1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок 31 (мученики Флор и Лавр)

Андреевский листок 31 (мученики Флор и Лавр)

1 сентября 2023
133

Андреевский листок 31

«Радуйтеся, Флоре и Лавре, рая

Христова цвети прекраснии».

Из акафиста св. мчч. Флору и Лавру[1]

Последний день лета ознаменован памятью Флора и Лавра. Это мужественные мученики, зарытые в земле и нашедшие смерть в толще земли из-за своего ревностного исповедания Бога. Святые Флор и Лавр известны как покровители скота. По преданию архистратиг Михаил научил их управлять лошадьми, то есть верховой езде. Этот урок архистратига Михаила был преподан на Балканах, где святые и осуществили свое жизненное служение.

Как камнетёсы они были позваны правителем Иллирика Ликаоном на строительство языческого храма в соседней области. Работая над обтёсыванием камней, они осознавали, что работают над формой и изяществом своих душ, чтобы «стесать с них страсти и заставить сверкать подобием Божиим благодаря добродетелям»[2]. К этому времени они были сознательными христианами, при строительстве храма они и сами молились христианскому Богу и побуждали к тому же других строителей. В конце концов, когда храм был достроен Флор и Лавр, которым удалось обратить в православие жреца этого храма через исцеление его сына, стали пользоваться им не как языческим местом моления, а как христианским храмом. За это они и были преданы на мучения и мученическую смерть.

Из жития святых мучеников Флора и Лавра можно сделать несколько духовных уроков. Во-первых, они были не просто покровителями скота, а всадниками, которых научил верховой езде архистратиг Михаил. В античной культуре конь — символ стремительного движения, динамичного перемещения. Что самое важное для православного христианина? Приблизиться к Богу. Хранить духовную динамику. Быть духовным воином небесной рати святых. Сражаться с противником — в нападении и стремительном захвате духовных позиций, а именно с грехами и помыслами. В конце лета память о святых покровителях скота побуждает вспомнить и о действительном скотоводстве, запасах сена, заботе о «малых сих» помощниках человека. Забота о бессловесных существах помогает человеку, носителю словесного начала, почувствовать себя малым царём творения, который — в предельном послушании Нелесному Царю Богу Творцу — должен проявить заботу о восстановлении царственного владычественного образа Божия в себе.

Во-вторых, святые мученики Флор и Лавр освятили своими подвигами Балканы — древний регион, который стал местом становления славянских национальных церквей. В современной, ложно преувеличиваемой идеологами земного первенства Константинопольского Патриарха дилемме: вселенскость versus национальное Балканы — символ подлинно национального, которое далеко не всегда является антитезой вселенского.

В-третьих, святые мученики Флор и Лавр участвовали в строительстве именно языческого храма, не имея внешних гарантий к тому, что этот храм станет христианским. В этом они проявили исключительную гибкость, рассудительность — не отказываясь от участия в духовно опасном и беззаконном деле. Однако внутренне они были настроены на духовную победу, которая чудесно совершилась. Промыслом Божиим их труды создали храм Господень[3]. В современную эпоху двойных и тройных стандартов, при угрозе вызовов со стороны многоконтурного и одновременно глобалистского мира такая мужественная рассудительность с предельной верой и упованием на победу христианского идеала предельно важна. Как сочетать толерантные подходы с ригоризмом истины? Как отдать Кесарю Кесарево, с Богу Божье, не отступая от Божественных заповедей и не отступая от Божественной воли?

В преддверии нового учебного года духовный пример святых мучеников Флора и Лавра предельно важен. Рассудительно учиться, трудиться, быть предельно верными Церкви, хранить особую любовь и патриотизм — в предельно сложных условиях для выживания нашего Отечества.

Святые мученики Флор и Лавр, балканские святые периода Римской империи, молите Бога о нас грешных!




[1] Акафистник для чтения в различных нуждах. Москва, 2012. С. 402.


[2] Макарий Симонопетрский, иеромон. Синкаксарь: Жития святых Православной Церкви. В 6 т. Москва, 2011. Т. 6. С. 653.


[3] «Ка́мение пресовершени, мучением секо́ми и казньми истеса́еми, святии, явишеся, создастеся в Церковь Господню и идольския храмы и требища низложиша на землю…» Стихира на «Господи, воззвах», глас 4, подобен «Дал еси знамение» // Минея. Август. День 18-й. Москва, 2018. С. 290.



+7(499)135-81-15
Секретариат