1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 20 (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

Андреевский листок № 20 (Введение во храм Пресвятой Богородицы)

12 декабря 2022
229

Андреевский листок 20

Введение во храм Пресвятой Богородицы

(к отданию Праздника)

 

«Приведутся Царю девы вслед Ея,

искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44, 15).

 

«Приди совершение определений Господних;

приди печать завета Господня;

приди, цель обетований Господних;

приди, изъяснение таин Господних;

приди, зерцало всех пророков;

приди, соглашение несогласных;

приди, совокупление древле разделённых;

приди, подпора клонящихся долу;

приди, обновление обветшавших;

приди, свет во тме лежащих;

приди, новейшее и Божественное дарование;

приди, Владычица всех земнородных;

войди в славу Господа Своего» [1].

 

4 декабря 2022 года в Андреевском ставропигиальном монастыре двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был отмечен с особым торжеством. Умиротворяющее византийское пение как молитвенный опыт Церкви наполняло стены монастырского собора. Уставное богослужение всегда надолго остаётся в сердцах молящихся, как отблеск рая на земле. «Чистота и святость, свет и радость — таковы мотивы этого праздника», — так отметил суть этого праздника литургист М. М. Скабалланович[2]. Этот праздник велик для всего человечества и раскрывает особое попечение Божие о мире, прикровенное до времени: «Отселе можем мы усматривать, христиане, каким образом столь частное, по-видимому, происшествие — введение во храм и посвящение Богу трилетныя девы — становится предметом всеобщего торжества в Церкви. Сие приключение младенствующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству»[3].

Празднование Введения Богородицы во храм зарождается с VIII веке. Упоминание в византийских источниках и наличие в богослужении праздника песнопений константинопольских творцов позволяют допустить, что именно константинопольская практика оказала влияние на утверждение этого праздника. До VIII века воспоминание введения во храм входило в состав праздника Рождества Пресвятой Богородицы, о чём говорит второй канон Рождества Богородицы, написанный преп. Андреем Критским.

О празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы упоминает лишь Синайское Евангелие 715 года. О том, что христиане отмечали праздник гораздо раньше, говорит тот факт, что в 543 году император Юстиниан построил в Иерусалиме особый храм, посвящённый Введению. К VIII в. относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского[4]. В Патмосском списке IX века встречается лишь упоминание о празднике, но никакие песнопения или чтения не указаны.

К X–XI вв. праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, все черты, присущие двунадесятым праздника. Первая редакция Студийского Устава — Студийско-Алексиевский Типикон — уже предписывает отмечать 20 ноября как предпразднство. Интересно, как меняется длительность попразднства: Студийско-Алексиевский Типикон полагает 1 день попразднства, Евергетидский устав (последняя треть XI в.) — два дня, Типиконы начала XIV века назначают 3 дня. Лишь в Иерусалимском Уставе XIV века появляется отдание праздника. В IX веке преподобный Иосиф Песнописец составил канон предпразднства, святитель Георгий, митрополит Никомидийский — первый канон праздника, а в X веке Василий, архиепископ Кесарийский составил второй канон праздника.

Описание события праздника приводится в «Первоевангелии Иакова». Богоотцы Иоаким и Анна пригласили всех родственников для сопровождения своей Дочери к храму, куда Отроковица шествовала в сопровождении девочек с зажжёнными светильниками. «Вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее Божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ее»[5]. «Внутрь в храм Божий Боговместимый храм возлагается, Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне, свещи носяще, преходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна, ликовствующе, яко родиша Творца рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих и питаема рукою Ангеловою, Всенепорочная, Христа явися Мати, Подающаго миру велию милость»[6].

В храм приносились жертвы, а богоотцы Иоаким и Анна принесли от лица всего человечества самый драгоценный дар — свою Дочь. «Рождше паче надежди Пречистую Деву, благочестиво обещахуся Богу принести: и исполняют, дающе яко жертву, Рожденную от них, Иоаким днесь и Анна, в дом Божий»[7].

