1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 21 (Духовные уроки сщмч. Игнатия Богоносца)

Андреевский листок № 21 (Духовные уроки сщмч. Игнатия Богоносца)

2 января 2023
326

Андреевский листок 21

Духовные уроки сщмч. Игнатия Богоносца

 

Уязвен любовию совершенною, / егда спасенное рачение

разжже твою душу, священнейше, ко Владыце тя

понуждающее, отче, ити. / Тогда приснопетое слово

возопил еси: / пшеница есмь Создавшего. / И зубы зверей

подобает ми всяко смолотися, / да Слову чистейший хлеб

явлюся и Богу нашему, / Егоже моли спасти

и просветити души наша[1].

 

Сегодня святая Церковь празднует память священномученика Игнатия Богоносца[2], второго[3] или третьего епископа Антиохии после апостола Петра или после ученика апостола Петра Евода. По похвальному слову свт. Иоанна Златоуста, он «руководил (Антиохийской Церковью) мужественно и с такой строгостью, какую хочет Христос»[4]. В период своего епископства в Антиохийской Церкви Игнатий ввёл в ней антифонное пение - после видения, как Святую Троицу по очереди – антифонно – воспевают ангелы. В течение сорока лет он епископствовал в Антиохии[5], столице Сирии, а до этого времени так или иначе был знаком с ближайшими учениками Христа Спасителя: был «подлинным учеником Иоанна Богослова»[6][7]и, возможно, получил рукоположение от апостола Петра[8] или от апостола Павла[9]. Он был одновременно мучеником, епископом и даже апостолом, по замечанию того же свт. Иоанна[10]. Такой «тройной венец Духа» «сплела» для него Божественная благодать[11].

Также предание говорит, что именно священномученик Игнатий Богоносец и был тем самым евангельским младенцем, которого Сам Христос Спаситель взял на руки и произнёс: «Будьте, как дети» (ср. Мф. 18, 3). Игнатий называется Богоносцем — с одной стороны, потому что Христос Спаситель мог держать его на руках, как ребёнка[12], а с другой — потому что он сам носил в себе имя Христово и был ревностным исповедником имени Христова. Прп. Феодор Студит описал подвиг ношения в себе Христа в стихах:

«Имея любовь Христа в твоём сердце,

Ты явился сожителем апостолов, треблаженный»[13].

Также существует предание о том, что когда святой Игнатий Богоносец в римском амфитеатре был раздираем и съедаем зверями, то из него вынули пречистое сердце, которое рассекли на четыре части и на каждой части его сердца было запечатлено имя Христово[14].

А имя Игнатий происходит от латинского слова «огонь» ignis[15] и указывает на пламенное и ревностное служение Христу Спасителю[16]. Св. Игнатий сам свидетельствует об особой значимости для него и другого образа умиления, использовавшегося в святоотеческой литературе, - воды. Недаром св. Николай Кавасила повторил слова сщмч. Игнатия о Христе: «Есть вода живая и говорящая во мне»[17].

Так или иначе он был верно предан Христу Спасителю. Как мы знаем, язычник император Траян при посещении Антиохии удивился, услышав о том, что в Антиохии есть епископ, который учит христианской вере, учит не повиноваться, не подчиняться языческим богам и их не почитать. Он вызвал святителя Игнатия на допрос, и, когда на этом допросе подтвердилась его вера и преданность Христу Спасителю, он был осуждён на то, чтобы в Риме быть отданным на растерзание диким зверям. На вопрос императора Траяна: «И кто есть богоносец?» он ответил: «Имеющий Христа в груди»[18]. Разгневанный император приказал отправить в Рим на съедение зверям того, кто говорил, что «носил в себе Распятого»[19]. И дальше ему предстоял путь из Антиохии по малоазийским городам через Смирну, Ефес и ряд других городов под стражей из десяти воинов, которых он сам в одном из своих Посланий сравнивает с дикими десятью леопардами[20]. Он был доставлен в Рим, где и претерпел мученическую кончину, а по дороге в Рим написал свои удивительные семь Посланий[21] — что позволяет особо уподобить его апостолу Павлу.

Так о чём же говорит святой Игнатий Богоносец, какую весть он оставляет не только своим современникам, но и нам, православным христианам? Он говорит о единстве Церкви[22], о том, что в Церкви все должны слушаться епископа[23] и никто не должен творить свою волю и поступать по-своему[24]. Но когда епископ — и он здесь говорит о себе самом, — оказывается в узах, когда он направляется на мученическую смерть, то тогда таинственным образом место епископа замещает Христос Спаситель и Сам начинает руководить Церковью.

