1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок 34 (Одр Соломона)

Андреевский листок 34 (Одр Соломона)

6 ноября 2023
160

Андреевский листок 34
Одр Соломона



Одр Тя дре́вле Соломо́н написа́/ и ло́жницу Небе́снаго
Царя, обступа́ему Серафи́мы, еже о Тебе рече́ся,
Богоро́дице./ Тем Тя ны́не мо́лим, Ма́ти Бо́жия
Всесвята́я:/ покры́й нас от всех бед.
(Канон Покрову Пресвятой Богородицы,
песнь 5, тропарь 1)

Бог многообразно бывает в достойных Его,
столько бывая в каждом, сколько возымеет каждый
силы и достоинства. Ибо один делается неким
местом Божиим, а другой — домом, иной —
престолом, а иной — подножием; а ещё иной
делается колесницею или послушным конём,
приемлющим на себя доброго Всадника и в угодность
Правящему совершающим свой бег. А как
научаемся теперь, иной бывает и одром Его.
(Григорий Нисский, свт. Беседа 7:
Толкование на Песн. 3, 9–4, 7)



В дни памяти чудотворных икон в честь Пресвятой Богородицы ум возносится к Ее прославлению и славословию. Душа человеческая в изумлении созерцает величие и неизреченную красоту Божией Матери. Святитель Николай Сербский одну из своих книг построил по такому принципу: ежедневно призывает христиан к богомыслию, где наряду с ежедневным поминовением святых советует уделять часть своего времени рассуждению, созерцанию и слушанию проповеди. Святые отцы уподобляли созерцание Божественному раю, где человек выращивает божественные мысли . По 133 новелле законодательства Юстиниана, именно созерцание является целью монашеской жизни. Монах, подобно херувимам и серафимам, всегда должен созерцать лицо Божие (ср. Мф. 18, 10). «Созерцание является видением ума — η ορασις του νοός, — при этом обновляется сердце, становясь незлобивым, без зла, оно свыкается с тайнами Духа и откровениями познания, развиваясь от знания к знанию — απο γνώσεως εις γνωσιν — и от созерцания к созерцанию, и от разумения к разумению, и оно учится и укрепляется тайно, пока не будет вознесено до любви» .
Святая Церковь именует Царицу Небесную ковчегом завета, царским скипетром, манноприемной ручкой (греч. στάμνος), кадильницей, запечатанной книгой, лёгким облаком, жезлом из корня Иессеова, диадимой красоты… Но ещё один трогательный образ мы слышим в одном из канонов, созданных вдохновлёнными гимнографами. Неожиданно Матерь Божия именуется одром Соломона. Одр Соломона описан в Ветхозаветной книге «Песнь Песней», более нигде в Священном Писании о нём не упоминается.

Та́инственная невеста из 3 главы «Песни Песней» готова возлечь на одр и, приняв семя жениха, приносить и возделывать плод. Богодухновенный гимнограф именует Пресвятую Богородицу одром Соломона, поскольку Она все глаголы Божии смиренно слагала в сердце Своем (ср. Лк. 2, 19), хранила Божественное учение, и принесла плод от лица всего человечества — взошла на высоту нравственных совершенств. «Тя́ прови́дя дре́вле, вопия́ше Соломо́н в пе́снех» , — так гимнографы воспевают Матерь Божию.
Премудрость Божия — Господь наш Иисус Христос — «созда себе дом» (Притч. 9, 1), устроил храм — Пресвятую Деву, «чертог бессеменного уневещения», «палату Царя всех».

Невестой Пресвятая Богородица именуется в Писании по отношению к Святому Духу. «Вертоград затворен Тя Дево Богородице, и запечатан источник Духом Божественным, премудрый в песнех поет: тем же яко сад жизни, воплощается Христос» . По словам Иоанна Дамаскина, «запечатанный источник» — это указание на приснодевство Божией Матери.
В книге «Песнь Песней» Пресвятая Богородица названа ложем Царя, запечатанным источником, живым и независтным (неоскудевающим). Матерь Божия послужила тайне вочеловечения Сына Божьего, нетленным источником, изведшим благодать Святого Духа (Ин. 7, 37).

