1. Главная
  2. Публикации
  3. Флорилегии
  4. Флорилегий «Пастырь овец»

Флорилегий «Пастырь овец»

3 августа 2022
413

Игум. Дионисий (Шлёнов)


Флорилегий


«Пастырь овец»

В день памяти святого равноапостольного князя Владимира читалось святительское Евангельское чтение о Добром Пастыре или «Пастыре овец». Помимо данного чтения Добрый Пастырь особо ассоциируется с тем, кто оставил 99 овец ради одной заблудшей. У пророка Исаии содержится пророчество о Пастыре овец Христе (см. Ис. 63, 11)1. Добрый пастырь – это Христос Спаситель, пришедший в мир ради его спасения и искупления. «Пастырь овец» – это и Добрый Пастырь Христос, и подражающие Ему святые, и просто пастух в прямом смысле этого слова2, как, например, свт. Спиридон3. В патристических и христианских памятниках упоминание о «пастыре», пасущем овец, как правило, является аллюзией на данный евангельский текст, хотя образ Доброго Пастыря универсальный. В некоторых текстах Христос именуется как пастырем, так и овцой – как Тот, Кто является принесшим Себя в жертву за спасение всего мира.

В византийской и патристической традиции по примеру Христа Спасителя «добрыми пастырями» именовали разных святых, но особо тех, которые занимались духовно-просветительским служением. Так, свт. Иоанн Златоуст именовался «добрым пастырем», в момент своей смерти перешедшим к «архипастырю» Христу4. «Добрыми пастырями» именовались также апостолы5 и другие чины святых6.

Ниже предлагаем флорилегий духовных представлений и интерпретаций о Добром Пастыре.


1

Климент Александрийский. Гимн Христу Спасителю

Clemens Alexandrinus. Hymnus Christi servatoris L. 29–33.

«Овец словесных

Пастырю святой,

Веди, о Царь,

отроков неосязаемых

путями Христа…».



2

Свт. Василий Великий. Изъяснение на пророка Исаию

Basilius Caesariensis. Enarratio in prophetam Isaiam [Dub.] 14, 288:30–33.

«Упасутся нищие Им. Кто является пасущим нищих или Пастырем овец? Нищими же называет не тех, кто не имеет средств, но тех, кто умален в разумении…»


3

Свт. Григорий Нисский. Антирретик против Аполлинария

Gregorius Nyssenus. Antirrheticus adversus Apollinarium // Vol. 3,1. P. 152:1–5.

«Кто не знает Божественное таинство, что Начальник нашего спасения, как Пастырь, догоняет заблудившуюся овцу? А мы, люди, являемся той овцой, те, которые отделились от разумной сотницы через грех. И берёт на Свои плечи всю овцу…»


4

Свт. Григорий Нисский. Антирретик против Аполлинария

Gregorius Nyssenus. Antirrheticus adversus Apollinarium // Vol. 3,1. P. 152:24–28.

«Но как человек, мог бы кто-нибудь сказать, как Овца, с нами говорит со словами: “Мои овцы слушают Мой глас”. Так вот взявший на Себя овцу – Пастырь, и через Него с нами Говорящий есть и Овца, и Пастырь: в воспринятом овца, а в воспринявшем – Пастырь».


5

Свт. Кирилл Иерусалимский. Поучения просвещаемым

Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos 1-18 10, 3:12–14.

«Эта овца снова именуется пастырем, говорящим: “Аз есмь пастырь добрый” (Ин. 10, 11). Овча есть по человечеству, а пастырь – через человеколюбие Божества».


6

Свт. Амфилохий. О недавно крещенных

Amphilochius. De recens baptizatis (orat. 7) L. 118–123.

«Как только ради нас не допускал именоваться Христос? Мы не можем исчислить Его имена, но я попытаюсь назвать их, возлюбленные: дверь, путь, овца, пастырь, червь, камень, жемчуг, цветок, ангел, человек, Бог, свет, источник, солнце правды. Христос, будучи многоименным и одним: многоименен Сын и один, не изменяясь и не превращаясь…»


7

Евагрий Понтийский. Толкование на Притчи Соломона

Evagrius. Expositio in Proverbia Salomonis // P. 105:14–19.


