1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 19 (Чин Панагии)

Андреевский листок № 19 (Чин Панагии)

24 ноября 2022
389

Андреевский листок 19

Чин Панагии

«Очи всех на Тя уповают, и Ты даеши им пищу

во благовремении, отверзаеши Ты руку Твою,

и исполняеши всякое животно благоволения».

(Пс. 144, 15–16)

   

В Часослове и Следованной Псалтири благочестивые богомольцы могут найти особое последование — Чин Панагии, точнее «Последование возвышения Панагии»[1]. «Панагия» (παναγία — греч. — «Всесвятая», или «Пресвятая») — наименование, прилагаемое обычно к Богоматери. Панагия — нагрудный знак достоинства высоких церковных иерархов — архиереев, а с 1742 г. и архимандритов. Панагия называется еще εγκολπιον «енколпий». Это небольшая круглая икона, лика Спасителя или Божией Матери, носимая на недрах, то есть на груди архиереев и некоторых архимандритов. Но в чине о панагии речь идёт о просфоре, из которой на литургии была изъята частица в честь Пресвятой Богородицы. Эта просфора — «хлеб Богородицы» — является поэтому наиболее священной после той, из которой изъят Агнец. Сам чин помещён в 35 главе Типкона «О ястии и питии». Антидор из самой священной просфоры вкушается не в трапезе по принятии пищи, как панагия, а в самом храме до какой-либо пищи.

Происхождение этого молитвенного чина апостольское и идёт к нам от празднования успения Пресвятой Богородицы. После сошествия Святого Духа на апостолов и до отправления на проповедь они жили и трапезничали вместе[2] и за обедом неизменно оставляли за столом незанятое место. Это место с укрухом хлеба предназначалось для Христа Спасителя. Окончив совместную трапезу ученики поднимали укрух со словами: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Велико имя Святыя Троицы. Господи Иисусе Христе, помогай нам». Разлучившись для проповеди, апостолы продолжали и по отдельности следовать заведённому порядку. Во время преставления Божией Матери апостолы были чудесным образом на облаках собраны к Ее одру[3]. После погребения они по человеческой природе очень печалились. После обеда они по обычаю возвышали укрух хлеба в память Христа. Стоило им произнести: «Велико имя…», то они увидели на воздухе Пресвятую Богородицу в окружении Ангельских воинств, Которая утешала их и обещала всегда пребывать с ними. Вместо «Господи Иисусе Христе, помогай нам» апостолы воскликнули: «Пресвятая Богородице, помогай нам». После трапезы апостолы отправились к гробу Богоматери и, не найдя там Ее пречистого тела, уверились, что Она вознесена на небо к Своему Сыну.

Христианские агапы, когда не соединялись с евхаристией, дали начало многим обрядам Чина о панагии. Важнейшие молитвы из этого чина мы находим в сочинении псевдо-Афанасия «О девстве». Именно здесь дана в качестве молитвы перед обедом[4] молитва: «Благословен Бог милуяй и питаяй нас». Как пишет Симеон Солунский: «Часть хлеба мы каждодневно приносим сущему в Троице Единому Богу нашему о имени Богородицы, потому что посредством Ее Божественного рождения мы познали Святую Троицу и потому что Она родила нам Хлеб животный»[5].

Чин Панагии призван теснейшим образом соединить трапезу с только что окочившейся литургией, чтобы и та и другая явились одним богослужением, и монастырский обед — это настоящее богослужение. Сам Чин Панагии должен совершаться в монастырях ежедневно, хотя и помещён в главе о воскресной службе. На практике сейчас сам чин совершается в монастырях лишь по воскресным дням и великим праздникам. Чин делится на три части: 1) благословение трапезы; 2) возвышение панагии; 3) благодарение за трапезу.

По окончании литургии всей братией на особом блюде износится просфора, из которой на литургии была вынута частица в честь Богородицы. Саму просфору несут в особом сосуде, который называется панагиаром. Освященный во имя Богоматери хлеб порой брался в дорогу, считаясь спасительным средством в пути, поэтому существовали путевые двухстворчатые панагии, называвшиеся в церковных описях XVI–XVIII веков «походными» или «складными» .