Сѐ, ѻ҆́дръ соломѡ́нь, шестьдесѧ́тъ си́льныхъ ѡ҆́крестъ є҆гѡ̀ ѿ си́льныхъ і҆и҃левыхъ, всѝ и҆мꙋ́ще ѻ҆рꙋ̑жїѧ, наꙋче́ни на бра́нь: мꙋ́жъ, ѻ҆рꙋ́жїе є҆гѡ̀ на бедрѣ̀ є҆гѡ̀ ѿ ᲂу҆́жаса въ но́щехъ. Ѻ҆́дръ сотворѝ себѣ̀ ца́рь соломѡ́нъ ѿ древе́съ лїва́нскихъ. (Песн. 3, 7–9).

По словам экзегета VII в. Беды Достопочтенного, одр Соломона — это слава вышнего блаженства, в которой пребывает вечно Сам Царь всего мира, а 60 сильных вокруг — образ Его святых. Церковь на протяжении земных дней постоянно устремляется к этому одру, а достигнет его при исполнении времён, когда Создатель соберёт всех Своих избранных от всех четырех ветров, от края земли (ср. Мк. 13, 27).
Блаженный Феодорит Кирский понимает под одром Соломона ещё и Божественное Писание. «Под ложем жениха мы подразумеваем Божественное Писание. Ибо, приклонившись на него, невеста возлежит вместе с женихом, и принимает семена учения, и зачинает, и носит во чреве, и тяготится при разрешении, и рожает духовный плод» .
Одр Соломона — это своего рода вместилище, предназначенное для ночного покоя. Вокруг этого одра — сильные воины. По толкованию экзегетов, это ангелы, охраняющие церковь воинствующую и ночью от страстей. По словам свт. Григория Нисского, «вооружение остеняющих собою одр истребительно для нечистых удовольствий». «Ибо действительно, имея при бедре привешенный меч, знающим можно, как надлежит, вести брань с плотию и кровию. Да и не несведущий в понятиях и загадочных речениях Писания по упоминанию о бедре понимает, конечно, означаемое, а именно, что меч есть Слово. Посему, кто препоясан сим страшным оружием (разумею меч целомудрия), тот достолюбезен для нетленного одра, есть один от «сильных Израилевых», и достоин быть включенным в список шестидесяти».
Одр Соломона — это ещё и прообраз Церкви, которая теперь едина со Христом. Как Соломон на своём свадебном пире ожидает царицу Эфиопскую, так и Христос Спаситель ожидает, когда Его Церковь соединится с Ним и будет верна Ему. Византийский император-монах Иоанн (Матфей Кантакузин) тоже проводит параллели между царем Соломоном и Христом Спасителем. Под одром Соломона он понимает Гроб Господень, принявший в себе Жизнь, в котором по человеческому естеству Господь почил от Своих дел . По толкованию Кирилла Иерусалимского, одр Соломона — это Крест Христов; серебряные ножки ложа — окровавленная мантия Богочеловека; венок, возложенный на Соломона его материю — венец терновый» .
«Прообразом Креста был одр Соломонов и носилки из дерев Ливанских, в Песне песней, в главе 3», — так пишет митр. Стефан Яворский в своей книге «Камень веры» . Симфония Ветхого и Нового завета, когда образ из «Песни Песней» проникает во всю православную христологию и экклесиологию, радует сердце православного христианина, с умилением восклицающего:
«О, всесвятый и всечестный Кресте Господень!.. Ты еси Соломонов одр, на нем же царственный от Иуды Лев, плотию уснув воскресе тридневен во славе, яко победитель ада. Сего ради по достоянию воспеваю и прославляю тя, Богоблаженнейший Кресте, всею душею своею в вечер и заутра и во дни, полагая на тя все упование спасения моего. Аминь» .


+7(499)135-81-15
Секретариат