Игумен Дионисий (Шленов)
О дерзновении святых
Слово παρρησία появилось в дохристианскую эпоху в античной культуре, но использовалось редко. В эпоху после Р. Х. не в последнюю очередь под влиянием Священного Писания и в его экзегезе оно завоевало себе более твёрдое место с апогеем использований в золотой век святоотеческой литературы — IV.
В Священном Писании Нового Завета слово παρρησία используется 31 раз. Все значения данного слова положительные. В основном используется для усиления и уточнения глаголов речи — говорить открыто и храбро. Аналогичный смысловой спектр открывается и в Ветхом Завете (11 случаев).
В Послании к Евреям апостола Павла читаем: «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством Крови Иисуса Христа, путём новым и живым» (Евр. 10, 19). На древнегреческом языке центральная часть стиха звучит так: παρρησίαν εἰς τὴν εἴσοδον τῶν ἁγίων … При прочтении стиха святые отцы и христианские писатели могли понимать и действительно понимали не «вхождение во святилище», а «вступление (в чин) святых» как результат «дерзновения» души.
Дальше будут рассмотрены древние свидетельства о дерзновении святых. Святые имеют особое дерзновение, особую храбрость.
В греческом оригинале используется слово παρρησία, которое переводится как дерзновение. Но слово παρρησία имеет ряд других значений, и на русский язык его невозможно однозначно перевести. «Открытость, свобода речи» — вот смыслы, наиболее соответствующие этимологии слова — «говорить об всём» от πᾶς, παντός «всякий, весь» и ῥῶ «говорить»[1].
В соответствии с положительным смыслом слова у ап. Павла часто παρρησία — это добродетель, хотя она может иметь и отрицательное значение «дерзости», наряду со смехом и хохотом[2].
Очень часто христианские писатели писали о дерзновении в слове, что означало открытое храброе слово, произносимое из глубины ревнующей о Божьей правде и заповедях души. Так, свт. Василий писал: «Да провозглашается и вами с дерзновением то благое проповедание отцов, … назидающее Церкви здравствующим учением…»[3]. И свт. Иоанн Златоуст проповедовал: «Я говорю вам это ныне, чтобы в дерзновении мы имели веру. Ибо если тогда, когда их поносила вся вселенная, они не отступили, то многим больше ныне в дерзновении подобает иметь проповедь истины, когда вся вселенная перестроилась в нашу пользу»[4].
В современной агиографической науке, то есть дисциплине, изучающей жития святых, «дерзновение» — это самый характерный признак святости. Без дерзновения трудно представить облик святого. Но ведь не все святые были проповедниками. В расширительном смысле παρρησία — это открытость, храбрость, ревность, энтузиазм. Каждый святой — по-своему ревнитель Бога, подвижник, превзошедший самого себя ради стяжания Божественной любви. При таком понимании очень уместно считать «дерзновение» одной из ключевых категорий понятия о святости, тем более что апостол Павел в Послании к Евреям писал «имея дерзновение входить во святилище» (Евр. 10, 19). Святилище — место, куда могли войти именно святые, предельно очищенные от грехов и страстей.
Приведём Флорилегий с подборкой текстов, где говорится о «дерзновении» святых — ради более детального уяснения вышесказанного.
Житие святой Марии Магдалины
«Какую славу, какое сияние, какое дерзновение приобретут святые, когда услышат от Христа: “Хорошие добрые, верные рабы, в малом вы были верны, над многим Я поставлю вас. Вступите в радость Господа вашего. Вступите в царствие Мое”[5]. В будущем Царствии святые будут в большей степени, чем сейчас, созерцать Божественную славу, созерцать Божественный свет, и будут укрепляться в собственном дерзновении».
Житие святого Аверкия епископа (II век)
Здесь говорится о святом Аверкии, чудотворце, просветителе.
«Всё более сбегались к нему люди со всей местности. И многих верующих каждый день крестил во имя Отца и Сына и Святого Духа. И в остальное время с дерзновением проповедовал слово»[6].
Дерзновение — это также характерная черта проповеди.
Ориген. Толкование на пророка Иеремию
Ориген в толковании на пророка Иеремию говорит об Адаме как о святом человеке.
