1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 18 (Покров Пресвятой Богородицы)

Андреевский листок № 18 (Покров Пресвятой Богородицы)

26 октября 2022
366

Андреевский листок 18

Покров Пресвятой Богородицы
Ἁγίας Σκέπης τῆς Ὑπεραγίας Θεοτόκου

«Предстательство и покров жизни моея

полагаю Тя, Богородительнице Дево:

Ты мя окорми ко пристанищу Твоему[1]»

В Андреевской обители с особым трепетом и чувством духовной радости встретили один из любимейших праздников на русской земле — Покров Божией Матери. В 2022 году братия Андреевской обители и прихожане особо почувствовали особое заступничество Преподобного Сергия. В год, когда православные христиане празднуют 600-летие обретения мощей Игумена земли Русской, в Андреевский монастырь был назначен новый наместник, директор библиотеки Московской духовной академии, игумен Дионисий (Шлёнов), и духовная связь московской обители с Троице-Сергиевой Лаврой стала особенно тесной и проникновенной. В Андреевской обители на юго-восточной стороне около века существовал храм в честь Покрова Божией Матери. Правда, до наших дней храм не сохранился, однако напоминание о прежнем престольном празднике осталось в росписях надвратного храма в честь Андрея Стратилата. В Троице-Сергиевой Лавре вот уже более двух столетий существует Покровский храм Московской духовной Академии и семинарии, где на престольный праздник проходят самые торжественные события в жизни академического братства.

Каждый год в день Покрова Божией Матери единая академическая корпорация — преподаватели и студенты — отмечают перевод Московской духовной академии в Троице-Сергиеву Лавру. Впервые это произошло 1/14 октября 1814 г., а после антирелигиозных лет и Постановления Совета Министров СССР от 29.05.1946 г. о разрешении открытии духовных академий — 1/14 октября 1948 г. В 1951 г. был заново открыт Церковно-археологический кабинет, а в 1955 — восстановлен и освящён Покровский храм. В 2022 г. академическая семья получила новый дом, поскольку в Андреевском монастыре теперь регулярно проходят занятия аспирантов Московской духовной академии. Теперь уверенно можно сказать, что существует духовная связь не только Троице-Сергиевой Лавры и Московской духовной академии, но и Академии и Андреевского монастыря.

Особой радостью наполняется сердце при воспоминании, что в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре тоже есть храм в честь Покрова Божией Матери, и Сама Пречистая Дева сотворила там множество особых чудес в честь Храмового праздника.

Впервые ныне утраченная церковь Покрова в Андреевском московском монастыре упоминается в грамоте Патриарха Адриана от 27 июля 1695 год, когда иерарх пишет «о строении каменной церкви с трапезою[2]». Покровский храм был освящён раньше Воскресенского, т.е. до 1703 г. По указу митрополита Стефана (Яворского) антиминс в новопостроенную церковь Покрова был выдан 9 февраля 1701 г.[3] До нас дошли интересные архивные данные о размерах Покровского храма: «Церковь Покрова Пресвятой Богородицы длиною 14 аршин[4] с половиною, шириною то же. При оной же церкви олтарь длиною 10 аршин, шириною 14 аршин с половиною, при оной же церкви трапеза длиною 23 аршина с четвертью, шириною 36 аршин… означенной же трапезы в заворот длиною 43/4 аршина, шириною 93/4 аршина»[5]. Покровский храм в Андреевской обители исчез в период существования в бывшем монастыре работного дома. На момент его учреждения в августе 1775 г. церковь ещё существовала, а в феврале 1780 г. при переписи монастырского имущества о ней уже нет упоминаний.

По Уставу Русской Православной Церкви праздник Покрова хоть и не входит в число двунадесятых, но является великим праздником, который отмечается с особой торжественностью. Суть праздника впервые описана в X в. в сочинении священника храма Святой Софии Никифора — «Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого Христа ради»[6]. Это выдающееся произведение византийской агиографии, которое содержит жизнеописание св. Андрея Цареградского, знаменитого юродивого. Агиограф Никифор пишет о себе как о современнике и друге св. Андрея юродивого и относит явление Покрова Божией Матери к V веку. «Житие Андрея Юродивого»[7] пользовалось в Византии необычайной популярностью; до нас дошло более 100 списков. Михаил Атталиат указывает, что житие Андрея Юродивого находилось в библиотеке в одной книге с двумя книгами Царств[8], то есть неизвестный составитель рассматривал его наравне с библейским текстом. А в одном из византийских Евхологиев житие находилось среди канонических текстов Церкви — наряду с аскетическими правилами свт. Василия Великого и покаянными правилами свт. Иоанна Постника[9], скорее всего, данная классификация не случайна: в житии приводится содержание вопросоответов между учеником св. Андрея Епифанием и его учителем. Древнерусский перевод жития был сделан уже в XI–начале XII в. и сразу стал очень любим и читаем благоговейными христианами. По другим источникам, как указано в Прологе, праздник установлен императором Львом VI Философом или Премудрым (866–912).

