать, что Бог даже и без наших вопросов всегда заботится о самом всесовершенном в нашей жизни, и если что-то не происходит, то не происходит по удивительному промышлению Божию, которое всегда стремится к тому, чтобы преподать нам лучшее.

«Бог же не есть Бог мёртвых, но Бог живых» (Лк. 20, 38). Эти слова о Царстве Небесном, эти слова о том, что Бог является источником не смерти, но жизни. Бог является Тем, Кто воскрешает. Бог является Тем, Кто показывает пример воскресения. И мы в этой малой земной юдоли должны проникнуться радостью этого воскресения. Мы должны не только преодолеть своё собственное уныние, но и утешить окружающих. Мы должны не только преодолеть грех, но создать некую школу добродетели, и в своей собственной жизни и проповедовать об этом.

Бог не есть Бог мёртвых, но Бог живых. Эти слова могут стать огромным утешением для тех, кто унывает. Бог не есть Бог уныния, но Бог радости. Бог не есть Бог несовершенства, но глубокого духовного совершенства. Бог не есть Бог мрака, но Бог света. Бог не есть Тот, Кто так или иначе создаёт какие бы то ни было тупики в жизни православных христиан и в жизни людей, но Тот, Кто является выходом из любых сложных обстоятельств.

Будем с вами, дорогие братья и сестры, не уподобляться саддукеям, которые задавали, хитрый, коварный вопрос, как бы заранее зная ответ, на неправильный ответ, а будем уподобляться тем святым подвижникам, которые творили молитву Иисусову и говорили: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного». И в этой молитве заключались, собственно говоря, все ответы, ибо в этой молитве есть констатация собственного несовершенства, тем самым в этой молитве скрывается глубочайший ответ — тот ответ, который мы сами даём для того, чтобы по ступеням духовного совершенства вступить в Царствие Небесное. Аминь.




[1] Проповедь игум. Дионисия.



+7(499)135-81-15
Секретариат