1. Главная
  2. Публикации
  3. Флорилегии
  4. Флорилегий о покаянии грешников

Флорилегий о покаянии грешников

19 марта 2023
352

Иг. Дионисий (Шлёнов)

Флорилегий о покаянии грешников

Во Флорилегии о покаянии грешников приведён ряд святоотеческих текстов, в которых говорится о Боге как о источнике милости. Святые отцы и христианские писатели делают особый акцент на словах Христа Спасителя «Я пришёл призвать не праведников, но грешников на покаяние» (Мк. 2, 17). Под грешниками святые отцы понимают как иудейский народ, так и языческие народы; не только грешников настоящих, но и святых апостолов, которые имели минимальную степень греха, но по сравнению с Богом являются грешными и несовершенными. Слова Христа Спасителя о призвании к покаянию грешников являются предельно оптимистическими, радостными. Они дают надежду на то, что у православных христиан найдутся силы на то, чтобы покаяться, исправиться, примириться с Богом, устремиться к духовным высотам. Под грешниками могут пониматься любые представители новозаветной праведности, благочестия, так же, как и ветхозаветные праведники или люди несовершенные, но внутренне устремившиеся к совершенству. Сама способность грешника услышать призыв к покаянию говорит о том, что он не неисправимый грешник: у него есть грех, но этот грех остался или далеко позади, или хоть и присутствует в его жизни, но уже не представляет для него смертельных или непреодолимых оков. Тот, кто слышит божественный призыв, тот уже идёт и приближается к искомой цели. А те грешники, которые не слышат, они не способны восстать, не способны покаяться.

Самое главное — услышать то, что говорит Господь[1]. Для этого нужно обладать смирением, кротостью, отзывчивостью, не настаивать на своём, не ставить себя на пьедестал гордости и самомнения. Святоотеческое аскетическое учение предлагает прекрасный путь — путь покаяния, путь духовного совершенства. И в то же самое время святые отцы категорически запрещают пребывать в равнодушии, стоять на месте, настаивать на своей мнимой праведности, самооправдывая себя. В словах Христа Спасителя о том, что Он пришёл призвать не праведников, но грешников, звучит ясное осуждение тех, кто самоуверенно считает себя праведником, и поощрение тех, кто смиренно ощущает или осознаёт себя грешником, но действительно стремится исправиться.

Давайте и мы с вами, читая данные святоотеческие мысли, настроимся на подлинную спасительную систему координат, центром которой оказывается Бог, а главным вектором которой оказывается движение в сторону покаяния. А само покаяние должно всё больше и больше возрастать, увеличиваться, как и другие добродетели. Православный христианин не имеет права на равнодушие, которое не только препятствует духовному развитию, но и отнимает последние остатки добра, повергая в бездну. Постараемся исправиться и попросим у Бога милости, а у Его святых — духовного предстательства, чтобы наша жизнь была небезразличной, ревностной, покаянной, движущейся от самоуверенности к смирению в векторе подлинного духовного исправления в сторону Небесного Царствия.

 

1

Иустин Мученик, сщмч. (Пс.-) О воскресении

«Если же и плоть только грешная, только ради неё пришёл Спаситель, как Он говорит: “Я не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние” (Мк. 2, 17). Итак, поскольку плоть оказывается честной и преславной среди всех творений пред Богом, по справедливости она сможет быть Им спасена».

Ps.-Justinus Martyr. De resurrectione // Corpus apologetarum Christianorum saeculi secondi. Vol. 3 / J. C. T. Otto. 3rd edn. Jena, 1879 (Wiesbaden, r1971). Morel P. 593AB.

Εἰ δὲ καὶ ἡ σὰρξ μόνη ἁμαρτωλός, μόνης ταύτης ἕνεκεν ἦλθεν
(B) ὁ σωτήρ, καθώς φησιν· Οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους ἀλλὰ
ἁμαρτωλοὺς εἰς μετάνοιαν. Ἐπειδὴ οὖν τιμία παρὰ θεῷ καὶ
ἔνδοξος παρὰ πάντα τὰ ποιήματα δέδεικται ἡ σάρξ, δικαίως
ἂν ὑπ’ αὐτοῦ σωθήσεται.