«Устами пасёт Царь: Соблюдающий души наши Господь, Он Сам и через духовное знание пасет нас, каковое знание портит тот, кто преступает Его закон. Нужно же отметить, что, будучи Царем, Христос именуется по снисхождению пасущим нас: Ибо Он говорит, что “Я есмь Пастырь добрый”, если же царь есть царствующих, а пастырь – овец, будет некогда только царь овец, которые достигнут царского достоинства».


8

Свт. Иоанн Златоуст. На 1-е Послание к Коринфянам

Joannes Chrysostomus. In epistulam i ad Corinthios (homiliae 1-44) // PG. 61. Col. 72:56–62.


«…может ли быть какое-либо пространство между головой и телом пустым? Он – основание, мы – строение; Он – виноградник, мы – лозы; Он – Жених, мы – невеста; Он – Пастырь, мы – овцы; Он – путь, а мы – идущие; в свою очередь, мы – храм, а Он – живущий в нём; Он – первородный, а мы – братья; Он – наследник, а мы – сонаследники».


9

Свт. Иоанн Златоуст. На Святую Пасху (слово 4) [Sp.]

Joannes Chrysostomus. In sanctum pascha (sermo 4) [Sp.] // PG. 59. Col. 731:50–54.

«Выводит же нас (Христос) не из Египетской земли в Иудейскую, но в вечное приобретение от тлеющего мира. Ведущий является одновременно овцой и Пастырем овец. “Ибо, – говорит, – Я пойду впереди, ведя их к вечной жизни”».


10

Свт. Иоанн Златоуст. На: «Вышло повеление…» [Sp.]

Joannes Chrysostomus.. In illud: Exiit edictum [Sp.] // PG. 50. Col. 800:17–22.


«Так вот пастыри получают благовестие. Поскольку мы были заблудшими, как овцы, пришёл в мир Пастырь Христос Иисус, Спаситель вселенной, и пастыри получают благовестие через Пастыря: “Cлава в вышних Богу”».

11

Севериан Гавальский. О Христе пастыре и овце

Severianus. De Christo pastore et ove [Sp.] (CPG 4189) // Col. 827:31–37.

«Не ищи, что сказал Христос через Исаию, но что через Самого Себя. Через Самого Себя Он – Пастырь, а ради тебя – Овца. Сегодня сошлись эти два чтения. Ибо Исаия о Нем евнуху читал: “Яко овча на заколение ведеся”, а Спаситель – “Аз есмь Пастырь добрый”».


12

Севериан Гавальский. На Вознесение и на начало Деяний

Severianus. In ascensionem et in principium Actorum (olim sub auctore Joanne Chrysostomo) 18:16–19.


«Я часто говорил вашей любви, что овцы и пастыри – по человеческому делению. Но по отношению ко Христу все суть овцы. И пасущие, и пасомые пасутся от единого горнего Пастыря».



1 См.: Epiphanius. Testimonia ex divinis et sacris scripturis (= De divina inhumanatione) [Sp.] 74, 8:1–3.

«Где Тот, Который вывел их из моря с пастырем овец Своих?» (Ис. 63, 11).



2 См. о юношеской профессии св. Фемистокла, который был пастырем овец: Vita sancti Themistoclis (BHG 2418) (post A.D. 3) 2:2.



3 Socrates Scholasticus. Historia ecclesiastica 1, 12:1–4.



4 Nicetas David Paphlagonius. Encomium in sanctum Joannem Chrysostomum (e cod. Paris. gr. 1180) //  {2705.016} P. 54:36–37.



5 Nicetas David Paphlagoniusl. Homiliae septem 6 // {2705.004}  P. 315:19–24.



6 См.: Translatio vitae et miraculae sancti Abercii (BHG 3) 77:1–5.


+7(499)135-81-15
Секретариат