1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Сосредоточение вопреки расслабленности

Сосредоточение вопреки расслабленности

8 мая 2023
232

Игумен Дионисий (Шленов)

Сосредоточение вопреки расслабленности

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Мы помолились в храме, наши сердца вдохновились. Но мы можем испытывать страх и опасение, что когда мы выйдем из храма, когда мы пойдём по городским улицам, когда мы сядем в метро или в автобус, в такси, придём домой, то в том сосуде души, который сейчас полон, может остаться половина, треть или четверть. Мы привыкаем к такому расточению, но в сегодняшней третьей Евангельской стихире которая только что повторяла основные темы евангельского чтения1, мы слышали, как Мария Магдалина благовествовала и стала первой свидетельницей Воскресения, а те апостолы, ученики, которые сначала не поверили по жестокосердию и косности, потом, вооружившись знамениями и чудесами, пошли проповедовать по всему миру, стали проповедовать о Воскресении. И эта проповедь доходит до нас с вами, мы слышим эту проповедь для того, чтобы славить воскресшего Христа Спасителя!

Итак, в этой стихире изображается священный круг. Круг, который от воскресения приводит к воскресению. Тем самым мы с вами должны жить такими священными кругами, которые бы нас из храма приводили в храм, от святости к святости, от благочестия к благочестию, от добродетели к добродетели. И чтобы мы, шествуя путями в своей жизни, не расточали бы, а приобретали, не забывали о Воскресении и всё более и более проникались памятью Воскресения, не расточали света Воскресения, а хранили и приумножали его в своей душе. Это духовная задача, которую предельно трудно достичь, которую невозможно рационально описать. Но все-таки насколько велик контраст между тем, кто разбил свой драгоценный воскресный сосуд, и тем, кто его сохранил! Насколько велик контраст между тем, кто стоит не только с унылым лицом, но и с унылой душой, и тем, кто стоит с радостным лицом и радостной душой и молится! Сколь велик контраст между человеком грешным, который привыкает к своим грехам, и человеком праведным и добродетельным, который привыкает к своим добродетелям!

Сегодняшняя память особая о исцелении расслабленного. После Воскресения мы вспоминали с вами об уверении Фомы, о женах-мироносицах, о тех, память которых прямо соответствует событиям, которые последовали после Воскресения Христа Спасителя. Но исцеление расслабленного переносит нас в период земной жизни Христа Спасителя, к тому, что происходило до Воскресения. Тем самым исцеление расслабленного — это особое событие, которое имеет глубочайший воскресный смысл, но в то же самое время соответствует дням жизни Христа Спасителя, Его чудотворениям ещё до Воскресения.

Значит, святая Церковь через память о расслабленном хочет преподать нам особый духовный урок, чтобы мы попросили Бога об исцелении от расслабления души, чтобы мы собрали все свои силы и постарались из расслабленных духовно встать на путь исцеления; обратиться в духовную врачебницу и получить определённые лекарства и препараты; жить в надежде на то, что в нашей жизни закончится полное расслабление и начнётся духовное сосредоточение, закончится леность и начнётся трудолюбие, закончится самолюбие и начнётся Боголюбие, закончится упование на себя и начнётся упование на Бога.

Христос Спаситель исцеляет расслабленного, который в течение 38 лет лежал у Овчей купели и не имел человека, который бы поместил его в Овчую купель. Христос Спаситель приходит Сам к расслабленному, но исцеляет не всех, потому что тогда обесценилось бы чудо, а исцеляет одного для духовного назидания2. Расслабленный, лежащий в Овчей купели, не имел никакой надежды на исцеление, но Христос Спаситель не только даёт ему надежду, но исцеляет, оставляет его и повелевает ему идти, и он идёт и несёт свою кровать3, то есть проявляет не только обычные человеческие силы, но и определённую крепость, которая даётся ему на духовные блага. Также исцеление расслабленного происходит в купели Вифезды, которая имела пять притворов. Святитель Кирилл Иерусалимский говорит, что четыре притвора стояли по краям, а пятый притвор находился в середине4. Тем самым исцеление расслабленного происходит в месте, которое преобразовало собою Честной Животворящий Крест, а также Светлое Христово Воскресение.

Будем с вами стараться несмотря на то, что и мы, подобно расслабленному, не имеем надежды на исцеление, несмотря на то, что другие часто опережают нас, а мы в унынии даже не спешим на духовных соревнованиях. Мы, соревнуясь во внешних делах, стараемся лучше работать, приобретать научные степени, но мы боимся соревноваться со святыми. Образ жизни святых столь трудный, столь самоотверженный, столь неотмирный, что по-человечески очень страшно стать святым! Святой очень мало ест, очень много молится. Святой не имеет ничего своего, святой жертвует всегда собою ради ближнего, святой всегда предпочитает Бога и ближнего самому себе. И мы с вами, пребывая на грани подлинного бытия и небытия, да вступим на путь святости, предельно трудный и ответственный, и будем преодолевать в себе трусость и духовно расслабленное состояние, будем набираться ревности и сил. Вдохновляясь примером исцеления расслабленного, будем стремиться к подлинному духовному преображению и воскрешению своей души и жизни от всего греховного и несовершенного ради Царствия будущего и вступления в вечную жизнь.

Этот послевоскресный урок, который преподаёт нам Христос Спаситель, настраивает нас на то, что мы не имеем права расточать. Мы должны соблюдать в себе духовные дары не только в течение субботнего или воскресного вечера, но в течение всех дней своей жизни, и приходить в храм не как те, кто всё растерял, хотя и таких приемлет Господь, но приходить в храм духовно наполненными, стараясь приготовиться всеми силами своего бытия, преодолевая уныние, расслабление и все прочие грехи, творя добрые дела и занимаясь непрестанным молитвенным деланием, чтобы изгнать из своей жизни не только всесильное расслабление, но даже тень расслабления. Аминь.

1 Стiхúра евáнгельская третiя, глас 3:

«Магдали́не Марíи/ Спáсово благовествýющей из мéртвых Воскресéнiе и явлéнiе,/ не вéрующе же ученицы́, поноси́ми бы́ша о жестосéрдiи:/ но знáменьми воорýжшеся и чудесы́,/ ко проповéданiю посылáхуся,/ и Ты ýбо, Гóсподи, к начáльному свéту вознéслся еси́ Отцý,/ они́ же проповéдаша всю́ду слóво, чудесы́ уверя́юще./ Тéмже просвети́вшеся тéми,/ слáвим Твоé éже из мéртвых воскресéнiе,// человеколю́бче Гóсподи».


2 Ср.: Ориген. Фрагменты на Евангелие от Иоанна (в катенах) (Fragmenta in evangelium Joannis (in catenis) ) 61:21–25.

«Хотя было много больных, (Христос) всех не исцелил, но показал Собственную силу, избрав одного, который был охвачен тяжедейшей болезнью и от длительного времени не имел надежды на спасение. Ибо был расслабленным среди них в течение тридцати восьми лет будучи охвачен страданием».


3 Ср.: Афанасий Великий, свт. Беседа о сеющем (Homilia de semente [Sp.]) // PG. 28. Col. 164:46–49.

«Таковым был (Христос) Чудотворец творящий новое, что дал такую силу расслабленному, чтобы не только восстать, но и нести одр».


4 Кирилл Иерусалимский, свт. Беседа на расслабленного, лежащего рядом с купелью (Homilia in paralyticum juxta piscinam jacentem) 2.

«Ибо в Иерусалиме была Овчая купель, имеющая пять притворов, четыре по краям, а в середине пятый, в котором лежала множество болящих».


+7(499)135-81-15
Секретариат