В некоторых монастырях, например в Московском Гефсиманском скиту[6], просфору «Пречистую», которая при литургии стоит с дискосом или такого же устройства блюдом на горнем месте, несёт впереди иеромонах, за ним попарно идут братия в мантиях. По 35 гл. Типикона несение панагии сопровождается звоном в било или в колокол, что сообщает особую торжественность этой процессии. По окончании трапезы с прославлением Святой Троицы и молитвой Пресвятой Богородице просфору возвышают (поднимают) над иконами, а затем вкушают от неё. Смысл чина — представить за трапезой присутствие Самого Бога и Пресвятой Богородицы.

Ипотипосис (Ὑποτύπωσις)[7], древнейший памятник Студийского устава предписывает братии шествовать на трапезу содержа на устах псаломский стих и рассаживаться за столы по девять[8]. На трапезе следует читать житие святого, служба которому будет служиться на следующий день, чтобы таким образом подготовить себя к достойному слушанию канона утрени. «Знаком же конца этого чтения бывает на последнем блюде звук ложек, вместе всеми бросаемых в миску». На практике сейчас об окончании трапезы предупреждает игумен звоном в колокольчик. Чтец испрашивает прощение (нынешний Типикон, глава 35), в старых рукописях ещё прибавлено замечание об обязанности чтеца мыть посуду.

Чин Панагии открывается, как и всякая церковная служба, псалмом. Предначинательный псалом алфавитный — 144-й: «Вознесу Тя, Боже мой». Это восторженная хвала величию и благости Божией. Иногда братии, идущей попарно в трапезу в предшествии настоятеля, предписано петь этот псалом речитативом, начиная псалом в храме. Часто на практике во время шествования из храма в монастырскую трапезную братия воспевает тропарь главному монастырскому святому. Псалом небольшой, алфавитный, в нём 21 стих, надписание «Хвала Давида». «Во веки и в век века» — Давид воспевает Бога в своих потомках и начинает с ежедневного прославления Бога. Что может добавить Богу наше прославление? Величию Бога «несть конца». Последующие поколения провозгласят — по-церковнославянски «отрыгнут», т.е. быстро и радостно вознесут хвалу.

Первый стих этого псалма гласит: «Вознесу Тя, Боже мой, Царю мой, и благословлю имя Твое во век и в век века». Греческий учёный и монах Евфимий Зигабен толкует это так: «Неприлично разумному человеку, тогда как неразумная тварь всегда воссылает славу Творцу своему посредством удивительного своего устройства: ибо небеса возвещают славу Божию» (Пс. 18, 1)[9]. Восьмой стих псалма воодушевляет нас созерцанием благости Божией. Господь благ не только к праведным, но и к грешным людям, Бог щеадр и милостив ко всякому Своему творению, даже самому незначительному. Святая Церковь положила по Уставу священнослужителям произносить в определённые времена после ектений возглас: «Милостию и щедротами Своего человеколюбия…»[10], который напоминает о безмерной благости Творца, Который ежедневно терпит наши прегрешения и прощает их. В стихе 10-м 144-го псалма подчёркивается, что «преподобнии благословят Тя», т.е. делается акцент на особой важности этого чина для монашествующих. Святитель Иоанн Златоуст называет преподобными людей святых, «исполняющих заповеди Божии и недоступных для грехов и нечестия»[11]. Стих 144, 14 «Утверждает Господь вся низпадающия и возставляет вся низверженныя» должен производить на верующих людей отрезвляющее действие. В современном жестоком мире падающих добивают. Но если мы не восприняли от Бога способность с состраданием относиться к каждому грешнику — подкреплять падающих и восстанавливать низверженных — то нас вряд ли можно назвать христианами в полном смысле этого слова. Стих 144, 18 «Близ Господь всем призывающим Его» не говорит, что Господь от кого-то удалён — как гласит одна из стихир Пятидесятницы: «в Немже есмы, живём и движимся[12]», — но подчёркивает, что все, кто молится, своей молитвой особо приближаются к Нему.

