Духоносный пример пророка Елисея
Андреевский листок № 3
«И при жизни своей совершал он чудеса,
и по смерти дивны были дела его» (Сир. 48, 15)
«Лик да плещет пророков благоточно»
(краегранесие Феофанова канона всем пророкам,
на повечерии в Неделю Торжества Православия)
Пророк Елисей. Роспись кафоликона монастыря прп. Дионисия на Афоне. 1546—1547 гг.
14/27 июня Церковь празднует память пророка Божия Елисея. По классификации свт. Григория Богослова, он относится к пророкам «до пленения (Вавилонского)» в отличие от тех, кто «после пленения»[1]. При этом, согласно экзегезе прп. Максима Исповедника, пророк Елисей «обозначает Господа, а сын Сонамитянки – человеческую природу»[2].
Пророк Елисей – пример нестяжательности для монахов. Прп. Иоанн Карпафийский учит:
«Желающий поистине отречься, пусть подражает блаженному пророку Елисею, не принимая для себя какой бы ты ни было вещи, будучи проникнут большой и пламенной любовью к Богу. Всё, принадлежащее ему, да раздаст нуждающимся…»[3].
Он же вместе с пророком Илией и другими пророками – пример подлинного тайнозрителя. По замечанию св. Исаака Сирина, они «совершали великие чудотворения и лицом к лицу разговаривали с Богом»[4].
О его жизни повествуется в 3-й и 4-й книгах Царств. Священное Писание говорит нам об этом пророке как о единственном человеке в Ветхом Завете, который совершил посмертное чудо: брошенный в гроб Елисея умерший человек ожил, коснувшись костей пророка (4 Цар. 13, 21). Астерий Софист пересказывает это чудо следующим образом: «Третье воскресение – воина, которого погребли рядом с Елисеем. И мертвец, коснувшись костей пророка, как от огня восстал»[5]. Свт. Кирилл Иерусалимский предлагает ещё более подробное объяснение:
«… брошенный в гробницу Елисея мёртвый, коснувшись мёртвого тела пророка, оживотворился. И мёртвое тело пророка совершило дело души, и, будучи скончавшимся и лежащим, жизнь предоставило умершему, и, предоставив жизнь, само равным образом осталось среди мёртвых. Почему?»
И далее поясняется, что бессмертная душа, даже покинув тело, всё равно продолжает иметь на него своё благотворное влияние[6].
В «Апостольских постановлениях» уточняется, что воскрешённый был «убит пиратами Сирии»[7]. В «Пасхальной хронике» указывается, что воскрешённый – из «носивших пояс моавитян»[8].
В книге Премудрости Иисуса, сына Сирахова говорится, что Елисей совершал чудеса и никого не боялся — «во дни свои не трепетал пред князем» (Сир. 48, 13), — кроме Бога. Это бесстрашие пророка становится примером для подражания: «Если ты испугаешься, увидев множество, — говорит тебе Елисей пророк: “Не бойся: те, кто с нами, больше тех, кто с ними. Там варваров множество, здесь ангелов фаланга”»[9].
Враги, преследовавшие пророка, по его молитве были поражены невидением, и в силу своей слепоты не смогли нанести ему никакого вреда[10]. Также он повелел медведице (ἄρκτῳ) выйти из чащи и поглотить напавших на него отроков[11]. Или данное повеление было дано «диким зверям» – дабы пророчески пресечь злые отрасли[12].
В 19-й главе 3-й книги Царств мы читаем, как Господь избрал Елисея в ученики и сотаинники Своему пророку Илии, приказав возложить на него милоть. Именно Елисей видит, как в вихре огненном взят на небо Илия, и остаётся наследником двойной силы чудотворений. Как свидетель вознесения пророка Илии, Елисей сравнивается с апостолами, видевшими Вознесение Господне. «Милоть пророка Илии – [Елисея] единственное стяжание, притом что на земле он был абсолютным нестяжателем и «любомудром из пахарей»[13].
