Андреевский листок 35
ἐκ παντὸς ἔθνους καὶ φυλῶν καὶ λαῶν καὶ γλωσσῶν
Спасенные будут «из всех племён и колен, и народов и язы́ков»
Откр. 7, 9
«во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения
помог тебе. Вот, теперь время благоприятное,
вот теперь день спасения»
2 Кор. 6, 2
«Издавшися, яко злато от руды, / священная твоя
глава преславно / от незаходимых недр земных, /
обогати верныя вся мысли разумением Божественным, /
ныне покайтеся, вопиюще обычно. / Ейже покланяющеся,
Предтече, Христа велегласно верою славим»
Служба Первому и Второму обре́тению
главы Иоанна Предтечи[1]
Догматическое богословие повествует нам о том, что Господь Бог не ограничен ни временем, ни пространством. Бог в каждом моменте исторического существования рода человеческого действует с одинаковой силой. Мы можем параллельно переживать и ветхозаветное, и новозаветное состояние духа. Невозможно одними своими усилиями стяжать святость и спасение. Но невозможное человекам возможно Богу. Для спасения от нас требуется усилие веры. А Господь содействует по Своему благоволению. «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня»[2]. По учению свт. Иоанна Златоуста, Новый Завет отстоит от Ветхого Завета, как небо от земли.
На стыке Ветхого и Нового заветов жил и проповедовал великий Пророк Иоанн Креститель. О нём писал Малахия: «се, аз послю ангела моего и призрит путь пред лицем моим» (Мал. 3, 1[3]). Как гласит Протоевангелие Иакова, отец Иоанна пророк Захария отказался выдать местонахождение младенца Иоанна и его матери, Ирод, провидя, что сын Захарии будет царём Израиля, приказал убить его у алтаря[4]. Ангелом назван божественный Креститель не по природе, так как был рождён от жены и был подобным нам человеком, не по существу, а по роду деятельности, потому что ему было вверено служение проповедовать и возвещать нам о Христе. Однако образ жизни Иоанна Крестителя был ангельским. По слову Иоанна Златоуста, он «не имел нужды ни в доме, ни в постели, ни в столе, ни в чём другом подобном, но, нося плоть, вёл какую-то ангельскую жизнь. Для того-то он и носил волосяную одежду, чтобы и самой одеждой научить нас удаляться от человеческого и не иметь ничего общего с землёй, но возвращаться к прежнему благородству, в каком был некогда Адам[5]». Тертуллиан писал, что Иоанн Предтеча явил образ ангела и стал предтечей воздержания[6].
Великий аскет, проповедник покаяния Иоанн Предтеча был грозным обличителем неправды человеческой. По мнению блж. Феофилакта Болгарского, Иоанн Креститель был посвящён в величайшие тайны спасения рода человеческого. Иоанн знал, что Господь сойдёт во ад, чтобы спасти тех, кто уверовал в Него». И святитель Григорий Богослов пишет о том, что Господь сходит во ад «спасти тех, которые уверовали бы в Него, если бы Он воплотился в их дни». Получается, что и мы, христиане, живущие в XXI веке, имеем равные возможности в деле спасения. Мч. Иустин Философ почитал многих мудрецов античного мира «христианами до Христа» благодаря Духу, Который издревле говорил в пророках[7]. По словам Тертуллиана, Иоанн Креститель «назначил покаяние для очищения умов», чтобы приготовить сердца людей к восприятию Св. Духа[8].
В Новом Завете нет именования Иоанна Крестителя Предтечей (πρόοδος). Это наименование впервые появляется во II веке в комментарии к Евангелию от Иоанна гностика Гераклиона[9]. Затем уже это наименование употребляют Климент Александрийский и Ориген.
Сластолюбец Ирод Антипа, прозванный современниками лисицей (Лк. 13, 32), бросил Иоанна Крестителя в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мёртвого моря, на границе с Набатейским царством. Там Пророк Иоанн и был усечён мечом в угоду Иродиаде и Саломии. В этих событиях глубочайший Промысл Божий. Последний ветхозаветный пророк был пленён царём Иродом и явился символом того, что закон пленён грехом, и над законом превознёсся грех. «Как закон, осслабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех» (Рим. 8, 3). Томление Иоанна Предтечи в темнице означало, что скоро придёт время Сыну Божию выходить на открытую проповедь для спасения рода человеческого.
Усечённая глава Иоанна Крестителя за весь период истории несколько раз скрывалась в недрах земли от нечестивых людей, как великая святыня, и каждое из трёх обре́тений имеет отдельную дату в святцах.
24 февраля по ст. ст. — это память первого и второго обре́тения честной главы Иоанна Предтечи. По Иерусалимскому уставу это полиелейный праздник, когда на вечерне читаются особые паремии, а на утрени и литургии — отдельные евангельские чтения.
О судьбе главы Иоанна Крестителя сообщают византийские сказания и различные агиографические источники. Преподобному Феодору Студиту приписывается «Речь на обре́тение главы Иоанна Предтечи», где повествуется о том, что её нашли два монаха, пришедшие в Иерусалим для поклонения св. местам. Во сне им явился сам Иоанн Креститель и указал на место, где была скрыта его глава. На обратном пути из Иерусалима они повстречались с неким горшечником из Эмесы, Этому горшечнику во сне также явился святой и повелел забрать у монахов свою главу, что тот и сделал. Святыня сперва хранилась в семье горшечника, а затем передавалась из рук в руки благочестивыми жителями города. Однажды она попала к арианскому монаху Евстафию, который обманывал жителей Эмесы, приписывая все чудеса и исцеления, происходившие от честной главы, своим силам и молитвам. Когда обман раскрылся, ему пришлось покинуть город, а главу он спрятал в пещере, в которой вскоре поселились монахи, не знавшие о скрытой реликвии, а затем здесь был основан монастырь[10]. В 452 г., во время правления имп. Маркиана, глава была обретена архим. Маркеллом и положена еп. Эмесы Уранием в монастырской церкви. Сохранился рассказ об этом событии, составленный игум. Маркеллом[11]. О том же обретении главы, однако с несколько иными подробностями, сообщается в «Житии прп. Матроны», принадлежащем прп. Симеону Метафрасту[12].
В Четьих-Минеях свт. Димитрия Ростовского в повествовании о первом и втором обре́тении содержится также рассказ о некоем священнике Иннокентии, который пришёл на Елеонскую гору и решил построить там церковь. При строительстве он нашел главу св. Иоана Крестителя в сосуде и с великими почестями хранил её в церкви. После его смерти храм пришёл в запустение, а потом вновь два монаха обнаружили святыню.
В наше время лицевая часть главы Иоанна Предтечи хранится во Франции. Для честно́й главы был построен прекрасный Амьенский собор[13].
[1] Седален по 2 стихословии, глас 4, подобен «Вознесыйся» // Минея. Февраль. 24-е число. Москва, 2018. С. 243.
[2] Ис. 65, 1.
[3] Читается как вторая паремия на службах Иоанна Крестителя.
[4] Protev. Jac. 22.
[5] Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание сочинений. Москва, 2017. Т. 4. С. 401.
[6] Tertull. De bapt. 6.
[7] К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу». (1 Пет. 1, 10–11).
[8] Tertull. De poenit. 2. 3.
[9] Orig. in Ioan. Comm. VI 39, 197 // PG. 14. Col. 268.
[10] ActaSS. Iun. T. 4. P. 716–718.
[11] Ibid. P. 724–728.
[12] PG. 116. Col. 933–934.
[13] Документальный сериал «Неизвестная Европа». Серия 3 «Амьен и Генуя. Что общего?».