Приведем текст повествования о Покрове:

«Когда совершалось славословие в святой гробнице, находящейся во Влахернах, отправился туда и блаженный Андрей, творя то, что было у него в обычае. Был там также Епифаний и один из его отроков вместе с ним. А поскольку он обычно стоял, сколько его рвение давало сил, иногда до полуночи, иногда до утра, уже в четвёртом часу ночи видит блаженный Андрей воочию Святую Богородицу, очень величественную, появившуюся со стороны Царских Ворот с грозной свитой. Среди них были и досточтимый Предтеча, и Сын Грома, держащие Богородицу под руки с обеих сторон, и многие другие святые, облачённые в белое, шествовали пред Нею, а иные следовали за Ней с гимнословием и песнями духовными.

И вот, когда Она приблизилась к амвону, подошёл блаженный к Епифанию и говорит: “Видишь ли ты Госпожу и Владычицу мира?” Тот же ответил: “Да, отец мой духовный”. И пока они смотрели, Богородица, преклонив Свои колени, долго молилась, орошая слезами богоподобный и всечистый лик Свой. А после молитвы Она подошла к жертвеннику/престолу, прося там за стоящих вокруг людей. И вот когда Она окончила молитву, с прекрасным достоинством сняла с Себя мафорий, который носила на Своей беспорочной голове и который видом был как молния, и, взяв его Своими пречистыми руками, — а был он велик и грозен — распростёрла над всеми стоящими там людьми. И его в течение долгого времени видели дивные сии мужи распростёртым над народом и излучающим славу Божью, словно янтарь. И до тех пор, пока была там Святая Богородица, был виден и он, а после того, как Она удалилась, его больше не было видно, ибо Она, конечно, взяла его с собой, а благодать оставила находящимся там. Епифаний увидел это через посредничество богоносного отца: ведь сам он, имея дерзновение видеть всё это, передал ему свое созерцание как посредник. Опекая его во всем, он наделял его великолепной славой»[10].

Итак, праздник Покрова повествует о видении блаженному Андрею и его ученику, благочестивому юноше из знатной византийской фамилии, св. Епифанию во время богослужения в Константинопольском Влахернском храме. Константин Великий посвятил Константинополь Пресвятой Богородице, поэтому там возводилось немало богородичных храмов. Влахернская церковь была заложена императрицей Пульхерией неподалёку от залива Золотой Рог в V в., а во второй половине храм был VI в. перестроен[11]. Во Влахернском храме служило 12 священников и 18 диаконов[12]. Во Влахернский храм византийцы поместили драгоценную святыню — Ризу Пресвятой Богородицы. Здесь хранилась чудотворная икона Божией Матери, написанная апостолом Лукой. По пятницам ей читался акафист, тогда покрывало, которым была завешена икона поднималось само собой и также само опускалось в субботу вечером. Подобный образ, постоянно закрытый покрывалом, находится в Киккском монастыре на Кипре, и даже маститые иерархи не дерзают поднимать завесу. По преданию император Алексей Комнин повелел закрыть лик Божией Матери, чтобы не беспокоить Её лишний раз.

Жители Константинополя не раз обращались к заступничеству Пресвятой Девы, например, в 860 г., когда византийская столица подверглась набегам древнерусских князей Аскольда и Дира. Тогда Патриарх Фотий опустил в воды Босфора Ризу Пресвятой Богородицы, которую взял из Влахернского храма. Именно тогда славянские князья, поражённые небесным знамением приняли Православие, крестившись с именами Николай и Илия. Именно во Влахернском храме блаженный Андрей, который скорее всего был славянин по происхождению, увидел в четвёртом часу ночи во время Всенощного бдения, шествующую Божию Матерь в сопровождении многих святых, воспевавших гимны и духовные песнопения. Агрипнии — бденные службы в течение всей ночи — тогда проводились еженедельно[13]. Пречистая Дева была окружена пророками, апостолами, и Ангелами. С обеих сторон Её держали под руки Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов Матерь Божия молилась обо всём мире и распростерла над христианами, стоящими в церкви, Свой омофор[14].

Сам образ св. Андрея предельно важен: прп. Неофит Затворник писал о том, что он, играя, вменил ни во что козни-игры мира сего[15].