«Святой не скрывается, но имеет сердце вместе с дерзновением в соответствии со святым жительством по Богу. Потому что, если наша совесть не претыкается, она имеет дерзновение к Богу. И то, что мы просим, получаем от Него»[7].
Получается, что Адам в первозданном состоянии до грехопадения пребывал в состоянии открытой святости, в дерзновенном состоянии. И имел силу, в первозданном раю просить у Бога, и Бог исполнял любую его просьбу. И святые в будущем веке будут иметь такое же дерзновение, такую же силу просить у Бога и получать просимое.
Житие святого Агафоника (III век)
«Узнав Его ревность и настрой, и другие многие из народов уверовали в Господа нашего Иисуса Христа, в дерзновении отрекшись от нечестия и присоединившись к святым. Так все, оказавшись вместе с добрым их учителем и подвижником Христовым Агафоником, наполнившись храбрости от Него и получив благословение, исполнили добрый подвиг, за что и были усечены мечём»[8].
Мученик Агафоник, будучи примером доброй ревности и дерзновения, оказался тем, кто побудил многих других взять с него пример и разделить мученическую кончину. При этом взявшие с него пример с дерзновением отреклись от нечестия, так как по-другому от нечестия отречься невозможно.
Житие святой Иулиании Никомидийской (III—IV век)
Здесь речь побудительная. Возможно, эти слова говорит сама Иулиания или кто-то из благочестивых людей, которые упоминаются в житии.
«Молитесь постоянно и любите друг друга, чтобы и Господь Иисус дал вам милость в тот день. И вы найдёте дерзновение при входе святых».
В данном случае это выражение является повторением вышеприведённого стиха апостола Павла.
«Хорошо бодрствовать в молитвах, братия, и каяться в сердцах Богу и исповедовать Ему грехи. Хорошо и петь постоянно, и молиться непрестанно»[9].
Святая призывает нас исполнять Божественные заповеди, пребывать в добродетелях молитвы и любви. И в силу непрестанной молитвы и сильной христианской любви иметь надежду на то, чтобы с дерзновением оказаться среди святых, т.е. достичь святости.
Свт. Григорий Богослов Григорию Нисскому. Слово 1 беседа 11.
«И да исповедуем до последнего дыхания, во многом дерзновения доброе наследство святых отцов. Те, которые близки ко Христу, и первой вере. Исповедание, с которым мы были вместе с отроческих лет, которое впервые мы произнесли»[10]. В данном случае святитель Григорий Богослов говорит и призывает исповедовать до последнего дыхания первые исповедования, т.е. хранить в течение всей своей жизни исповедание веры. Исповедание веры само по себе совершенно. Оно не нуждается ни в каком изменении, добавлении или в уменьшениях. Оно составляет царский путь, традицию. И как мы приняли это исповедание, так мы должны хранить его в течение своей жизни. Но хранить не равнодушно, а со многим дерзновением.
Святитель Афанасий Александрийский Толкование на Псалмы
Святитель Афанасий Александрийский в Толковании на Псалмы поясняет:
«“Поклонюся ко храму Твоему в страхе Твоем”(Пс. 5, 8). Храм Божий — добродетельное, святое состояние, которое нужно иметь с дерзновением. А Христос Сын в доме Своём упокоится, чьим домом являемся мы»[11]. Здесь святитель Афанасий толкует стих «Поклонюся ко храму святому Твоему в страсе Твоем». Храмом Божиим являемся мы, если мы имеем дерзновение. Без дерзновения невозможно быть храмом Божиим. И дерзновение является тем самым инструментом, средством, чтобы Христос вселился в этот храм или дом.
Макариевский корпус[12]
«(Святые), хотя и не получили ещё окончательное наследство, будучи во плоти, благодаря залогу Духа, пребывают в безопасности относительно своего спасения как уже увенчанные и воцарившиеся и не сомневаются, что будут соцарствовать со Христом и будут в дерзновении и преумножении Святого Духа, поскольку ещё будучи во плоти они получили ту сладость и энергию той силы».
Прп. Ефрем Сирин[13]
«Посмотри, какое воздаяние Богу воздали святые мученики, подвизаясь на земле; какое дерзновение к Богу приобрели они, изгладив мученичеством падения».
