1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 4 (Св. мученик Аристоклий как пример мужества)

Андреевский листок № 4 (Св. мученик Аристоклий как пример мужества)

4 июля 2022
427

Андреевский листок № 4

Св. мученик Аристоклий как пример мужества

3 июля по новому стилю (20 июня или 23 июня1 по старому стилю) Церковь празднует память Саламинских (Кипр) мучеников Аристоклия, Димитриана и Афанасия. Мученики именуются Саламинскими не в соотнесении с греческим островом Саламин, а по месту своей кончины в древнем городе Саламин на Кипре.

В Византийской Церкви память святых мучеников отмечалась 23 июня по старому стилю, а на Руси с XII в. стала отмечаться на 3 дня раньше 20 июня.

В «Минологии» византийского императора Василия II (976–1025) сказано:

«Святой Аристоклий был из Кипра священником Божией церкви. А при царствовании Максимиана, испугавшись гонения, он отошел на некоторую гору, спрятался в пещере, в которой молясь, услышал небесный глас, повелевающий ему отправиться в митрополию, и там подвижнически претерпеть мученичество. И достигши храма святого апостола Варнавы, он встретил диакона Димитриана и чтеца Афанасия, и гостеприимно принятый ими рассказал им все о видении. И взяв их в свои спутники, отправился в митрополию к правителю. Исповедовав Христа, он был заточён вместе с сопровождавшими его в темницу. После этого он был обезглавлен, а Димитриан и Афанасий были преданы огню. И, выйдя невредимыми из огня, они были усечены мечом»2.

В Синаксаре Константинопольской Церкви приводится тот же житийный сюжет с большими подробностями. Аристоклий был родом из Кипрского города Тамасос. Был священником «соборной церкви». Когда Аристоклий прятался в пещере, он не просто услышал небесный глас, но увидел озарение светом. Встреча с двумя другими будущими мучениками произошла в Ледрах – месте, где и был храм святого апостола Варнавы. Оказавшись в Саламине, они сначала стали на высоком месте, откуда исповедовали Христа, всенародно Его прославляли, хулили языческих богов, за что и были схвачены. Аристоклий перед усечением главы претерпел бичевание3.

Кончина святых мучеников произошла около 306 года. «Веселитеся, мученицы о Господе, яко подвигом добрым подвизастеся и противистеся царем, и мучители победисте: огня и меча не устрашистеся…»4, - воспевает Церковь.

В печатных Минеях, используемых ныне в греческой Церкви, под 23 июня, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь5. Стишные прологи отличаются разнообразными по величине текстами (то краткими, то пространными); их авторство приписывается Христофору Метиленскому или диакону Маврикию6. Именно с распространением на Руси Стишного пролога дата празднования памяти саламинских мучеников переносится с 23 июня ст.ст. на 20 июня.

В 1-й половине XII в. на Руси был осуществлен Перевод краткого жития саламинских мучеников, включенный ещё под 23 июня в Нестишной пролог.

Память Аристоклия, Димитриана и Афанасия содержится под 23 июня и в Минологии Василия II, текст которого переведен выше. Это древнейший византийский манускрипт в жанре византийской литературы, содержащий 430 миниатюр.

У архимандрита Иосифа Левицкого, составившего подробное оглавление Великих Четий-Миней митрополита Макария, помещены оба кратких жития: 23 и 20 июня7.

В настоящее время развалины Саламина – место мученичества святых – находятся на оккупированной турками территории Кипра. А Тамассос – родина св. Аристоклия – центр воссозданной древней митрополии, в которой служит митрополит Исаия Киккотис. Это большая древняя митрополия в центре Кипра, прямо не граничащая с морем. В ее центральном соборе митрополии в честь апостола Андрея ежедневно совершается богослужение. Сам храм построен в русском стиле – а посвящен св. Андрею, апостолу-миссионеру, которого особо почитали в Византии как покровителя Константинопольского престола и на Руси – как дошедшего в своей апостольской проповеди и до южной (Киев) и до северной Руси (Новгород). В Андреевском монастыре тоже есть предел в честь апостола Андрея – удивительное скрепляющее звено между древней митрополией и колыбелью духовного образования в Москве.

