1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок 35 ἐκ παντὸς ἔθνους καὶ φυλῶν καὶ λαῶν καὶ γλωσσῶν

Андреевский листок 35 ἐκ παντὸς ἔθνους καὶ φυλῶν καὶ λαῶν καὶ γλωσσῶν

8 марта 2024
15

Андреевский листок 35

ἐκ παντὸς ἔθνους καὶ φυλῶν καὶ λαῶν καὶ γλωσσῶν

Спасенные будут «из всех племён и колен, и народов и язы́ков»

Откр. 7, 9

«во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения

помог тебе. Вот, теперь время благоприятное,

вот теперь день спасения»

2 Кор. 6, 2

«Издавшися, яко злато от руды, / священная твоя

глава преславно / от незаходимых недр земных, /

обогати верныя вся мысли разумением Божественным, /

ныне покайтеся, вопиюще обычно. / Ейже покланяющеся,

Предтече, Христа велегласно верою славим»

Служба Первому и Второму обре́тению

главы Иоанна Предтечи[1]

Догматическое богословие повествует нам о том, что Господь Бог не ограничен ни временем, ни пространством. Бог в каждом моменте исторического существования рода человеческого действует с одинаковой силой. Мы можем параллельно переживать и ветхозаветное, и новозаветное состояние духа. Невозможно одними своими усилиями стяжать святость и спасение. Но невозможное человекам возможно Богу. Для спасения от нас требуется усилие веры. А Господь содействует по Своему благоволению. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня»[2]. По учению свт. Иоанна Златоуста, Новый Завет отстоит от Ветхого Завета, как небо от земли.

На стыке Ветхого и Нового заветов жил и проповедовал великий Пророк Иоанн Креститель. О нём писал Малахия: «се, аз послю ангела моего и призрит путь пред лицем моим» (Мал. 3, 1[3]). Как гласит Протоевангелие Иакова, отец Иоанна пророк Захария отказался выдать местонахождение младенца Иоанна и его матери, Ирод, провидя, что сын Захарии будет царём Израиля, приказал убить его у алтаря[4]. Ангелом назван божественный Креститель не по природе, так как был рождён от жены и был подобным нам человеком, не по существу, а по роду деятельности, потому что ему было вверено служение проповедовать и возвещать нам о Христе. Однако образ жизни Иоанна Крестителя был ангельским. По слову Иоанна Златоуста, он «не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чём другом подобном, но, нося плоть, вёл какую-то ангельскую жизнь. Для того-то он и носил волосяную одежду, чтобы и самой одеждой научить нас удаляться от человеческого и не иметь ничего общего с землёй, но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам[5]». Тертуллиан писал, что Иоанн Предтеча явил образ ангела и стал предтечей воздержания[6].

Великий аскет, проповедник покаяния Иоанн Предтеча был грозным обличителем неправды человеческой. По мнению блж. Феофилакта Болгарского, Иоанн Креститель был посвящён в величайшие тайны спасения рода человеческого. Иоанн знал, что Господь сойдёт во ад, чтобы спасти тех, кто уверовал в Него». И святитель Григорий Богослов пишет о том, что Господь сходит во ад «спасти тех, которые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни». Получается, что и мы, христиане, живущие в XXI веке, имеем равные возможности в деле спасения. Мч. Иустин Философ почитал многих мудрецов античного мира «христианами до Христа» благодаря Духу, Который издревле говорил в пророках[7]. По словам Тертуллиана, Иоанн Креститель «назначил покаяние для очищения умов», чтобы приготовить сердца людей к восприятию Св. Духа[8].

В Новом Завете нет именования Иоанна Крестителя Предтечей (πρόοδος). Это наименование впервые появляется во II веке в комментарии к Евангелию от Иоанна гностика Гераклиона[9]. Затем уже это наименование употребляют Климент Александрийский и Ориген.

Сластолюбец Ирод Антипа, прозванный современниками лисицей (Лк. 13, 32), бросил Иоанна Крестителя в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мёртвого моря, на границе с Набатейским царством. Там Пророк Иоанн и был усечён мечом в угоду Иродиаде и Саломии. В этих событиях глубочайший Промысл Божий. Последний ветхозаветный пророк был пленён царём Иродом и явился символом того, что закон пленён грехом, и над законом превознёсся грех. «Как закон, осслабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим. 8, 3). Томление Иоанна Предтечи в темнице означало, что скоро придёт время Сыну Божию выходить на открытую проповедь для спасения рода человеческого.

Усечённая глава Иоанна Крестителя за весь период истории несколько раз скрывалась в недрах земли от нечестивых людей, как великая святыня, и каждое из трёх обре́тений имеет отдельную дату в святцах.

24 февраля по ст. ст. — это память первого и второго обре́тения честной главы Иоанна Предтечи. По Иерусалимскому уставу это полиелейный праздник, когда на вечерне читаются особые паремии, а на утрени и литургии — отдельные евангельские чтения.

О судьбе главы Иоанна Крестителя сообщают византийские сказания и различные агиографические источники. Преподобному Феодору Студиту приписывается «Речь на обре́тение главы Иоанна Предтечи», где повествуется о том, что её нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения св. местам. Во сне им явился сам Иоанн Креститель и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким горшечником из Эмесы, Этому горшечнику во сне также явился святой и повелел забрать у монахов свою главу, что тот и сделал. Святыня сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города. Однажды она попала к арианскому монаху Евстафию, который обманывал жителей Эмесы, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от честной главы, своим силам и молитвам. Когда обман раскрылся, ему пришлось покинуть город, а главу он спрятал в пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан монастырь[10]. В 452 г., во время правления имп. Маркиана, глава была обретена архим. Маркеллом и положена еп. Эмесы Уранием в монастырской церкви. Сохранился рассказ об этом событии, составленный игум. Маркеллом[11]. О том же обретении главы, однако с несколько иными подробностями, сообщается в «Житии прп. Матроны», принадлежащем прп. Симеону Метафрасту[12].

В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в повествовании о первом и втором обре́тении содержится также рассказ о некоем священнике Иннокентии, который пришёл на Елеонскую гору и решил построить там церковь. При строительстве он нашел главу св. Иоана Крестителя в сосуде и с великими почестями хранил её в церкви. После его смерти храм пришёл в запустение, а потом вновь два монаха обнаружили святыню.

В наше время лицевая часть главы Иоанна Предтечи хранится во Франции. Для честно́й главы был построен прекрасный Амьенский собор[13].

                                                                                                                   




[1] Седален по 2 стихословии, глас 4, подобен «Вознесыйся» // Минея. Февраль. 24-е число. Москва, 2018. С. 243.


[2] Ис. 65, 1.


[3] Читается как вторая паремия на службах Иоанна Крестителя.


[4] Protev. Jac. 22.


[5] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений. Москва, 2017. Т. 4. С. 401.


[6] Tertull. De bapt. 6.


[7] К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». (1 Пет. 1, 10–11).


[8] Tertull. De poenit. 2. 3.


[9] Orig. in Ioan. Comm. VI 39, 197 // PG. 14. Col. 268.


[10] ActaSS. Iun. T. 4. P. 716–718.


[11] Ibid. P. 724–728.


[12] PG. 116. Col. 933–934.


[13] Документальный сериал «Неизвестная Европа». Серия 3 «Амьен и Генуя. Что общего?».



+7(499)135-81-15
Секретариат