1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 5 (Под руководством архистратига Михаила)

Андреевский листок № 5 (Под руководством архистратига Михаила)

4 июля 2022
462

Андреевский листок № 5

Под руководством архистратига Михаила


Паломники и прихожане! В святой Андреевской обители храм, находящийся в центре, посвящен святому архистратигу Михаилу и всем бесплотным силам. Пришедший в монастырь имеет возможность обойти этот храм по кругу и зайти внутрь — дабы вознести молитвы архистратигу Михаилу и бесплотным силам, находящимся в особой близости к Божественному Престолу. Храмы в честь архистратига Михаила строились с глубокой древности. Храм «иже под колоколы» в Андреевском монастыре был устроен в 1748 г., через 100 лет после основания обители, иждивением графа Сергея Петровича Шереметьева. Здесь похоронены родственники графа С. П. Шереметьева. В XIX в. храм был несколько перестроен и освящен в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. В 1848 г. он был освящен Митрополитом Филаретом1.

В современные дни созидания обители и ее восстания из руин началась новая эпоха жизни монастырского храма. 25 августа 2019 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, прежний наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископ Дмитровский Феофилакт совершил чин великого освящения храма в честь Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Решение о перемене престола храма было принято священноначалием, так как монастырю приличествует иметь архангелов своими заступниками и путеводителями, ибо по изречению преподобного Иоанна, автора аскетического произведения «Лествица»: «Свет монахов суть Ангелы»2.

Почему архангел Михаил выделяется особо среди прочих небесных сил? Каково его особое служение?

Перед созданием видимого мира Бог привел в бытие ангельскую природу Своим Словом и усовершенствовал в святости Своим Святым Духом, творя Небесные и бесплотные силы Своими служителями, ревностными и пламенными, как невещественный огнь3. Они суть вторые светы4, которые по благодати Святого Духа приемлют просвещение от первого и безначального Света и приобщаются Его бессмертию. Ангелы, будучи верными образами Божественной сущности, наделены духовной природой. Они лишены тяжести тела, всегда пребывают в движении, свободны и разумны. Они созерцают Бога, насколько это для них возможно, и обретают в Его созерцании пищу, неколебимость и самый смысл своего существования5.

Только Творец знает род и пределы Ангельской природы. Она едина по отношению к Богу, но бесчисленна по отношению к нам. «Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним» (Дан. 7, 10). Мы не можем сосчитать ангельские воинства, поэтому Священное Предание обычно указывает на девять ангельских чинов, подразделяемых на три триады6.

Михаил, имя которого означает «кто как Бог», — славнейший и светоноснейший князь (Дан. 10, 13) Сил Небесных и Бесплотных. «И вид твой огнен, и добрóта чудна, Михаиле первоангеле, невещественным бо естеством, преходящим концы, исполняя повеления всех Творца, силен в крепости твоей познаваем, и источник исцелений храм твой соделовая, званием твоим святым почитаемый»7. Он часто упоминается в Священном Писании. Именно его Бог посылает к людям, чтобы объявить веления Своего правосудия. Он первым явился к патриарху Аврааму (Быт. 12) и его служанке Агари в пустыне, чтобы возвестить им о рождении Исмаила (Быт. 16). Он был послан к Лоту, чтобы спасти его из Содома, обреченного Богом на разрушение (Быт. 19). Когда Бог, испытывая послушание Авраама, приказал ему принести в жертву сына Исаака, именно Михаил вмешался в последний момент, чтобы удержать руку праотца (Быт. 22). Он явился также патриарху Иакову, боролся с ним всю ночь и объявил ему новое имя Израиль (Быт. 32, 23–32).

Во время выхода израильтян из Египта именно Михаил предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью (Исх. 13, 21). Он был послан навстречу прорицателю Валааму по дороге к царю Моавитскому Валаку, чтобы изречь проклятие народу Израилеву, и преградил ему путь, став перед ослицей его с обнаженным мечом в руке (Чис. 22, 22–23). Когда Иисус Навин стоял под стенами Иерихона, ожидая знамения от Бога, чтобы начать осаду города, ему также явился Михаил с обнаженным мечом в руке.

