1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. Героизм как путь к святости

Героизм как путь к святости

14 сентября 2022
424

Игум. Дионисий (Шленов)

Героизм как путь к святости[1]

Выставка в парке Горького, приуроченная ко дню города Москвы, называется «Московские подвижники». Она посвящена нашим современникам, в основе жизни которых лежит подвиг. В греческом языке самая прямая аналогия для подвига ἄσκησις, калькой которого является слова «аскеза» и производные «аскет» или «аскетизм». Традиционно образ аскета — это образ монаха. А здесь миряне. Могут ли миряне достичь святости? Не является ли такой подход дерзкой претензией на невозможное?

Православная Церковь учит о едином идеале святости, достигаемой через духовный подвиг, для всех. В основе подвижничества лежит жертва, самоотверженность. Пример наших современников очень важен. Это миссионерский пример. Отдать самого себя ради ближнего. Осуществить проповедь не столько словами, сколько делами или даже молчанием.

Также эта выставка показывает героев, которые рядом с нами. Когда ощущаешь, что рядом герои, сам хочешь стать героем — так же, как и встреча со святым человеком может дать больше, чем одни только рассказы о нём.

В современном восприятии парк — это место отдыха. Но отдых может быть разным. Праздное времяпрепровождение есть грех, а наполненное смыслом помогает правильному образу жизни и на телесном, и на душевном уровне.

В исторической памяти об этих местах особо хранится история Андреевского монастыря. Эту историю не всегда можно подтвердить. С XII по конец XVI в. можно только предполагать о существовании здесь Преображенской пустыни в крайнем удалении от города — в глухом Подмосковье. Середина XII в., а именно 1147 г. — дата основания Москвы. Андреевскому монастырю есть чем гордиться — по сути, он современник нашей столицы. За четыре века Москва стала настоящей столицей целого царства — с царём (сер. XVI в. помазание на царство Ивана Грозного) и патриархом (1589–1593 г. — установление Патриаршества), преодолев тяжелейшее татаро-монгольское иго (XIII–XV вв.). А в Андреевском монастыре между нынешними Воробьёвыми горами и Нескучным садом теплилась неугасимая лампада молитвы и веры, проникнутая духом жертвы и христианского подвига.

В 1591 г. в день древнего святого Андрея Стратилата, приходящийся на нынешнее 1 сентября (что по-своему показательно), на месте древней обители состоялось стояние и победа над превосходящей татарской ратью, которая в составе 150-ти тысячного войска под руководством хана из воинственного рода Гиреев пришла на московскую землю. В Крыму Русь и её народ и культуру особо защищала чудесно явившаяся в Бахчисарае — ставке Крымских ханов — Бахчисарайская икона Божией Матери, а в пригородах Москвы — Донская икона Божией Матери, уже проявившая свою силу в битве на Куликовом поле (6 сентября 1380 г.), и святой мученик Андрей Стратилат (†302). С того времени в обители или на её месте существует храм Андрея Стратилата.

В 1648 г. — вскоре после наведения окончательного порядка после эпохи смутного времени — был, наконец, устроен стараниями царского окольничего и мецената Феодора Ртищева, на месте пришедшей в упадок древней Преображенской обители «училищного монастыря» с соборным храмом в честь Преображения Господня и с особой памятью о воинском подвиге и примере св. Андрея Стратилата. Вскоре новоустроенная обитель будет именоваться Андреевской — прежде всего, в честь св. мученика Андрея Стратилата и с памятью об Апостоле Андрее и его миссионерских трудах. Как известно, в середине и во второй половине XVII в. в монастыре побывали и протопоп Аввакум, позднее патриарх Никон — главные знаковые личности старообрядчества и традиционности и духовной культуры Церкви, не боявшейся совмещения традиционности и определённой свободы. И здесь обитель — вместе с Россией и особенно её столицей Москвой — пыталась дать ответы на ключевые вопросы бытия и рассудительно решить спор о старом и новом — в духе любви, жертвы и созидания.

Как известно, Андреевская обитель оказалась колыбелью российского образования. Она же в статусе упразднённого монастыря с 1764 г. продолжала выполнять особую жертвенную роль приюта и богадельни. Это очень характерно. Безмолвный монашеский идеал в начале образования обители сменился жертвенным служением на благо обществу.

Волею судеб Андреевский монастырь находится среди Московской парковой зоны. Что их объединяет в данный момент? Идея жертвы и подвига, представленная в выставке, материал которой готовился в информационном Синодальном отделе Церкви, располагающемся на территории монастыря. Без подвига и жертвы невозможно быть добродетельным и наоборот.

По слову Климента Александрийского, «добродетели — жертва приятная, то есть угодная Богу»[2].

Свт. Афанасий Великий писал: «Читать закон и приносить жертвы — плод добродетели. Без добродетели совершать и то и другое подобно умащению себя перед боем, при пренебрежении самим боем, за который победный венок»[3].

«Когда нет добродетели, Бог отвращается от жертвы»<[4].

Подвижник «будет жить в подвижничестве и утеснении в пустыне, согреваемый огнём Святого Духа, тогда в нем иссушаются страсти, и он очищается от всякой нечистоты и становится благоугодной жертвой для Бога через добродетели»[5].

