1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 6 (Дионисий, первый архиепископ Суздальский, Новгородский и Городецкий)

Андреевский листок № 6 (Дионисий, первый архиепископ Суздальский, Новгородский и Городецкий)

10 июля 2022
389


Дионисий, первый архиепископ Суздальский,

Новгородский и Городецкий

Андреевский листок № 6


Восхвалим тя, преблаженне Дионисие,/ Троицы чистое жилище,/

Христу подражателю неустанный,/ пролитие дарований духовных,/

безстрастия красный сосуде и чудес источниче неиссякаемый,/

демонов прогонителю неустрашимый/

и страстей целителю преизрядный,/

монашествующих столпе непоколебимый,/

в трудех святителю неусыпный/ и к Богу молитвенниче непостыдный./

Ныне, предстоя Престолу Владыки всех,/

испроси стране нашей утверждение/ и спасение душам нашим.

(Служба иже во святых отца нашего Дионисия,

архиепископа Суздальского

2-я стихира на Хвалитех, глас 8)


26 июня/9 июля отмечается память собеседника преподобного Сергия Радонежского свт. Дионисия. Он до сих пор остается неразгаданным, но выдающимся церковным деятелем XIV в.

Первый суздальский архиепископ получил при крещении молитвенное имя в честь греческого подвижника прп. Давида Солунского1, память которого празднуется именно в день памяти свт. Дионисия (26 июня/9 июля). Прп. Давид был из города Фессалоники и подвизался в монастыре святых мучеников Феодора и Меркурия. Его ещё называли Давид Дрендит, или Давид Древесник, поскольку в течение трех лет он совершал свой молитвенный подвиг на дереве. В его древнем житии о нем сказано: «Постящийся бдит и бдящий постится» (ὁ γὰρ νηστεύων καὶ ἀγρυπνεῖ καὶ ὁ ἀγρυπνῶν νηστεύει)2. В «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота (XVIII в.) прп. Давид в знак своего глубокого подвижничества изображается с длинной бородой – «до ног»3. Постоянно молящийся, прп. Давид Солунский угасил огонь плотских вожделений, а посему приобрёл дар брать в руки разженный уголь для каждения.

Дионисий, будущий митрополит Киевский и всея Руси очень почитал своего святого, чьё имя получил при рождении. Строго подвижническая жизнь была пищей его души: чтение Священного Писания, отцов Церкви, молитва, бдение, воздержание были постоянным предметом его занятий.

Родился будущий святитель около 1300 года в Киевских пределах. О его родителях ничего неизвестно. Пострижен в монашество и рукоположен во иеромонаха в Киево-Печерском монастыре. Затем покинул монастырь и ушёл на Волгу, где поселился один в пещере, ископанной им самим на берегу реки недалеко от Нижнего Новгорода. Около 1330 году на этом месте Дионисием была основана Печерская обитель с храмом во имя Вознесения Господня, где он был игуменом, а затем архимандритом. Эта обитель сделалась «училищем христианской веры и благочестия».

Монастырь был устроен по принципу строгого общежительства — «общего жития», киновии: монахи не имели собственности; всё имущество было общим; все, не исключая настоятеля, работали для своего пропитания; без благословения игумена не выходили за монастырские врата. Для церковного и хозяйственного порядка святой Дионисий, по примеру Киево-Печерского монастыря, завёл особые книги под названием книг кормовых. В кормовых (вкладных, келарских) книгах записывались все вклады и пожертвования, которые делались в монастырь разными лицами.

В 1352 г святой старец посылал 12 человек из своей братии в «верхние грады и страны, идеже Бог кого благословит», для духовного просвещения народа и основания новых обителей. Среди духовных чад свт. Дионисия два уроженца Нижнего Новгорода, впоследствии прославленных в лике святых: Евфимий Суздальский и Макарий Желтоводский.