В Книге Судей говорится о том, как Архангел Михаил явился поддержать Гедеона и послал его избавить Израиль от ига мадианитян (Суд. 6, 11). Когда Давид, вопреки воле Господа решил исчислить народ, Михаил был послан Богом, чтобы стать орудием Божественного гнева. В один день он истребил мечом более семидесяти тысяч человек и уже готов был уничтожить Иерусалим, когда Господь, приняв раскаяние Давида, остановил его и приказал возвратить меч в ножны (1 Пар. 21).

Архангел Михаил много раз являлся пророку Илии, чтобы утешить его в горестях и поручить какую-либо миссию (1 Цар. 19, 5; 2 Цар. 1, 1). Во время вторжения Ассирийского царя Сеннахирима Архангел уничтожил за ночь сто восемьдесят пять тысяч воинов в лагере захватчиков (4 Цар. 19, 35), И снова он снизошел с Небес и ходил среди огня в раскаленной печи с тремя отроками, славословящими Бога (Дан 3, 92). Он же заградил пасть львам во рву, куда был брошен пророк Даниил (Дан. 6, 23).

Спасительные вмешательства св. Архангела Михаила поистине неисчислимы как во времена Ветхого Завета, так и после пришествия Христова. Именно он вывел из темницы апостолов (Деян. 5, 19), он был послан апостолу Филиппу, чтобы крестить евнуха царицы Эфиопской (Деян. 8, 26). Он явился сотнику Корнилию и велел ему призвать св. Петра, чтобы получить крещение (Деян. 10). Именно он вывел из темницы св. Петра и поразил царя Ирода желавшего прослыть богом (Деян. 12). Архангел явился св. Павлу, чтобы ободрить его в испытаниях, и стал для св. евангелиста Иоанна истолкователем Божественных тайн, содержавших откровение о кончине мира. Во время Страшного Суда он будет держать в руках весы, чтобы взвешивать наши поступки.

Величие архистратига сочетается с крайним смирением. Будем обращаться к архистратигу Михаилу за помощью. Главное свойство небесных сил согласно богословию Ареопагитского корпуса — передавать Божественный свет и знание. Значит, самая главная помощь, которую мы можем получить от архистратига Михаила, — это духовный свет и духовное знание, позволяющее достичь святости и сохранить святость. Стать святым — высочайшая цель, отказ от которой по учению прп. Симеона Нового Богослова тождественен уклонению в ересь. Будем просить архистратига Михаила способствовать появлению в нашей жизни чина и порядка, чтобы внутреннее духовное было для нас главным, а внешнее – второстепенным. Для восстановления подлинной иерархии ценностей необходимо обращение к небесной иерархии и ее главе за подлинным духовным советом и поддержкой.

_____

1 Молчанов, Николай И., свящ. Краткая историческая заметка по поводу 250-летия со времени основания бывшего Андреевского монастыря, ныне Воскресенской, что в Пленницах, церкви при Андреевской, Московского купеческого общества, Богадельне 1648–1898. М.: Печатня А. И. Снегиревой, 1898. 40 с. (книга есть в РГБ – в открытом доступе)

2 Иоанн Лествичник, прп. Степень 26 «О рассуждении помыслов», 31 // Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. М., 2013. С. 315

3 «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» (Пс. 103, 4) — прокимен на праздник Архангела Михаила и всех Бесплотных Сил (8/21 ноября).

Муретов М.Д. К толкованию текста «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный» // Богословский вестник. 1902. Т. 3. № 10. С. 184–199.

4 Григорий Богослов, свт. Слово 44-е на неделю новую // Свт. Григорий Богослов. Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. СТСЛ, 1994. С. 656.

5 Синаксарь: Жития святых Православной Церкви / Авт.-сост. иеромон. Макарий Симонопетрский. Адапт. пер. с франц. Т. II: ноябрь–декабрь. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2011. С. 99–109.

6 Дионисий Ареопагит. О Небесной иерархии. СПб., 1997. С. 56–105.

7 Минея, 6/19 сентября, 1-я стихира на «Господи, воззвах».

+7(499)135-81-15
Секретариат