 

2

Послание Варнавы

«Когда (Христос) избрал Собственных апостолов, намеревавшихся проповедовать Его Евангелие, которые были даже более беззаконны, чем всякий грех, чтобы показать, что Он не пришёл призвать праведников, но грешников, тогда Он явил себя Сыном Божиим».

Barnabae epistula 5, 9:1–5.

(9) Ὅτε δὲ τοὺς ἰδίους ἀποστόλους τοὺς
μέλλοντας κηρύσσειν τὸ εὐαγγέλιον αὐτοῦ ἐξελέξατο, ὄντας
ὑπὲρ πᾶσαν ἁμαρτίαν ἀνομωτέρους, ἵνα δείξῃ ὅτι οὐκ ἦλθεν
καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρτωλούς, τότε ἐφανέρωσεν ἑαυτὸν
εἶναι υἱὸν θεοῦ.

 

3

Климент Римский, свт. Второе послание к Коринфянам [Sp].

«И в другом месте Писание говорит, что “Я не пришёл призвать праведников, но грешников” (Мк. 2, 17). (Христос) говорит это, потому что подобает погибающих спасти. Ибо велико и удивительно поддерживать не то, что стоит, но то, что падает. Таким образом и Христос захотел спасти погибающих и спас многих, когда Он пришёл и призвал нас, которые уже погибали».

Clemens Romanus. Epistula ii ad Corinthios [Sp.] 2, 4–7.

(4) καὶ ἑτέρα δὲ γραφὴ λέγει, ὅτι οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρ-
τωλούς. (5) τοῦτο λέγει, ὅτι δεῖ τοὺς ἀπολλυμένους σώζειν.  (6) ἐκεῖνο
γάρ ἐστιν μέγα καὶ θαυμαστόν, οὐ τὰ ἑστῶτα στηρίζειν, ἀλλὰ τὰ
πίπτοντα.  (7) οὕτως καὶ ὁ Χριστὸς ἠθέλησεν σῶσαι τὰ ἀπολλύμενα, καὶ
ἔσωσεν πολλούς, ἐλθὼν καὶ καλέσας ἡμᾶς ἤδη ἀπολλυμένους.

 

4

Евсевий. Евангельское указание

«Он в Псалмах учит, говоря: “Господь сказал Мне: Сын Мой еси Ты, Я днесь родил Тебя, проси у Меня и дам Тебе языки достояние Твое и обладание Твое пределы земли” (Пс. 2, 7–8). Так вот, не только справедливого и прозорливого Израиля, и не только собственный удел, но и все народы на земле, которые прежде были вверены в удел множеству вестников и валялись в многообразных нечестиях, поставив под Свою власть, Он пребывал со всеми, предлагая им знание и любовь к Его Отцу и обещая разрешение и прощение прежних ошибок и грехов. И о чём также Он проповедовал, говоря: “Не сильные имеют нужду во враче, но болящие. Я не пришёл призвать праведников, но грешников к покаянию”».

Eusebius. Demonstratio evangelica 4, 9–11.

 

5

Евсевий. О похвалах Константина

«Итак, блестящим голосом проповедуя прощение прежних зол, Он закричал, говоря: “Придите ко Мне вси труждающиеся и обремененные и Я упокою вас” (Мф. 11, 28). И тотчас “Я не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние” (Мк. 2, 17). И прибавляет причину, говоря: “Ибо не имеют здоровые нужду во враче, но больные” (Мк. 2, 17). И “Не хочу смерти грешника, но его обращение” (Иез. 33, 11)».

Eusebius. De laudibus Constantini  11, 5:10–16.

