Игумен Дионисий (Шленов)
О смиренном и мужественном собирании сил души
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Мы празднуем сегодня память святого благоверного князя Дмитрия Донского. Его житие хорошо известно, он жил в эпоху преподобного Сергия, он имел своим духовным отцом, наставником и покровителем святителя Алексия, митрополита Московского, который, в свою очередь, находился в духовном диалоге со святителями Константинопольскими Нилом и Филофеем, которые были сторонниками богословия свт. Григория Паламы и были премудрейшими богоносными отцами. Святой благоверный князь Димитрий не боялся внешних испытаний, ибо мы знаем, что он посещал Орду, причём в самом юном возрасте, отроком чуть более десяти лет. Несмотря на своё малолетство, он имел духовную силу, премудрость, рассудительность для того, чтобы на внешнем фронте смиренно и одновременно мужественно понимать, что во вражеском стане происходит, чтобы потом этот вражеский стан ниспровергнуть.
И также на внутреннем фронте он проявлял то же самое смирение в сочетании с силой по отношению к русским князьям, как, например, к князю Суздальскому, который чинил всякие интриги и стремился к первенству, к власти, не имея для этого первенства и власти достаточных оснований. И святой благоверный князь Димитрий, опять-таки ещё будучи отроком тринадцатилетним, находил в себе силы для того, чтобы показать своё действительное и подлинное первенство и в то же самое время простить великодушно своего врага — князя Суздальского, причём не однократно, а многократно.
И вот такое мужество является для нас очень важным примером, потому что мы тоже имеем внешний и внутренний круг проблем, задач и обязанностей. Подобно святому благоверному князю Димитрию, который находил в себе силы для того, чтобы смиряться, и находил в себе силы для того, чтобы утверждать единство государства Российского и собирать по крупицам землю Русскую перед лицом во много раз превосходящих противников как из Орды, так и со стороны Литвы и на всех прочих фронтах, так и мы, дорогие братья и сестры, должны собирать свою душу!
Мы имеем бессмертную душу, она дана нам Богом, в ней есть разумная сила, гневная сила, желательная сила, в ней есть сила памяти, множество других духовных сил и добродетелей. Часто мы с вами пребываем в разобщении этих сил, когда эти силы, может быть, трудятся каждая сама по себе, но только в объединении сил души появляется смысл бытия каждого православного христианина. И если мы соединим воедино наши добродетели, наши усилия, если мы будем сопровождать молитву совершением милости, если мы будем сопровождать стремление преподать что-то доброе нашим детям нашим собственным духовным глубоким примером; если мы будем не только выстаивать в храме службы, но и стараться как можно искреннее и трепетнее молиться на этих службах; если мы будем не только приходить на исповедь, чтобы внешне назвать свои грехи, но и внутренне по-настоящему каяться и стараться больше таких грехов не совершать — в результате такого рода объединительных духовных усилий, мы почувствуем, что мы и в немощи нашей, в которой мы пребываем, получаем от Бога в дар духовную силу. Будем стараться по примеру святого Дмитрия не бояться внешних и внутренних трудностей и идти вплоть до великой победы; как он победил на Куликовом поле, так каждому предстоит духовно победить.
Сейчас очень трудные, сложные, каверзные времена, и, наверное, не было ещё таких моментов в русской истории, когда Россия бы противостояла такому количеству сил, пытающихся её уничтожить. Это противостояние имеет не только военный характер, но и скрытый и хитрый. Сейчас вроде бы не такая эпоха, как эпоха татаро-монгольская, вроде бы нет открытого Куликова поля, но в то же самое время оно есть. Если Куликовская битва длилась короткий срок, то ныне всё, что происходит, имеет очень длинный затяжной срок. Если в Куликовом сражении участвовали открытые противники, то сейчас всё более скрытые. И если тогда можно было победить силой мужества, то сейчас имеются всевозможные способы воздействия, которые иногда самого мощного человека могут сделать внешне бессильным.
Но духовная сила остаётся той же, и путь Руси остаётся тем же. И вот сейчас мы должны помолиться от всей души, чтобы Господь продлил пути русской истории, пути мировой истории не для развлечений, не для праздности, а для того, чтобы всем успеть покаяться и достичь Царствия Небесного.
Будем просить святого Дмитрия Донского, который в ту эпоху не убоялся никаких врагов и вывел из порабощения, из рабства русский народ — в состояние свободы, независимости и того сильного православного государства, которое окажется в силах сменить в соблюдении Православных устоев огромную Византийскую империю, которая в ту эпоху пребывала в немалом упадке. И мы с вами будем просить святого благоверного князя Димитрия, чтобы ныне он не оставлял землю Русскую и дал силу, премудрость, рассудительность как её правителям, так и её народу в том, чтобы несмотря на всю хитрость и злобу века сего, идеал православия — мирный, жертвенный, самоотверженный — продолжал быть подлинным, глубинным ключевым идеалом, в свете которого вершатся и внешние события истории, но прежде всего совершается внутренний подвиг всех нас на благо и ради спасения и жизни вечной. Аминь.
Проповедь в конце Литургии 1.06.2022.
Ин. 12, 36–47 (зач. 43).
Мф. 11, 27–30 (зач. 43).
Лк. 6, 17–23 (зач. 24).