Свт. Кирилл Александрийский[14]
«Хорошо дерзновение святых, ибо они имеют совесть чистой от всякой неправды».
Прп. Симеон Студит[15]
«Быть готовым каждый день к принятию всякой скорби, подразумевая, что все они за многочисленные долги, и благодарить Святого Бога, ибо на основании их приобретается непостыдное дерзновение согласно великому апостолу: “Ибо скорбь производит терпение, терпение испытание, а испытание — надежду, а надежда не постыжает (Рим. 5, 3)” (000)».
Нифон. Житие Максима Кавсокаливита[16]
«И после того, как они совершили покаянный поклон, он отпустил их с миром. И они рассказывали по пути о том, что видели собственными очами, удивляясь дерзновению святого, которое он имел к Богу».
Выводы
Итак, «дерзновение святых», о котором писали святые отцы, — это состояние предельного мужества, духовная высота, внутреннее творчество, приводящее к Богу. Как правило, это именно добродетель, а не порок или грех дерзости, который часто передавался другими терминами (θρασύτης). Калькированный перевод данного термина может позволить понять его буквальный смысл «всеречение» или «всеглаголание». Но составляющая «все» не означает пустую болтовню и несостоятельные речи. Сказать «все» означает сказать именно то, что необходимо для спасения, приобщить той спасительной полноте, которую раскрыл в Себе Самом, как богатство обожения, Христос Спаситель.
Глагол παρρησιάζομαι указывает на то же состояние святых, которые дерзали достичь святости и приобщить ей других.
[1] См.: Georgius Choeroboscus. Epimerismi in Psalmos // Georgii Choerobosci Epimerismi in Psalmos. Vol. 3 / ed. T. Gaisford. Oxford, 1842. P. 122:8–9.
ΠΑΡΡΗΣΊΑ, ἐκ τοῦ πᾶς παντὸς καὶ τοῦ ῥῶ τὸ λέγω, παντορρησία καὶ παρρησία.
[2] Ср. в греческом корпусе прп. Ефрема: «Сказал некто из святых о дерзновении: дерзновение подобно некоему жгучему ветру, уничтожая плоды монаха» (Ephraem Syrus. Quod non oporteat ridere et extollli, sed plangere potius et nos ipsos et nos ipsos deflere // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα. Vol. 2 / K. G. Phrantzolas. Θεσσαλονίκη, 1989. Σ. 199:4–8.
Ср. ту же мысль в Апофтегмах:
Apophthegmata patrum (collectio systematica) (cap. 1-9) 3, 55.
[3] Basilius Caesariensis. Epistulae 90, 2:19–22.
[4] Joannes Chrysostomus. In illud: Habentes eundem spiritum (homiliae 1-3) // PG. 51. Col. 293:38–43.
[5] Vita sanctae Mariae Magdalenae (e cod. Oxon. Bodl. Holkham graec. 9) 1:6–11.
[6] Vita sancti Abercii (BHG 2) 30:10–14.
[7] Origenes. In Jeremiam (homiliae 1-20) 16, 4:46–52.
[8] Passio sancti Agathonici martyris et sociorum (BHG 40) 6:21–26.
[9] Passio sanctae Iulianae Nicomediae (BHG 962z) // C. Aggelidi, "Τὸ μαρτύριο τῆς ἁγίας Ἰουλιανῆς τῆς ἐκ Νικομηδείας," (Βυζαντινὰ. 1977. 9. P. 165:8–13).
[10] Gregorius Nazianzenus. Ad Gregorium Nyssenum (orat. 11) // PG. 35. Col. 840:34–39.
[11] Athanasius. Expositiones in Psalmos // PG. 27. Col. 76:2–7.
[12] Ps.-Macarius. Sermones 64 (collectio B) 16, 1, 3.
[13] Ephraem Syrus. De paenitentia et patientia // K.G. Phrantzolas, Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα, vol. 4, Thessalonica: To Perivoli tis Panagias, 1992. Σ. 313:13–14.
[14] Cyrillus Alexandrinus. Expositio in Psalmos // PG. 69. Col. 1140:15–16.
[15] Symeon Studites. Oratio ascetica 13:1–7.
[16] Niphon. Vita s. Maximi Causocalybitae 28:13–15.