1. Главная
  2. Публикации
  3. Флорилегии
  4. Флорилегий о поиске Царствия Божия как о самом главном

Флорилегий о поиске Царствия Божия как о самом главном

3 июля 2022
516

Игумен Дионисий (Шлёнов)

ФЛОРИЛЕГИЙ
О поиске Царствия Божия как о самом главном

Мф. 6, 33
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(ζητεῖτε δὲ πρῶτον τὴν βασιλείαν τοῦ θεοῦ καὶ τὴν δικαιοσύνην αὐτοῦ καὶ ταῦτα πάντα προστεθήσεται ὑμῖν)

В Евангелии от Матфея Христос Спаситель в Нагорной проповеди призывает Своих учеников не заботиться ни о чём земном, но брать пример с небесных птиц, которые ни сеют, ни жнут (Мф. 6, 26), но находятся в особом попечении Божественного Промысла. Этот призыв универсальный. Он не означает, что нужно совершенно не заботиться о земном, но повелевает поставить на первое место то, что угодно Богу, усовершенствовать нашу внутреннюю и внешнюю добродетельную жизнь.
Вроде бы стих о поиске Царствия Божия понятен и не требует пояснений. Царствие Божие – это обетованное блаженство, которое ожидает праведников в посмертной участи и в её конечном определении. Однако Христос Спаситель говорит не о том, что будет после смерти, о том, что должно произойти при жизни.
Под Царствием Божием при жизни святые отцы понимали те или иные добродетели или совокупность добродетелей. Согласно более утончённым пониманиям Царствие Божие – это то, что в традиции Православия имеет абсолютный духовный приоритет. Это идеал внутреннего совершенства, непрестанная молитва, духовное знание, духовное озарение, достижение подлинного совершенства и обожения. Конечно, Царствие Божие – это не только путь к Богу, сколько сама встреча с Богом и результаты этой встречи. Иными словами, поиск Царствия Божия – это поиск и обретение самого Бога, предоставление возможности трём лицам Святой Троицы вселиться в человеческую душу и устроить в ней внутренний священный храм.

Предлагаем читателям флорилегий с толкованиями Мф. 6, 33.

Прп. Ефрем Сирин (греч.). Слово умилительное
«Не будем все время нашей жизни проводить в устремлении к чреву и одеяниям. Это делают язычники, не имеющие надежды на вечную жизнь. Так вот да не уподобимся им, но услышим Господа, говорящего: ищите прежде Царствия Божия и правды Его и всё это приложится вам (Мф. 6, 33). Будем искать, братия, то Царствие, не имеющие конца. Будем искать ту радость, ведущую в беспредельные века».
(Ephraem Syrus. Sermo compunctorius // Ὁσίου Ἐφραίμ τοῦ Σύρου ἔργα. Τ. Α´ / K.G. Phrantzolas. Thessalonica, 1988 (repr. 1995). Σ. 120:7–13).

Прп. Варсонофий и Иоанн. Ответ 829
«…Ибо не лишит тебя Господь того, в чём, как он знает, ты имеешь нужду. Ибо он сказал: “знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Мф. 6, 8), но ищите прежде Царствия Божия, творя его дела, и это все приложится тебе. И хотя ты скорбишь немного из-за недостатка вещей, но имеешь найти в широте перед тобой блага по воле Божией».
(Barsanuphius, Joannes. Quaestiones et responsiones ad laicos et episcopos (Epistulae 617–848)   829:7–14).

Прп. Максим Исповедник. Вопросоответ к Фалассию 34
«Только познавшим, как подобает верить, свойственно знать, что подобает и как и о чём просить. Ведь не всем свойственно знание, как и вера. Помимо этого Господь, сказал: “Ищите прежде Царствия Божия и правды Его” (Мф. 6, 33), то есть прежде всего познание истины и таким образом упражнение в подобающих способах. Господь ясно показал, что верующие должны искать одно только божественное знание и добродетель, которая украшает его делами».
(Maximus Confessor.  Quaestiones ad Thalassium 34:11–18).

Свт. Григорий Палама. Гомилия 26
«…Заповедав не заботиться душой, потому что это свойственно язычникам (Христос Спаситель), добавил: “Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам” (Мф. 6, 33), показывая, что если ты в душе имеешь занятие Богом, то ты ни в чем из-за этого не понесёшь ущерб в отношении телесных нужд; и более того и в них не будешь иметь недостатка (на втором месте) после спасения души, поскольку Бог подаёт; ибо Он есть Тот, Кто отверзает руку Свою и наполняет всякое живое существо благоволением».
(Gregorius Palamas. Homiliae xxi–xlii 26, 6:6–14).

Св. Николай Кавасила. Изъяснение Божественной Литургии
«Научив прежде, как нужно имеющим нужду молиться, ныне учит, что подобает прежде просить о горнем мире и о спасении душ. Потому что так Христос повелел просить прежде Царствия Божия и правду Его (Мф. 6, 33): спасение душ обозначает Царствие, а горний мир – правду Божию». 
(Nicolaus Cabasilas. Explicatio divinae liturgiae 12, 7:1–6).

+7(499)135-81-15
Секретариат