λαμπραῖς γοῦν φωναῖς προτέρων κακῶν
ἀμνηστίαν τοῖς πᾶσιν ἀνακηρύττων ἐβόα· „δεῦτε, πρός με“, λέγων,
„πάντες οἱ κοπιῶντες καὶ πεφορτισμένοι, κἀγὼ ἀναπαύσω ὑμᾶς·“ καὶ
αὖθις· „οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετάνοιαν·“
καὶ προστίθησί γε τὸ αἴτιον φάσκων· „οὐ γὰρ χρείαν ἔχουσιν οἱ
ἰσχύοντες ἰατροῦ, ἀλλ’ οἱ κακῶς ἔχοντες.“ καὶ· „οὐ βούλομαι τὸν
θάνατον τοῦ ἁμαρτωλοῦ, ὡς τὴν μετάνοιαν αὐτοῦ.“

 

6

Епифаний, свт. Панарион

«Ибо подобало, чтобы тот, кто вернулся от многих грехов и встал от мытницы, и последовал за Пришедшим к спасению рода людей и Говорящим “Я не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние” (в пример нам, намеревающимся спастись, подобно тому, кто был от мытницы возведён и от несправедливости возвращён), во-первых, предоставил проповедь спасения, чтобы от него научились люди человеколюбию пришествия. Ибо после прощения грехов (Христос) даровал ему и воскресение из мёртвых, и очищение проказы, и силу исцеления и изгнания демонов, чтобы не только словом он убедил слушающих, но и самим своим делом он смог проповедовать Евангелие — погибающим, что они спасутся через покаяние, и павшим, что они воскреснут, и умершим, что они оживотворятся».

Epiphanius. Panarion (= Adversus haereses) // Epiphanius. Bände 1-3: Ancoratus und Panarion / hrsg. von K. Holl. Leipzig, 1922. (Die griechischen christlichen Schriftsteller; Bd. 31). Bd. 2. S. 253:2–15.

7

Василий Великий, свт. Послание 46, 6

«Готов великий Врач душ исцелить твою страсть. Ему принадлежат словеса, Его сладкие и спасительные уста сказали: “Не имеют нужды здравые во враче, но болящие. Я не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние”. Господь хочет очистить тебя от труда раны и показать тебе свет от мрака. Тебя ищет Пастырь добрый, оставив тех, которые не заблудились. Если ты предашь самого себя, Он не поленится и не отвергнет. Он есть путь спасения, если мы захотим. Он смерть поглотил, пересилив, но хорошо знай, что Бог снова отъял всякую слезу от всего лица кающихся».

Basilius Caesariensis. Epistula 46, 6:13–23.

Ἕτοιμός ἐστιν ὁ μέγας τῶν ψυχῶν ἰατρὸς ἰάσασθαί σου τὸ
πάθος. Ἐκείνου ῥήματά ἐστιν, ἐκεῖνο τὸ γλυκὺ καὶ σωτή-
ριον στόμα εἶπεν· «Οὐ χρείαν ἔχουσιν οἱ ἰσχύοντες ἰατροῦ,
ἀλλ’ οἱ κακῶς ἔχοντες. Οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ
ἁμαρτωλούς, εἰς μετάνοιαν». Βούλεται Κύριος καθαρίσαι
σε ἀπὸ τοῦ πόνου τῆς πληγῆς καὶ δεῖξαί σοι φῶς ἀπὸ σκό-
τους. Σὲ ζητεῖ ὁ Ποιμὴν ὁ καλός, καταλιπὼν τὰ μὴ πεπλα-
νημένα. Ἐὰν ἐπιδῷς σεαυτήν, οὐκ ὀκνήσει οὐδ’ ἀπαξιώσει 

Ἔστιν ὁδὸς σωτηρίας, ἐὰν θέλωμεν. Κατέπιεν ὁ θάνατος
ἰσχύσας, ἀλλ’ εὖ ἴσθι ὅτι πάλιν ἀφεῖλεν ὁ Θεὸς πᾶν
δάκρυον ἀπὸ παντὸς προσώπου τῶν μετανοούντων. 

 

8

Василий Великий, свт. Гомилии на Псалмы

«Чуждые веры через язычников были призваны, они находятся в Церкви, населяющей вселенную. Земные размышляют о земном и стремятся исполнить желание плоти. Сыны человеческие проявляют некоторую заботу и упражнение в слове: ибо свойственно человеку разумное начало. Богатые и бедные из одного и того же источника имеют отличительное свойство: одни, превышая меру использования необходимых вещей, а другие, пользуясь ими в недостатке. Но поскольку Врач душ не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние, во-первых, Он установил в призвании в каждом сочетании самоукорение. Ибо язычники хуже всех живущих во вселенной; однако им отдано предпочтение при призвании, чтобы те, которые прежде болели, приобщились пользе от Врача. В свою очередь, земные были поставлены прежде сынов человеческих, а богатые — прежде бедных. Отчаявшийся чин и имеющий трудный путь ко спасению призван прежде, чем бедные».