В числе учеников Дионисия был еще Павел Высокий, книжный инок, славный своими познаниями, за что и был прозван философом. «Егда же беседы время бываше ему, — говорит о нем летописец, — многорассуден и полезен зело и слово его солию божественною растворено»4. По благословению святого Дионисия он нёс еще особого рода послушание: «списание книжное»5. Инок Павел «писаша книги учительные мнози и к епископом посылаше»6. Послушание переписчика книг в духовной культуре и традиции Древней Руси – по образцу Византии – имело особо важное значение. Монастырские скриптории становились подлинными духовными университетами.

В 1374 году Дионисий за добродетельную жизнь и образованность был хиротонисан во епископа Суздальского и Нижегородского свт. Алексием, митрополитом Московским. В первое воскресенье Великого поста 1374 г. свт. Алексий возглавил в Москве хиротонию прп. Дионисия во епископа «Суждалю, и Новугороду Нижнему, и Городцю». На епископской кафедре он продолжал заниматься духовно-просветительскими трудами. Именно по благословению свт. Дионисия в 1377 г. была написана Лаврентьевская летопись, одна из жемчужин русского летописания.

Когда в декабре 1375 г. Константинопольский Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополита Киевского, русского и литовского, великий князь Димитрий, не желая принимать митрополита «литвина» (так он называл Киприана), начал продвигать своего ставленника к митрополичьему престолу, коломенского попа Димитрия по прозвищу Митяй. Это был человек видной наружности, щедро наделённый дарами Божиими, обо всем рассуждал красноречиво. Однако он был горд, самонадеян и заносчив.

После смерти святителя Алексия прп. Сергий Радонежский предлагал великому князю Димитрию избрать на митрополичью кафедру епископа Дионисия. Но великий князь Дмитрий спешно приказал постричь Митяя с именем Михаил и возвести в сан Новоспасского архимандрита, чтобы потом сделать митрополитом московским. Святитель Дионисий смело выступал против великого князя, указав ему на то, что поставление первосвятителя без воли Вселенского Патриарха будет незаконно. Митяй вынужден был ехать в Константинополь, но, сильно озлобившись, угрожал, что по своём возвращении из Византии не оставит Дионисия даже священником. Так начался затяжной конфликт между свт. Дионисием и Митяем, получивший в истории название «митрополичий мятеж». Преподобному Сергию и его племяннику Феодору Симоновскому тоже не нравилось вмешательство великого князя в церковные дела. Свт. Дионисий хотел отправиться в Константинополь, чтобы предупредить посвящение там Митяя, но Митяй, узнав об этом, посоветовал великому князю задержать Дионисия под стражею. Свт. Дионисий дал слово великому князю Димитрию о том, что не поедет в Константинополь без его позволения, за него поручился и преподобный Сергий. Однако Дионисий не сдержал слова и, пробыв несколько дней в своей епархии, отправился в Константинополь, сославшись на то, что его вызвал Вселенский Патриарх Филофей по церковным делам. Когда Дионисий приехал в Царьград, туда прибыл с большой свитой и богатыми дарами и Митяй для посвящения в сан митрополита. Но над гордым честолюбцем сбылось пророчество прп. Сергия, что «напрасно надеется он быть митрополитом: ему и Царьграда не видать»; во время плавания он вдруг заболел и скоропостижно умер. На греков свт. Дионисий произвёл сильное впечатление своей высокой духовной настроенностью и глубоким знанием Священного Писания. Константинопольский Патриарх Нил называл святителя «воистину Божиим и духовным человеком», ибо видел его «пост и милостыни, и бдение, и молитвы, и слезы, и вся благая ина»7. Из Константинополя свт. Дионисий прислал для соборов Суздаля и Нижнего Новгорода два списка с иконы Пресвятой Богородицы Одигитрии. В Константинополе свт. Дионисий пробыл более года. Константинопольский Патриарх высоко оценил достоинства Дионисия, возвёл его в сан архиепископа и наградил многокрестной фелонью. В конце 1381 г. свт. Дионисий возвратился из Греции и мужественно стал заботиться об истреблении ереси стригольников в Новгороде и Пскове.