О подробностях события, составившего праздник Покрова и о собеседнике Андрея Юродивого Епифании писал и святитель Феофан Затворник[16]. «В изумлении встанем мысленно пред дивным образом Покрова Пресвятой Богородицы, простёртого на всю Россию, в коем Она с ликом прославленных наших князей и княгинь, бояр и боярынь, святителей и иереев, преподобных и мучеников и Христа ради юродивых — непрестанно молит о нас Господа избавить нас об бед и скорбей, не вводить во искушение сердца нашего и утвердить нас в делании святых Его заповедей»[17]. «Сей Покров уже простёрт над нами. Не отклоним его, и он пребудет на нас. Нежная мать бережно упрятывает дитя своё, — и ему тепло и покойно, пока не разбросает оно покровов своих. Так и с нами. Бережно хранит нас Заступница наша. Не будем сами порываться из-под Покровов Ея нашею небрежностию и своенравием, — и навсегда пребудут на нас Её заступление и милость»[18].

Праздник Покрова перестал отмечаться у греков и перешёл на русскую землю. Он был известен только по русским месяцесловам, а в византийской традиции исчез[19]. В 1434 году Влахернский храм в Константинополе был уничтожен страшным пожаром, возникшим в результате охоты мальчишек на голубей. Почти весь период существования Османской империи святое место было заброшено. Лишь в 1867 г. греки вновь отстроили на прежнем месте церковь заново, и с тех пор там возобновились богослужения[20].

На русской земле праздник Покрова Божией Матери был установлен в середине XII в. св. князем Андреем Боголюбским, а в 1158 г. близ Боголюбова был построен известный памятник древнерусского зодчества —храм Покрова на Нерли[21].

В Великих Четьих Минеях митрополита Макария помещено несколько текстов, посвящённых празднику Покрова Пресвятой Богородицы: «Слово похвальное на святый Покров Пречистыа Богородица и Приснодѣвы Мариа», «О видении св. Андрея и Епифания, как видеста на воздусе Святую Богородицу»; «Слово похвальное честному Покрову Пречистыа Владычица и Приснодѣвѣи Марии. Творение смиренного иеромонаха Пахомия»[22]. Исследователи полагают, что «Похвальное слово на Покров» Пахомий Логофет[23] написал в Новгороде в XV в.

Мы живём в очень неспокойное время, но ещё в середине XX века Богучарский архиепископ Серафим, который постоянно заявлял о своей полной аполитичности, не мог обойти политические события в своих проповедях и так утешал народ: «Пречистая Божия Матерь всегда являет Свой особенный покров людям, когда они находятся на краю гибели. Бог судил нам с вами, возлюбленные, жить в страшные времена. Состояние мира в данный момент подобно тому, которое созерцал Иоанн Богослов, когда появилась Божия Матерь, облечённая в солнце. И сейчас мы переживаем мировое потрясение, ибо весь мир участвует в войне и, как никогда, тяжко страдает, обливаясь кровью. Поэтому и сейчас особенный покров Пречистой Божией Матери простёрт над нами. И может ли Она оставить нас без Своего материнского заступления, когда мы находимся в скорбях и бедствиях? Ведь Она есть наша истинная Мать»[24].

Московскую духовную академию, Андреевский монастырь и Синодальную библиотеку объединяет ещё одна личность — незабвенного ректора МДА прот. Александра Васильевича Горского (1812–1875). При нём в 1870 г. был освящён Покровский храм Академии в Троице-Сергиевой Лавре. Его фундаментальный труд «Описание славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки», написанный совместно с Капитоном Ивановичем Невоструевым незримо объединяет Андреевский мужской монастырь и Синодальную библиотеку как предшественницу той, которая расположена в стенах обители.

Студенты и преподаватели МДА, братия и прихожане монастыря в день Покрова Пресвятой Богородицы почувствовали особое духовное попечение Преподобного Сергия Радонежского, убедились в том, что все мы постоянные ученики аввы Сергия и вдохновились на прилежные труды по возобновлению училищного Ртищевского братства, которое и явилось основанием Андреевской обители.



[1] Канон молебный ко Пресвятой Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии. Творение Феостирикта монаха. Песнь 3-я, тропарь 1-й.

[2] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 751. Ед. хр. 1769. Л. 3–4 об.

[3] РГАДА. Ф. 396. Оп. 2. Ч. 2. Ед. хр. 960. Л. 672 об.–673.

[4] Аршин — 0,71 м.