Basilius Caesariensis. Homiliae super Psalmos // PG. 29. Col. 433:23–42.

 

9

Иоанн Златоуст, свт. О непостижимой природе Бога

«Так вот, (Господь) призывает, чтобы мы не проявили непослушание; привлекает, чтобы мы не отступили; хотя мы имеем тьму прегрешений. Тогда с ещё большей силой да устремимся к Нему; потому что таковых Он призывает: “ибо Я не пришёл, говорит, призвать праведников, но грешников на покаяние”, и обременённых, труждающихся, уставших от тяжести прегрешений. Ибо Он именуется Богом утешения и Богом щедрот».

Joannes Chrysostomus. De incomprehensibili Dei natura (= Contra Anomoeos, homiliae 1-5) 5:607–614.

Καλεῖ οὖν, μὴ παρακούσωμεν·
ἐπισπᾶται, μὴ ἀποπηδήσωμεν· κἂν μυρία ἁμαρτήματα
ἔχωμεν, τότε μειζόνως προστρέχωμεν· καὶ γὰρ τοὺς τοιού-
τους καλεῖ· «Οὐ γὰρ ἦλθον, φησί, καλέσαι δικαίους
ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετάνοιαν», καὶ ἐνταῦθα τοὺς
πεφορτισμένους, τοὺς πεπονηκότας, τοὺς ἐκ βάρους τῶν
ἁμαρτημάτων κεκοπιωμένους. Θεὸς γὰρ παρακλήσεως
λέγεται καὶ Θεὸς οἰκτιρμῶν·…

 

10

Дорофей Авва. Послание 15, 200

«Мы являемся творением и делом благого и человеколюбивого Бога, Который сказал: “живу Я, говорит Господь, не хочу смерти грешника, но яко возвратитися и живу быти ему” (Иез. 33, 11). И снова: “Я не пришёл призвать праведников, но грешников на покаяние” (Мк. 2, 17). Так вот, если таково положение дел и так мы верим, да возложим на Господа заботу нашу, и Он нас вскормит, а именно спасёт».

Dorotheus. Epistulae i-xvi 15, 200:1–7.

Ἀγαθοῦ καὶ φιλανθρώπου Θεοῦ ἐσμεν πλάσμα
καὶ ἔργον, τοῦ εἰπόντος· Ζῶ ἐγώ, λέγει Κύριος, οὐ
βούλομαι τὸν θάνατον τοῦ ἁμαρτωλοῦ, ὡς τὸ ἐπιστρέψαι
καὶ ζῇν αὐτόν. Καὶ πάλιν· Οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους,
ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετάνοιαν. Εἰ οὖν οὕτως ἐστὶ καὶ
οὕτως πιστεύομεν, ἐπιρρίψωμεν ἐπὶ Κύριον τὴν μέριμναν
ἡμῶν· καὶ αὐτὸς ἡμᾶς διαθρέψει ἤτοι σώσει.

 

11

Антиох, монах. Пандекты Священного Писания. Гомилия 27

«Итак, мы, облекшись во Христа и являясь сотелесными Ему и слыша от Него, что “Я не пришёл призвать не праведников, но грешников на покаяние”, да будем подвизаться через покаяние, чтобы умолить незлопамятного Бога…»

Antiochus Monachus. Pandecta Scripturae Sacrae 27:12–17.

Ἡμεῖς
οὖν οἱ Χριστὸν ἐνδεδυμένοι καὶ σύσσωμοι αὐτοῦ
ὄντες, καὶ ἀκούοντες παρ’ αὐτοῦ, ὅτι «Οὐκ ἦλθον
καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετάνοιαν»
ἀγωνισώμεθα διὰ μετανοίας δυσωπῆσαι τὸν ἀμνη-
σίκακον Θεὸν,…

 

12

Евфимий Зигабен, прп. Толкования на четыре Евангелия 1

«И иным способом зная, что люди являются немощными, (Бог) снизошёл, чтобы их приобрести здесь в ещё большей степени. Поэтому и на трапезы мытарей домостроительно Он приходил, и тех, кого порицали, благословлял, объясняя причину: “Я пришёл призвать не праведников, но грешников на покаяние”».

