1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Матерь Божия как величие образа Божия

Матерь Божия как величие образа Божия

23 сентября 2022
408

Матерь Божия как земное величие образа Божия[1]


Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Поздравляю всех с праздником Рождества Божией Матери. В сегодняшнем евангельском чтении, которое мы слышали на утрени и которое было посвящено Богородице, не было ни слова сказано о Рождестве. Потому что Божия Матерь – в силу Своего исключительного смирения – оказывается не на первом плане в Евангелии, являющимся благовестием Её Возлюбленного Сына. Но о Божией Матери сказано в Протоевангелии апостола Иакова, и сказано достаточно подробно.

Святые богоотцы Иоаким и Анна долго вымаливали Божию Матерь, претерпевая поношения бесчадства; Иоаким и Анна совершали духовный подвиг, и действительно этот подвиг увенчался удивительным успехом. Вымолив Божию Матерь, они готовы были принести Ее в Богоугодную жертву Богу, и через год после Её рождения, а также на второй и на третий год они готовы были отдать Её в Иерусалимский храм, разлучиться со своей родной дочерью ради того, чтобы Она с детских лет послужила Богу всеми силами Своей души и тела. Но когда Божия Матерь, после исполнения максимального срока пребывания во Храме, в двенадцатилетнем возрасте была передана на попечение святому Иосифу Обручнику, Она всё равно продолжала приходить в Иерусалимский Храм и исполнять то священное послушание, которое ей там было предложено. В Иерусалимском храме Ей давали пурпурные нити, чтобы Она из этих нитей плела ту священную ткань, которая была необходима для храма. Но что такое пурпур? Не являются ли пурпурный и красный цвета символом той духовной красоты, к которой мы с вами, дорогие братья и сестры, должны внутренне стремиться? Действительно, пурпур в пречистых руках Божией Матери является подлинной духовной красой. Но чем прекрасна душа Самой Божией Матери, какую красоту Она приобрела в Себе Самой? Не являются ли пределом земной красоты произведения древних художников; или, может быть, пределом земной красоты являются прекрасные пейзажи гор или морей; или, может быть, пределом земной красоты являются царские дворцы?

Пределом духовной небесной красоты является образ Божий, который даётся каждому человеку и которыми, конечно, в предельно чистом виде обладала Божия Матерь. Нет большей красоты, чем красота образа Божия. Земная красота имеет в себе земные очертания, а образ Божий имеет в себе неземные очертания, и не просто небесные очертания, а является отражением Самого Бога. Божия Матерь обладала образом Божиим самого высокого характера. Божия Матерь обладала самым совершенным образом Божиим. Та, Которая является выше херувимов и серафимов, обладала в Своей душе тем образом Божиим, который был предельно близок к Богу. Но каким образом Божиим обладала Божия Матерь? Во-первых, согласно святоотеческому учению, образ Божий, который есть в душе каждого человека, должен соотноситься со Христом Спасителем и является, по сути дела, образом Христа Спасителя, Который Сам пришёл в мир и воспринял человеческий образ.

Святой человек должен быть во Христе так, как Христос пребывает в нём, по описанию преподобного Никиты Стифата. Но мы должны обладать образом образа, то есть образом Христа, Который именуется в начале Послания к Евреям апостола Павла «образом ипостаси Его [Отца]» (Евр. 1, 3). И Божия Матерь обладала таким образом в преддверии рождения Своего Возлюбленного Сына, ещё до пришествия в мир Христа Спасителя. И в этом Она является Величайшей среди всех представителей ветхозаветной эпохи, ибо теснейшим образом вступила в духовную связь с Христом Спасителем, является «храмом и кивотом», наиболее подготовленным к тайне Боговоплощения. Божия Матерь является истинной носительницей образа Христа.

И для нас, дорогие братья и сестры, в этом есть удивительные наставления, ибо мы должны всеми силами своего бытия постараться уподобиться Христу Спасителю, встать на путь богоподражания, встать на путь духовного совершенства, встать на путь сораспятия, чтобы достичь совоскресения со Христом, очистить свою душу и осознать, что наша душа является образом Христа Спасителя и должна предельно чисто отразить в себе евангельское благовестие через исполнение всех Его духовных предписаний.

Также святые отцы учат об образе Божиим в человеке как об образе Святой Троицы, подобно тому как в Святой Троице Бог Отец предвечно рождает Бога Сына и предвечно испускает Бога Духа Святого, так и в человеческой душе есть разум, слово и дух, которые повторяют эту божественную трёхчастность и находятся друг с другом в удивительном согласии, без какого бы то ни было доминирования, в соборном единстве, которое является подлинным, глубоким и нерушимым. Подобно тому как едина Святая Троица, так должен быть духовно един и крепок человек. И Божия Матерь является примером соединения всех сил, духовной гармонии, духовной святости.

Также, согласно святоотеческому учению, образ Божий в человеке является образом непостижимой божественной природы, и Божия Матерь имела в Себе такой образ, ибо Сама в себе хранила тайну. Немного говорила Она речей, которые бы остались известными, но складывала в Своей душе таинственные слова Своего возлюбленного Сына, Бога Логоса.

Согласно святоотеческому учению, образ Божий в человеке – а именно в священнослужителе, как пишет автор Ареопагитского корпуса, как и в соответствующем чине Небесных сил, должен быть образом божественной силы или нетварных божественных энергий. И Божия Матерь, как высшая всех Небесных сил, являет удивительный пример такого образа. Сама являющаяся храмом нетварных божественных энергий, находится на высочайшем апогее святости.

Для нас, дорогие братья и сестры, это означает необходимость устремления к тому, чтобы вступить на священный Фавор, приобщиться духовному подвигу апостолов, оказавшихся свидетелями Преображения, устремиться к высочайшим наградам Небесного Царствия. Божия Матерь является Той, Которая держит в Своих руках красные пурпурные нити, означающие красоту – ту красоту, о которой писал преподобный Никита Стифат в своём «Трактате о рае», побуждая своих читателей и слушателей к боговидению, взиранию на Святую Троицу, Которая является подлинной божественной, неотмирной духовной красотой. Возьмём и мы в свои руки пурпурные нити добродетелей и сложим их в единое целое. Устремимся, благодаря добродетелям, к духовной высоте, синергии с Богом, по милости Божией уповая на молитвенное предстательство Приснодевы Богородицы. Аминь.




[1] Проповедь на Всенощном бдении 20.09.2022. Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.

Лк. 1, 39–49, 56 (зач. 4).

Лк. 10, 38–42; 11, 27–28 (зач. 54).



+7(499)135-81-15
Секретариат