Пророческое служение Елисея продолжалось в течение 64 лет[14] при 6 царях. В ответ на просьбу «неких царей» о пророчестве он попросил привести к нему мужа, опытного в пении, и, когда тот пел, Святой Дух сошёл на Елисея[15]. Среди чудес пророка Елисея и врачевание воды, и исцеление Неемана (прп. Косма Иерусалимский описал это чудо так: «У него Нееман Сириец, будучи прокажённым, оказался и, по повелению пророка омывшись в Иордане реке, оставил свою проказу очистившись»)[16], и наказание Гиезия, и умножение елея вдовицы, и чудо со всплывшим топором одного из «сынов пророческих». Совершив чудо воскрешения сына Сонамитянки (4 Цар. 4), пророк Божий Елисей являет собой образ Христа. Недаром этот отрывок составляет одну (12-ю) из паремий Великой Субботы.
В книге «О жизни и смерти пророков», приписываемой свт. Епифанию Кипрскому, говорится:
«Елисей пророк. Он из Авелмуфа из земли Рувима. И в силу этого он стал огромным. Потому что, когда он родился в Галгалах, молодая корова из золота в Силоме остро возопила, так что стала слышна во Иерусалиме. И сказал священник ясно, что пророк родился сегодня, который сокрушит изваяния и уничтожит отлитые статуи. Многое же удивительное совершил Бог рукой Елисея. И, когда он умер, он был погребён в Самарре в Севастополе. Он пророчествовал о пришествии Господа. И воды Иерихона, которые были бесплодны, то есть солёными, исцелил, сказав: “Cие говорит Господь: Я исцеляю воды сии”. И исцелились вплоть до сегодняшнего дня. И мёртвых он воздвигал, и прокажённого Неемана Сирийца очистил от проказы, и Гиезию, слугу его, сделал прокажённым. И, будучи мёртвым, он мёртвого воздвиг»[17].
Эпизод с исцелением воды свт. Амфилохий описывает так:
«Этот источник в древности окружал Иерихон, пока не пришёл Елисей пророк и, взяв соль и приложив к источнику, не оживил потоки»[18].
Сохранилось повествование об извлечении костей пророка из земли с насмешкой – вместе с костями св. Иоанна Крестителя[19]: мощи обоих святых смешали с костями животных, сожгли и развеяли по воздуху.
В ветхозаветные времена существовали целые пророческие сонмы, получившие название пророческих школ. Эти пророческие школы являли собой религиозно-просветительские общины, где молодые люди воспитывались под руководством пророков. В ветхозаветных пророческих школах перед учащимися стояла важная задача — постижение воли Божией. Священное Писание лишь вкратце упоминает об организации занятий «сынов пророческих», об осуществлении их целей и задач, о восхвалении Бога в свирелях, гуслях и тимпанах («посреде дев тимпанниц» — Пс. 67, 26). Школы пророков были основаны Самуилом, чтобы способствовать процветанию нации, воспитывать людей, способных действовать в страхе Божьем. «Сыны пророческие» изучали Слово Божие, а к их природным дарованиям прибавлялась мудрость свыше, сходил Дух Святой.
Святые отцы и христианские писатели рассматривали пророков как неотъемлемую часть традиции Церкви. В тексте, приписывавшемся свт. Григорию Чудотворцу, читаем:
«Сокровищем премудрости нам да будет пророческий язык и апостольское учение, ведь без закона и пророков или евангелистов и апостолов невозможно иметь точную надежду на спасение»[20].
А в греческом корпусе прп. Ефрема Сирина сказано об учениях пророков как о принадлежащих именно христианам:
«Похвала христиан – заповедь (Господа). Похвала христиан – учения апостолов и пророков (αἱ τῶν Ἀποστόλων καὶ Προφητῶν διδασκαλίαι). Похвала христиан – смиренномудрие, духовная нищета и послушание. Похвала христиан – псалмопение с умилением. Похвала христиан – покаяние со слезами»[21].