Далее чтец произносит заглавие чтения в форме, например: «Житие святого мученика … благослови, отче». Практикой принято на трапезе читать жития святых, но не из Пролога, откуда читаются они по 6-й песни канона, а из Четьих-Миней, где жития обширнее. Тут же должны лежать на аналогии иконы Пресвятой Троицы и Пресвятой Богородицы, необходимые для чина возвышения.

Начатая молитвою, трапеза и прерывается неоднократною молитвою, хотя очень краткою. Пред каждым блюдом обеда «настоятель ударяет в кандию или звонец и келарь глаголет: «Господи благослови». Настоятель: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» (35 гл. Типикона).

Самое возвышение панагии совершается уже после ядения, по окончании обеда. Ввиду важности предстоящего священнодействия, имеющий совершить его испрашивает прощение (подобно священнику пред совершением литургии и причащением) обычными для таких случаев словами: «Благословите отцы святии, простите ми грешному», и мы «Бог простит ти и помилует тя». Приготовление, необходимое для предстоящего высокого служения — подношения священного яства высоким невидимым Гостям. Очистившись прощением обид от людей и грехов от Бога, возвышающий панагию приступает к самому действию возвышения.

Большим и малым перстом Богородичная просфора возвышается над образом Святой Троицы со словами «Велико имя», а чередный иерей уже произносит «Святыя Троицы». Далее просфора переносится на образ Богородицы со словами «Пресвятая Богородице, помогай нам». И все трапезовавшие произносят: «Тоя молитвами, Боже, помилуй и спаси нас».

Поскольку Чин Панагии является жертвой Богоматери (Богу уже принесена святейшая жертва Евхаристии), то далее следуют молитвы Ей одной. Поётся речитативом и хором всеми умилительный седален по 3-й песни канона Успению Пресвятой Богородицы (потому что сам чин Панагии был установлен после этого праздника, как сожаление о разлучении с Матерью Божией):

«Блажим Тя, вси роди, Богородице Дево, в Тя бо Невместимый Христос Бог наш вместитися благоволи. Блажени есмы и мы, предстательство Тя имуще: день бо и нощь молишися о нас и роди христианстии Твоими молитвами утверждаются. Тем, воспевающе, вопием Ти: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою[13]».

Далее поётся «Достойно есть», а в праздники и попразднства заменяется задостойником 9-ой песни канона. Братия вкушают от панагии. «И по еже причаститися всем глаголет настоятель или священник: “Во многия молитвы Пречистыя Владычицы нашея Богородицы”». Этот возглас служит благословением на начинающуюся теперь 3-ю часть чина о панагии — благодарение за трапезу — и связью ее со 2-ой частью, посвященной исключительно Богоматери.

Вместо вводного «Приидите, поклонимся» поём стих «Милостив и щедр Господь, пищу даде боящимся Его» (Пс. 110, 5). А затем следует псалом 121, предначинательный к этой части чина, один из псалмов степеней восхождения ᾨδὴ τῶν ἀναβαθμῶν. Первый стих этого псалма очень сложен для понимания. В точном переводе с еврейского он гласит: «Я был рад, когда обо мне говорили: “В дом Господень пойдем”». Предание говорит, что люди радовались, видя старого Давида на улицах, ибо после его кончины ожидали, как они войдут в построенный Храм. Народ понимал, что царь и пророк Давид вёл бесконечные войны, проливал кровь. Но человек жёсткий и агрессивный не может построить для Бога, поэтому участь создать Храм досталась сыну Давида Соломону, одно имя которого (Шломо, по-евр. «шалом» — мир) являлось свидетельством о мирном и мудром устроении его души. Зная всё это, Давид продолжал радоваться, что хотя бы его потомки будут ходить в храм Божий, ибо царь Давид обладал добродетелью кротости.