[5] Материалы для археологического словаря: И. Е. Забелина, А. А. Котляровского, гр. А. С. Уварова, Д. О. Шеппинга // Древности. Труды Московского археологического общества. 1867. Т. 1. Вып. 1. С. 735.

[6] Жизнь и деяния святого отца нашего Андрея, юродивого Христа ради. С приложением сочинения архиепископа Сергия (Спасского) «Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Москва, 2007. 320 с. («Библиотека христианской мысли»).

[7] См.: Vita sancti Andreae Sali (sub auctore Nicephoro) // Rydén L. The Life of St. Andrew the Fool, vol. II. Uppsala: Acta Universitatis Upsaliensis, 1995. (Studia Byzantina Upsaliensia; vol. 4). P. 12–302.

[8] См.: Michael Attaliates. Diataxis  6: 1743–1744. «Книга Четвероцарственная, имеющая две книги Царств и житие святого Андрея Христа ради юродивого». (Βιβλίον τὸ Τετραβασίλειον, δύο βασιλείας ἔχον καὶ τὸν βίον τοῦ ἁγίου Ἀνδρέου τοῦ διὰ Χριστὸν σαλοῦ).

[9] Euchologia. XVI в. Сodex 143 // Дмитриевский А. Описание литургических рукописей. Т. II: Εὐχολόγια. Киев: Tipografia Imperatorskago universiteta sv. Vladimira, 1901 (Hildesheim: Olms, r1965): 1–1058. P. 923:17–23.

[10] Русский перевод по изданию: Жизнь и деяния св. отца нашего Андрея, юродивого Христа ради. С приложением соч. архиеп. Сергия (Спасского) «Святой Андрей, Христа ради юродивый, и праздник Покрова Пресвятой Богородицы». Санкт-Петербург, 2007 с уточнениями. Греч. текст: Vita sancti Andreae Sali (sub auctore Nicephoro) 36:3732–3758.

[11]  Chronicon imperatorum (e cod. Brux. Alb. 11376 [Omont 102]) 2, 18:10–14.

[12] NOVELLAE ET CHRYSOBULLA IMPERATORUM POST JUSTINIANUM. Collatio prima. Novellae constitutiones annorum 566–866 Novella 22:120–125.

[13] Иоанн Златоуст, свт. «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями просвещая ночи. У вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества».

[14] «Возсия́ днесь ра́достный пра́здник  всечестна́го Покро́ва Бо́жия Ма́тере: / днесь бо Цари́ца и Влады́чица всех, / ру́це свои́ просте́рши к Сы́ну Своему́, мо́лится приле́жно, / прося́щи ми́ра ми́рови, / покрыва́ющи лю́ди от нахожде́ния иноплеме́нных омофо́ром ми́лости Своея́ / и, Тобо́ю хва́лящеся, побе́ды на сопроти́вныя про́сят // покрыва́ющеся омофо́ром человеколю́бия Твоего́». 7-я стихира на «Господи, воззвах» // Минея. Октябрь. Ч. 1. Изд. 6-е. Москва, 2018. С. 147.

[15] Neophytus Inclusus. Πανηγυρική βίβλος 22:28–31.

[16] Феофан (Говоров), Вышенский Затворник, свт. Собрание сочинений в 28-и томах. Москва, 2018. Т. 14: Рукописи из кельи.

[17] Феофан (Говоров), Вышенский Затворник, свт. Богородице на праздники Ее какие подобает приносить цветы и букеты добродетелей // Собрание сочинений в 28-и томах. Москва, 2018. Т. 15: Малые произведения. «Небесный Покров над нами».

[18] Феофан (Говоров), Вышенский Затворник, свт. Покров Божией Матери означает, что милости Её к нам всегда готовы: когда и как удобнее сретать их» // Там же.

[19] Wortley J. Hagia Skepe and Pokrov Bogoroditsi // Annalecta Bollandiana. 1971. Vol. 89. P. 149–154.

[20] Свистунова И. А. Русский Дом. 2015. № 10.

[21] Воронин Н. Н. Зодчество северо-восточной Руси XII–XV веков. Т. 1: XII столетие. Москва, 1961. С. 266.

[22] Софийский список Великих Миней Четьих // РНБ. Софийское собрание, № 1318, лл. 9–9 об., 13–14.

[23] Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. Биографический и библиографически-литературный очерк. Санкт-Петербург, 1908. С. 126–129.

[24] Серафим (Соболев), архиеп. Слово на праздник Покрова Пресвятыя Богородицы. Об особенном заступлении Пречистой Божией Матери в наших великих бедствиях // Проповеди. 1920–1944. София, 1944.

+7(499)135-81-15
Секретариат