Тропарь Елисею пророку гласит: «Иже во плоти ангел и пророков начальнику свидетельствова, славный Елисее, дивны чудеса соделал еси, пророче, поспешеством Святаго Духа…». Вроде бы, пророческие школы – один из эпизодов Ветхозаветной истории. Но Православная Церковь, созданная в день Пятидесятницы, стала подлинной хранительницей благодатных духоносных даров. Тем самым пророк Елисей – как подтверждает вся святоотеческая экзегеза – не только и не столько учитель Ветхозаветной эпохи, сколько тот, кто ныне как и во все времена показывает путь духовной ревности и совершенства.
[1] См.: Gregorius Nazianzenus. In laudem Athanasii (orat. 21) // PG. 35. Col. 1085:14–16.
[2] Maximus Confessor. Quaestiones et dubia 11:2–3.
[3] См.: Joannes Carpathius. Capita ad monachos in India // PG. 85. Col. 1855:49–1856:1.
[4] См.: Isaacius Syrus. Orationes ascetici (lxii - lxxxvi) 70, 6:5–8.
[5] Asterius Sophista. Commentarii in Psalmos (homiliae 31) 20, 10:3–7.
[6] См.: Cyrillus Hierosolymitanus. Catecheses ad illuminandos 1-18 18, 16:15-29.
[7] Constitutiones apostolorum (fort. compilatore Juliano Ariano) 6, 30:20–26.
[8] Chronicon paschale // Chronicon paschale. Vol. 1 / ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 191:8–9.
[9] Severianus. Homilia de legislatore [Dub.] // PG. 56. Col. 407:23–26.
[10] См.: Epiphanius. Panarion (= Adversus haereses) // Epiphanius. Bd. 2: Ancoratus und Panarion / hrsg. von K. Holl . Leipzig, 1922. (Die griechischen christlichen Schriftsteller; Bd. 31). S. 154:22–28.
[11] См.: Adamantius. De recta in deum fide (olim sub auctore Origene Adamantio) // Der Dialog des Adamantius Περὶ τῆς εἰς θεὸν ὀρθῆς πίστεως / hrsg. von W. H. van de Sande Bakhuyzen. Leipzig, 1901. (Die griechischen christlichen Schriftsteller; Bd. 4). S. 32:24–26.
[12] Vita sancti Donati (e cod. Vat. gr. 1989) // A. Kominis, J. Polemis. "Unpublished Texts on S. Donatos of Euroia (BHG 2111-2112) // Rivista di Studi Bizantini e Neoellenici. 1994. Vol. 31. P. 10-28. P. 000. L. 393–398.
[13] Asterius. Homiliae 1-14 3, 15, 2:1–5.
[14] Согласно «Пасхальной хронике» - 40 лет. Chronicon paschale // Chronicon paschale. Vol. 1 / ed. L. Dindorf. Bonn, 1832. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae). P. 191:5–6.
[15] Severianus. Homilia de legislatore [Dub.] // PG. 56. Col. 402:3–16.
[16] См.: Cosmas Hierosolymitanus. Commentarii in Gregorii Nazianzeni carmina 60, 3:2–4.
[17] Epiphanius. De prophetarum vita et obitu (recensio prior) [Sp.] 6 // Prophetarum vitae fabulosae / ed. T. Schermann. Leipzig, 1907. S. 7.
[18] Amphilochius. In Zacchaeum (orat. 8) // Amphilochii Iconiensis Opera / ed. C. Datema. Turnhout, 1978. L. 76 – 80.
[19] Philostorgius. Historia ecclesiastica (fragmenta ap. Photium) 7, 4:1–6.
[20] Gregorius Thaumaturgus. In annuntiationem sanctae virginis Mariae (homiliae 1-2) [Sp.] // PG. 10. Col. 1161:22–26.
[21] Epraem Syrus. De amore pauperum L. 25–29.