По мысли свт. Иоанна Златоуста, в заповедях блаженства описывается «всеобщая добродетель» по частям — как «удивительная жертва»[6].

По слову Василия Селевкийского: «Будем подражать благодарности Авеля, благодаря (Бога) Благодетеля, принесём Ему жертву из добродетелей — дар ему своих собственных душ»[7].

«Истинные поклонники на всяком месте приносят Богу духовные жертвы, каковыми являются добродетель и богопочитание»[8].

«Самая невещественная жертва подобающая невещественному и чистому Богу — приношения умопостигаемого благочиния, способы истинного благожития»[9].

«Жертвы» и есть «добродетели»[10].

По поэтическому изложению прп. Мелетия Галисиота:

«Чистота ума и есть Богу приятная жертва,

Разнообразными добродетелями всегда очищай себя»[11].

Таким образом, в святоотеческой традиции, которая с особым вниманием изучалась и продолжает изучаться в стенах Андреевской обители, можно выделить три понимания соотношений понятий жертвы и добродетели.

1. Добродетель является основанием для жертвы. Без добродетели не может быть жертвы.

2. Добродетель тождественна жертве.

3. Жертва является сутью добродетельной и нравственной жизни.

В свете таких подходов все московские святые обладали добродетелями, имели предельно жертвенный характер в стремлении к самой высокой добродетели — жертвенной любви к Богу и ближнему. А современные московские подвижники — герои, очевидно, показывающие пример доброго самоотверженного героизма и самоотдачи.

Парк имени Горького создавался как парк в эпоху воинствующего атеизма, когда о Боге было запрещено говорить и проповедовать. Однако соседство с обителью приходского типа, которая в те же годы претерпевала закрытие и гонения и тогда, и сейчас провиденциально. Проповедь слова Божия и словом, и молчанием, призыв к жертвенному доброделанию в традиции Православия и в системе православных ценностей предельно важна.

Празднование Собора московских святых было установлено в 1997 году, в год 850-летия Москвы, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и решению Священного Синода. Это соборный праздник Русской Православной Церкви в честь святых Московской земли, который отмечается в воскресенье перед 26 августа по ст. ст. (8 сентября по н. ст.) и, безусловно, связан с Днём города Москвы; часто они и празднуются в один день. В этом году, в год 875-летия Москвы, мы отмечаем и 25-летие установления празднования Собору Московских святых. Среди них есть и святители, и благоверные князья, и преподобные и праведные отцы, и премудрые юродивые. Как воодушевляют нас слова тропаря Московским святым: «сердце бо России, град Москва, свыше славу велию приемлет, украшаем, яко бисером честным, многим сонмом Божиих угодников…»

Сейчас на выставке перед нами пока не святые, а герои, которых действительно очень уместно назвать подвижниками и с которых можно брать добрый пример. Это нормально и вполне естественно, что каждое новое поколение стремится заново осмыслить жизнь святых, выделив для себя какие-то акценты их безмерных подвигов. Это означает, что в изменившихся условиях в жизни святых, подчас позабытых, мы должны открывать новые смыслы и взирать на их примеры. А героизм — путь к святости. Будем уповать и молиться, чтобы многие наши современники, вдохновившись добродетельным и жертвенным подвигом своих предшественников, ревностно устремились к святости и пожелали бы присоединиться к славному сонму московских угодников.

Выставка — один из этапов, тех шагов, которые ведут к преодолению непреодолимого разрыва между неверием и верой в однозначную пользу веры.




[1] Полный текст выступления, приготовленного для произнесения на открытии выставки «Московские подвижники» в Парке искусств «Музеон» 13 сентября 2022 г. (https://www.park-gorkogo.com/news/1524?ysclid=l80d0k5hbb696524825).

[2] Clemens Alexandrinus. Stromata 7, 3, 141:2.

[3] Athanasius. Expositiones in Psalmos // PG. 27. Col. 229:23–27.

[4] См.: Athanasius. Expositiones in Psalmos // PG. 27. Col. 229:29–30.

[5] Athanasius. Quaestiones in scripturam sacram [Sp.] // PG. 28. Col. 728:9–15. 

[6] Joannes Chrysostomus. In epistulam ad Romanos (homiliae 1-32) // PG. 60. Col. 599:33–37.

[7] Basilius Seleuciensis. Sermones xli // PG. 85. Col. 76:1–3.

[8] Catenae (Novum Testamentum). Catena in Joannem (catena integra) (e codd. Paris. Coislin. 23 + Oxon. Bodl. Auct. T.1.4) // Catenae Graecorum patrum in Novum Testamentum. Vol. 2 / ed. J. A. Cramer. Oxford, 1841 (r Hildesheim, 1967). P. 220:4–5.

[9] Joannes Damascenus. Sacra parallela (recensiones secundum alphabeti litteras dispositae, quae tres libros conflant) (fragmenta e cod. Vat. gr. 1236) // PG. 96. Col. 280:26–27.

[10] См.: Euthymius Zigabenus. Commentarius in psalterium // PG. 128. Col.  972:45–48.

[11] Meletius Confessor. Ἀλφαβηταλφάβητον omicron, 116:37–38.


+7(499)135-81-15
Секретариат