Поскольку Димитрий Донской был недоволен митрополитом Пименом, который после внезапной смерти Митяя обманом приобрёл от патриарха сан, то он пожелал видеть митрополитом в Москве свт. Дионисия и отправил в 1383 г. его вторично в Константинополь. До нас дошло «Повинное послание» свт. Дионисия к великому князю Димитрию Донскому — «От иного послания о повинных».

Поставленный в Константинополе митрополитом, свт. Дионисий должен был встать во главе воссоединившейся общерусской митрополии. В 1384 г. он прибыл в Киев, где был арестован киевским князем Владимиром (Василием) Ольгердовичем. Князь Киевский объявил, если Московский князь по своей воле изгнал из Москвы Киприана, митрополита всея России, то он, князь Киевский, следуя ему, задерживает Дионисия. Святитель скончался в заключении, был похоронен в Антониевых пещерах Киево-Печерского монастыря, где и начал свой монашеский подвиг. Память о свт. Дионисии для всех русских должна быть священна: он желал России добра и много сделал для своего Отечества. 

Вся история Церкви очень назидательна. Первосвященный Филарет, архиепископ Черниговский писал, что «произвол человеческий вводит с собой в Святую Церковь только страдания и неустройства8». «Аще друг друга угрызаете и съедаете, блюдитеся, да не друг от друга истреблени будете», — говорит Апостол (Гал. 5, 10).

В настоящее время смут и разделений пример свт. Дионисия очень важен. Он был поставлен в Константинополе как глава единой общерусской митрополии вопреки центробежным силам и течениям. За духовное единство Русской Церкви выступали Константинопольские иерархи, московские князья и святители. Но были и противники, видевшие особый смысл именно в разделении церкви и церковных центров – Киева и Москвы. Интересы Церкви временно перестали совпадать с политикой правителей, в частности, Киевского князя Владимира Ольгердовича.

Много смут и разделений пришлось преодолеть, чтобы прийти к особому 1686 г. — году окончательного воссоздания Украинской Православной Церкви в составе Русской Православной Церкви. В 2018 г. после предоставления Константинопольским Патриархатом «томоса автокефалии» так называемой Православной церкви Украины (ПЦУ) актуализировалась тема церковного единства, которое не могут и не должны сокрушить никакие удары как со вне, так и изнутри.

По примеру митрополита Дионисия, родившегося в окрестностях Киева, а большую часть жизни проведшего в Северной Руси, формировалось первоначальное братство монахов Андреевского монастыря из ученых Киевских старцев. Митрополит Дионисий, первый архиепископ Суздальский, Новгородский и Городецкий, как особый носитель и покровитель духовного образования может смело считаться предшественником возрождения духовного образования в Москве во второй половине XVII в.

Будем, братья и сестры, выносить из церковной истории и житий святых уроки братолюбия, подвижничества и миротворчества!


1 См. его древнее житие: Vita sancti Davidis (BHG 493d).

2 Vita sancti Davidis (BHG 493d) 3:29–30.

3 Dionysius ἐκ Φουρνᾶ. Ἑρμηνεία τῆς ζωγραφικῆς τέχνης 5, 25:124–125.

«Святой Давид Фессалоникийский старец длинноволосый. Имеет длинную бороду до ног».

4 Насонов А. Н. История русского летописания XI—начала XVIII в. М., 1962. С. 12.

5 Цит. по: Русинов Н. Д. К вопросу о происхождении Лаврентьевской летописи: Лингвистические заметки о её писцах // Эволюция и предыстория русского языкового строя. Горький, 1981. С. 22.

6 Там же.

7 Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978. С. 270.

8 Филарет Черниговский, архиеп. Сокращенная история Русской Церкви. СПб, 1887.

+7(499)135-81-15
Секретариат