Какой из этого мы с вами можем сделать урок? Мы с вами часто считаем себя незаменимыми и считаем, что если мы не выполним то или иное дело, ту или иную задачу, то без нас это дело прекратится. Но мы видим, как святой Игнатий Богоносец совершенно спокойно расставался с своим Антиохийским епископским престолом, где возможно был соборный храм, украшенный им, священные святыни, паства, прихожане — всё это он оставляет ради Христа Спасителя и вверяет в попечение Христа Спасителя. Так и мы должны всё, что делаем, делать ревностно, ответственно, но понимать, что всем управляем не мы, всем управляет Господь. И если возникают трудные обстоятельства которые требуют от нас жертвы, подвига, вплоть до отдачи собственной жизни, мы должны понимать, что самое главное — это чистая совесть, искренняя вера, соединяющая нас со Христом Спасителем. А все те дела, которые мы делаем, будут продолжены или другими людьми, но прежде всего Самим Богом, Который имеет неустанное попечение о мире, а значит, и о тех добрых делах, которыми мы занимаемся.

Также святой священномученик Игнатий постоянно побуждал адресатов своих писем к тому, чтобы они хранили веру и любовь[25]. Из всех добродетелей он выбирает две: добродетель веры и добродетель любви — и говорит о том, что и вера, и любовь являются началом и концом христианской жизни[26]. Он побуждает к подлинной вере, той вере, которая может привести на мученическую смерть ради Бога, и к той любви, которая соединяет душу человека с Богом и делает эту связь нерасторжимой. И мы с вами обращаемся и смотрим в глубь себя и видим, насколько в нашей жизни несовершенна вера, которая бывает малой, слабой, умозрительной, несовершенной, не до конца жертвенной, не до конца самоотречённой, поверхностной, неглубокой, легко искореняемой из нашего сердца. И также добродетель любви: насколько мы любим слабо, не самоотверженно, не самоотречённо, не жертвенно, насколько в той любви, которую мы проявляем, много эгоизма — того эгоизма, который, по сути дела, скорее позволяет сказать о том, что мы любим не столько Бога, святых или ближних, сколько сами себя, даже тогда, когда мы говорим, что любим их.

Также святой священномученик Игнатий по дороге в Рим обладал определённой свободой. Воины, которые предельно строго стерегли его, в то же самое время давали ему свободу[27]. Они понимали, что святой священномученик Игнатий настроился на мученичество, настроился на то, чтобы стать пшеницей божественного хлеба, которая будет измолота зубами диких зверей, и в таком настрое он действительно призывал в Послании к римлянам жителей города Рима, православных христиан, никоим образом не мешать ему в принятии мученической кончины[28]. Так вот, святой священномученик Игнатий обладал свободой. Он мог сбежать из уз, он мог выбрать жизнь, но он выбирал не жизнь, а смерть, и не пользовался своей свободой для своего освобождения, потому что был предельно предан божественной воле и высшему божественному предназначению.

И мы с вами, руководствуясь этим примером, должны ту свободу, которую нам даёт Господь, использовать с внутренними самоограничениями и на благо. Если у нас есть возможность не выполнять то или иное доброе дело, то мы должны понудить себя к его выполнению. Если у нас есть возможность к расслаблению, то мы должны, наоборот, понудить себя к предельному самососредоточению. Мы должны пользоваться той свободой, которую Господь нам даёт для того, чтобы следовать вслед за Богом путём божественных заповедей.

Попросим священномученика Игнатия Богоносца, чтобы он предстательствовал пред престолом Всевышнего о нас грешных, неразумных и недостойных, чтобы мы с вами воспламенились его ревностью и постарались в своей жизни предпочитать Царствие Небесное всему земному, божественную волю всем земным проявлениям своей собственной воли, сокровище добродетелей — всем другим земным богатствам, достижениям и сокровищам. И не настаивая на своём, премудро исполняя божественное послушание, будем сохранять в своей жизни то духовное единство, к которому святой священномученик Игнатий призывал всех православных христиан, в глубоком послушании Церкви и её священноначалию будем дальше продолжать поприще своей жизни уже в новом 2023 году.




[1] Стихира на «Господи, воззвах», глас 4, подобен «Званный свыше» // Минея. 20-е декабря. Москва, 2018. С. 457.

[2] В Древней Церкви и в Византии почитались его мощи: Феодор Продром. Тетрастих 2Б 71.

«Костям да будет дано почтение Игнатия…».

[3] См.: Георгий Синкелл. Сокращение хронографии // Georgius Syncellus. Ecloga chronographica / ed. A. A. Mosshammer. Leipzig, 1984. P. 424:2–3.

[4] Иоанн Златоуст, свт. На святого Игнатия мученика 1 // PG. 50. Col. 588:4–5.

[5] В продолжение сорокалетнего правления Церковью, святой Игнатий был, по словам св. Иоанна Златоуста образцом добродетелей.

[6] Пасхальная хроника // Chronicon paschale, vol. 1 / ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 416:3-4.

[7] В 1-м послании Игнатий, только что просвещенный христианством, просит св. Иоанна Богослова придти к нему вместе с Матерью Божией и Марией Саломией. Во 2-м высказывает Иоанну желание видеть Богоматерь и брата Господня св. Иакова, по прачине наружного сходства его с Спасителем, и для исполнение этого желание испрашивает у св. Иоанна позволение отправиться в Иерусалим (Скворцов К. И. О посланиях св. Игнатия Богоносца // Журнал «Труды Киевской Духовной Академии». Киев. 1872. Июль. С. 545–558).