Стих 2-й псалма — «Стояше ноги наша во дворех твоих, Иерусалиме» — ещё раз напоминают монашествующим, совершающим этот чин, какой радости от пребывания в храме на богослужении они только что удостоились[14]. 121, 3 — «Иерусалим, зиждемый, яко град» — в понимании древних людей Иерусалим, построенный на горе Мориа[15], представлял собой гряду гор, и молитва, совершаемая с этой горы, быстрее достигала Неба. «Вопросите же о мире Иерусалима» (121, 6) — ещё раз напоминает монашествующим об их обязанности непрестанно молиться о мире всего мiра. «Мир в силе твоей и обилие в столпостенах твоих» (121, 7) — церковные каноны и Устав являют собой не просто нечто внешнее по отношению к душе, но являют собой ту спасительную ограду, которая удаляет души от приближения к грехам. Догматы Церкви — это некие сторожевые башни, ограждающие стадо, а «обилие» — патристические традиции, которые обильно питают души богословием.

После псалма следует чин благодарения за трапезу. «Благодарим Тя, Христе Боже наш», заключающий, кроме благодарения за насыщение, прошение о Царстве Небесном и о сопребывании с нами Христа, тропарь общий святителям и преподобным «Боже отец наших», как покровителям монастыря. Без возгласа священника «Слава Тебе, Христе Боже…» произносится (всеми, как и всё предыдущее): «Господи помилуй (трижды). Благослови». Священник, вместо «Христос истинный Бог наш» произносит: «Благословен Бог милуяй и питаяй нас от Своих богатых даров».

Благодаря Чину Панагии монастырская трапеза освящается и являет собой богослужение типа Изобразительных и повечерия с кондаком и задостойником вместо канона. Неопустительное посещение братией Чина Панагии не просто являет пример для благочестивых богомольцев, но и вселяет в душе особую радость от совместной молитвы и трапезы[16].

Пресвятая Богородице, спаси нас!




[1] Псалтирь Следованная. Москва, 2016. С. 336.

[2] «Се что добро или что красно, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1).

[3] Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы с изложением пророчеств и прообразований, относящихся к Ней, учения Церкви о Ней, чудес и чудотворных икон Ея, на основании Священного Писания, свидетельств святых отцов и церковных преданий. Москва, 1990. С. 157.

[4] Афанасий (Сахаров), исп. Ковровский. Молитвословия за трапезой. Москва, 2017.

[5] Симеон Солунский, свт. «О Божественной молитве / Премудрость нашего спасения. Москва, 2010.

[6] Авель, иеросхимон. Гефсиманский скит. Москва, 1867.

[7] Ипотипосис был освящён авторитетом Феодора Студита и составлен во второй половине IX века на основании богослужебных нормативных текстов студийской традиции, в том числе Студийского Синаксаря и студийских «Глав о распределении пищи».

[8] В воспоминание девяти чинов ангельских.

[9] Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена, изъясненная по святоотеческим толкованиям. Москва, 2016. С. 343.

[10] «Когда душа познает, насколько она нуждается в щедротах Божиих, и увидит, насколько Его щедроты благотворят нам и во внешней, и во внутренней жизни нашей, — тогда только душа способна молиться Ему с сокрушенным и благодарным сердцем, и тогда только молитва будет живым словом души» // Арсения (Себрякова), игум. Путь немечтательного делания. Москва, 2019. С. 127.

[11] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на псалмы // Полное собрание сочинений в 12-ти томах. Москва, 2017.

[12] Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 239. Ср.: Деян. 17, 28.

[13] Минея. Август. Изд. 6-е. Москва: Изд-во Московской Патриархии РПЦ, 2018.

[14] «Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10, 24).

[15] Олесницкий А. А. Ветхозаветный храм в Иерусалиме. Санкт-Петербург, 1889. (Православный Палестинский сборник. Т. 5. Вып. 1).

[16] «Се что красно или что добро, но еже жити братии вкупе» (Пс. 132, 1).


+7(499)135-81-15
Секретариат