Euthymius Zigabenus. Commentaria in quattuor evangelia Evangelium 1 // 000. Col. 357:17–23

  Ἄλλως τε δέ, καὶ γινώσκων ἀσθενεῖς τοὺς ἀν-
θρώπους, συγκατέβαινεν, ἵνα κερδήσῃ μᾶλλον
αὐτοὺς ἐντεῦθεν.  Διὰ τοῦτο καὶ εἰς τραπέζας τε-
λωνῶν οἰκονομικῶς εἰσήρχετο, καὶ τοῖς μεμφομέ-
νοις ἀπελογεῖτο, τὴν αἰτίαν λέγων· Οὐκ ἦλθον
καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετά-
νοιαν.

 

13

Михаил Гликаc. Вопросы на Священное Писание 57

«Таково (то есть предельно человеколюбивое, не мстительное — пояснение пер.) может быть и покаяние от Того, Кто сказал: “Я не пришёл призвать не праведников, но грешников на покаяние”. Смотри на сораспятого разбойника с Господом и отвергни тяжесть уныния; смотри на дающего силу покаяния и рассей облако отчаяния».

Michael Glycas. Quaestiones in sacram scripturam (Cap. 41-98) 57 // Μιχαὴλ τοῦ Γλυκᾶ. Εἰς τὰς ἀπορίας τῆς Θείας Γραφῆς / ἔκδ. Σ. Εὐστρατιάδης. Ἀλεξάνδρια, 1912. Σ. 120:17–23.

…καὶ ὅτι ἐκ μὲν Κάϊν ἑπτάκις ἐκδεδίκηται, ἐκ δὲ Λάμεχ ἑβδο-
μηκοντάκις ἑπτά, φιλανθρωπίας εὐθέως εἰ καὶ κατάδικος οὗτος
ἠξίωτο. Τοσαῦτα καὶ γὰρ ἡ μετάνοια δύναται παρ’ αὐτῷ τῷ
εἰπόντι, «οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους, ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς
μετάνοιαν». Ὅρα τὸν συσταυρωθέντα λῃστὴν τῷ Κυρίῳ, καὶ τὸ
τῆς ἀθυμίας βάρος ἀπόρριπτε· ὅρα τὸν τῆς μετανοίας ἰσχὺν δι-
δόντα καὶ τὸ τῆς ἀπογνώσεως νέφος διάλυε·

 

14

Симеон Новый Богослов, преподобный. Нравственное слово 2, 1

«Ты это говорящий, очевидно называешь Бога лжецом, ибо в то время, как Он говорит: “Я пришёл призвать не праведников, но грешников на покаяние”, ты, пребывая в равнодушии и не желая обратиться и исправиться от твоей злобы, будто Ему противоречишь и утверждаешь, что тот, кто не лжёт, является лжецом…»

 

Symeon Neotheologus. Orationes ethicae 2, 1:138–143.

Σὺ δὲ τοῦτο λέγων ψεύστην
φανερῶς ἀποκαλεῖς τὸν Θεόν. Ἐκείνου γὰρ λέγοντος·
«Οὐκ ἦλθον καλέσαι δικαίους ἀλλὰ ἁμαρτωλοὺς εἰς μετά-
νοιαν», σύ, ῥᾳθυμῶν καὶ μὴ βουλόμενος μεταστρέψαι καὶ
μεταμεληθῆναι ἀπὸ τῆς κακίας σου, ἀντιλέγεις οἱονεὶ αὐτῷ
καὶ ψεύδεσθαι φάσκεις τὸν ἀψευδῆ,…

  


[1] «Днесь, аще глас Его услышите, не ожесточите сердец ваших» (Пс. 94, 7–8).


+7(499)135-81-15
Секретариат