[8] Феодорит, Малала, Максим Исповедник.

[9] Апостольские постановления.

[10] Иоанн Златоуст, свт. На святого Игнатия мученика 1 // PG. 50. Col. 588:25–26.

[11] Иоанн Златоуст, свт. На святого Игнатия мученика 1 // PG. 50. Col. 588:26–29.

[12] Этому известию Симеона Метафраста противоречит свт. Иоанн Златоуст, согласно которому сщмч. Игнатий не видел Господа по плоти (cм.: Троицкий С. В. Игнатий Богоносец, св. епископ Антиохийский).

[13] Феодор Студит, прп. На святого Игнатия Богоносца 70:1–2.

[14] Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского / 12 книг. Москва, 2010.

[15] Ассемани // Bibliotheca Orientalia. T. III. P. 1.

[16] Ср. Франциск Скуфос. Послание 44:139–142.

[17] Николай Кавасила, св. Жизнь во Христе 1, 4:7–8.

[18] Мученичество Игнатия Антиохийского 2, 4:1–3.

[19] Мученичество Игнатия Антиохийского 2, 7.

[20] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к римлянам 5.

[21] 1) Послание к ефесянам; 2) Послание к магнезийцам; 3) Послание к Поликарпу; 4) Послание к римлянам; 5) Послание к смрнянам; 6) Послание к траллийцам; 7) Послание к филадельфийцам.

[22] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к Поликарпу 6. «Вместе подвизайтесь, вместе совершайте путь свой, вместе терпите, вместе успокаивайтесь, вместе вставайте, как Божии домостроители и домочадцы и слуги».

Там же. 8. «Желаю вам всегда укрепляться в Боге нашем Иисусе Христе. Пребывайте чрез Него в единении с Богом и епископом».

[23] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к смирнянам 8. Все последуйте епископу, как Иисус Христос – Отцу, а пресвитерству, как апостолам. Дьяконов же почитайте как заповедь Божью. Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинною, которая совершается епископом, или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь. Не позволительно без епископа ни крестить, ни совершать вечерю любви; напротив, что одобрит он, то и Богу приятно, чтобы всякое дело было твердо и несомненно.

[24] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к магнезийцам 4.

«Итак, надобно не только называться, но и быть христианами, тогда как некоторые на словах признают епископа, а делают все без него. Такие, мне кажется, недобросовестны, потому что не вполне по заповеди делают собрания».

Там же. 7. «Посему, как Господь без Отца, по Своему единению с Ним, ничего не делал ни Сам Собой, ни чрез апостолов, так и вы ничего не делайте без епископа и пресвитеров. Не думайте, чтобы вышло что-либо похвальное у вас, если будете это делать сами по себе».

Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к траллийцам 2.

Ибо, когда вы повинуетесь епископу, как Иисусу Христу, тогда, мне кажется, вы живете, и не по человеческому обычаю, а по образу Иисуса Христа, Который умер за вас, чтобы вы, уверовав в смерть Его, избежали смерти. Посему необходимо, как вы и поступаете, ничего не делать без епископа.

[25] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к траллийцам 8. «Не то, чтобы знал я что-нибудь подобное среди вас, но предостерегаю вас, мои возлюбленные, предвидя козни дьявольские. Посему, стяжавши кротость, утвердите себя взаимно в вере, которая есть плоть Господа, и в любви, которая есть кровь Иисуса Христа. Никто из вас да не имеет ничего против своего. Не подавайте поводов язычникам, чтобы из-за немногих неразумных не было хулимо все благочестивое общество. Ибо “горе тому, чрез кого всуе в ком-нибудь имя Мое хулится”».

[26] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к ефесянам 14. «Это, впрочем, не безызвестно, если вы имеете к Иисусу Христу совершенную веру и любовь, которая суть начала и конца жизни. Вера начало, а любовь конец, обе же в соединении суть дела Божьего; все прочее, относящееся к добродетели, от них происходит. Никто, исповедующий веру, не грешит, и никто, стяжавший любовь, не ненавидит. Дерево познается по плоду своему: так и те которые исповедуют себя христианами, обнаружатся по делам своим. Теперь дело не в исповедании только, а в силе веры, если кто пребудет в ней до конца».

[27] Мученичество святого Игнатия Богоносца // Христианское чтение. 1822. Ч. VIII. С. 340–356.

[28] Игнатий Антиохийский, свщм. Послание к римлянам 2. «Желаю, чтобы вы угождали не людям, но Богу, как вы и благоугождаете Ему. Ибо ни я уже не буду иметь такого удобного случая достигнуть Бога, ни вы – ознаменовать себя лучшим делом, если будете молчать. Если вы будете молчать обо мне, я буду Божиим, если же окажете любовь плоти моей, то я должен буду снова вступить на поприще. Не делайте для меня ничего более, как чтобы я был заклан Богу теперь, когда жертвенник уже готов, и тогда составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе, что Бог удостоил епископа Сирии призвать с востока на запад. Прекрасно мне закатиться от мира к Богу, чтоб в Нем мне воссиять».

+7(499)135-81-15
Секретариат