Память св. муч. Аристоклия помогает в непростую эпоху разделений вспомнить о духовном единстве между Русской Православной Церковью и Кипрской Православной Церковью. Эпоха св. мученика Аристоклия тоже не была легкой. Тем не менее, он нашел в себе силы, преодолев страх вступить на мученический путь.

В житии святого мученика особо указывается, что он сначала впал в страх перед гонителями, и этот страх привёл его на пещеру, но услышав таинственный глас и увидев божественный свет, он вразумился и встал на путь, ведущий его к христианскому мученичеству. Будем и мы стараться, подражая святому Аристоклию, руководствоваться божественным Промыслом и стремиться укрепиться в добродетели храбрости. Святой Аристоклий проявил послушание божественному гласу и стал примером и образцом христианской храбрости. Будем и мы проявлять послушание Богу и руководствоваться примерами святых.

***

В честь мч. Аристоклия Саламинского был пострижен Московский старец-утешитель преподобный Аристоклий (Амвросиев Алексей Алексеевич)., 1846–1918. 11 марта 1880 на святой горе Афон он был пострижен в мантию с именем Аристоклий, в честь кипрского священномученика Аристоклия Саламинского.

Похоронен в крипте домового храма Скоропослушницы на Афонском подворье
(1-й Хвостов переулок, д. 3, стр. 1). После переворота 1918 года все домовые храмы подлежали национализации, поэтому в 1923 году духовные чада решили перезахоронить старца на Даниловском кладбище. Хоронили ночью, тайно от властей, и только живой крест из летящих голубей сопровождал процессию. После перезахоронения старца на Даниловском кладбище началось почитание старца. Люди приходили на могилу со своими проблемами и после молитвы по вере получали помощь.

Душу всякого человека прозорливец видел насквозь, и учил не начинать никакого делания без благословения, считая это необходимым условием спасения. Старец часто повторял: «Непрестанно призывай Богородицу – идёшь ли на работу или что делаешь, говори: “Всё упование мое на Тя возлагаю, Матерь Божия, сохрани мя под кровом Твоим”. Или так: “Богородице Дево, не презри мя, требующа Твоея помощи и Твоего заступления8”. Или иначе, как умеешь, только призывай Ее»9.

В 2001 году Синодальная комиссия по канонизации святых Русской Православной Церкви, изучив поступившие материалы, сделала заключение, что препятствий для прославления старца иеросхимонаха Аристоклия в лике преподобных как местночтимого московского святого нет. 6 сентября 2004 года старец Аристоклий был прославлен в лике местночтимых святых Москвы и Московской епархии. 13 ноября того же года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря в храм великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы (ул. Гончарная, 6). Определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 2–3 февраля 2016 года его имя было включено в месяцеслов Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.

Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.

В день памяти Саламинских мучеников старец Аристоклий праздновал свои именины. Помолимся и мы как древним мученикам, так и близкому по времени нам старцу Аристоклию.


_______


1 Typicon menaeum 10 // Le Typicon de la Grande Église, Tome I: Le cycle des douze mois / éd. J. Mateos. Rome, 1962. (Orientalia Christiana Analecta; vol. 165). P. 316:2728.

Μηνὶ τῷ αὐτῷ κγʹ, ἄθλησις τῶν ἁγίων μαρτύρων Ἀριστοκλέους πρεσβυτέρου καὶ Δημητριανοῦ διακόνου καὶ Ἀθανασίου ἀναγνώστου.

2 Menologium Basilii II imperatoris (e cod. Vat. gr. 1613) // PG. 117. Col. 508:18–34.

3 Synaxarium Ecclesiae Constantinopoleos. Synaxarium mensis Junii  23, 2.

4 Октоих, 3-я стихира на хвалитех, суббота утра, глас 1.

5 Μηναῖον. ̓Ιούνιος. Σ. 147.

6 Киприан (Керн), архим. Литургика. Париж: Вода живая, 1964. С. 98.

7 Стб. 237, 240 (2-я паг.) // Иосиф (Левицкий Иван; архим. Высокопетровского монастыря). Подробное оглавление Великих Четиих-Миней Всероссийскаго митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке / [архимандрит Иосиф]. М., 1892. IV с., 502 стб.

8 Молитвы на сон грядущим.

9 Мануил (Лемешевский), митр. Люди радования. М., 2019.

+7(499)135-81-15
Секретариат