Феофан Затворник в своём Слове на праздник Введения во храм толкует это событие так: «Девы — это души верующих, храм царев — это внутреннейшее богопребывание. Если мы — верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний храм — пред лице Самого Царя и Бога»[8]. «Вводится в храм Пресвятая Дева — отроковица Мария, будущая Матерь Спасителя и всех верующих в Него! Празднуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению»[9].

Священномученик Фаддей (Успенский) в своём Слове на Введение во храм восклицает так: «Чистейшая Дева, провождаемая “свещеносицами девами”, как трилетствующая юни́ца, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в преиспещренную прекрасную одежду одевшие»[10].

Вход во храм ознаменовал новый этап в жизни Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева проводила время в молитве во Святая святых, обучалась закону Божию. Архангел Гавриил приносил Ей пищу. «По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла еси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освященна: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, пищу Тебе принося»[11]. «Видевши преславная вся земля странныя же и дивныя вещи, как Дева, от Ангела пищу приемлющи, образы строения носит»[12].

«Самой высокой добродетелью Слово Божие и опытные знатоки человеческой души называют преданность воле Божией, с забвением собственной воли и желаний… Лучшим же руководством человека на том пути, на котором он желал бы свою волю подчинить воле Божией, есть храм. Здесь, куда ни простирается ваш глаз, везде он увидит проповедь смирения»[13]. Как же мы, христиане, должны любить храмы Божии, благоговеть в них, ценить каждую секунду, проведённую в них, чтобы Господь не спросил бы с нас потом за наше нерадение и легкомыслие! «[Храм] хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями»[14].

Паремии у праздника особые. В студийских Типиконах назначались обычные Богородичные паремии; те же, которые читаются сейчас, появились в списках Иерусалимского Устава. В первой паремии из 40-й главы книги Исход описывается освящение скинии. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40, 34). Вторая паремия повествует об освящении храма Соломона — преемника ветхозаветной скинии. «И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10). Третья паремия, которая в чреде других Богородичных праздников обычно читается второй, здесь имеет особый смысл. Здесь Церковь повествует молящимся не только о чудесном и символичном храме пророка Иезекииля, но и о том, что «слава Господа наполняла дом Господа» (Иез. 44, 4). В каждой из трёх паремий христиане слышат о всех святилищах, представленных в Ветхом Завете: скиния, исторический храм Соломона, храм в видении пророка Иезекииля как образ Церкви Христовой.

Богоизбранная Отроковица входит в храм, который и сам, и его отдельные принадлежности были только Ее прообразами, ибо в песнопениях Она именуется скинией, трапезой Господней, свещником, жезлом Аарона, стамною манны и святая святых[15]. Эти прообразы Пресвятой Девы, которые постоянно звучат в церковной гимнографии и отражаются в святоотеческой традиции, внимательные богомольцы слышали и в Апостольском чтении праздника (Евр. 9, 1–7), где перечисляются почти все принадлежности храма как священные наименования Пречистой Девы.

Одним из богословских аспектов Введения во храм Пресвятой Богородицы является предвозвестие будущего Боговоплощения. О тесной связи праздника Введения во храм и Рождества Христова говорит такая богослужебная особенность, как начало пения катавасии «Христос раждается» — эта катавасия указана во всех студийских Типиконах. С этого дня эта катавасия по Уставу должна звучать на каждой полиелейной утрени. В стихирах на великой вечерни мы слышим как бы речи участников священного события. Захария говорит: «Познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево и родится из Тебе Бог Слово»[16]. Анна как бы развивает эту мысль: «Вниди в незаходимая, и увеждь тайны, уготовися быти Иисусово вместилище, веселое и красное»[17].

Во Святая святых начинает воспитываться Вторая Ева, которая послужила Помощницей для Искупителя и послужила тайне Боговоплощения. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский воскилцает: «Чрез жену мы прияли смерть; чрез Жену нам снова возвратиттся всё. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди; чрез Нея же мы снова насытимся пищи безсмертия. Праматерь Ева родила Каина — началовождя зависти и порока; Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость! Как же мы назовём Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себя Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты — Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троен Отеческом. Жемчугом: ибо она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осуждённым и вводит их в царствие вечное»[18].

С введением Пресвятой Богородицы во храм начинает раскрываться Домостроительство Божие. Нынешний праздник — это предзнаменование восхождения всех верующих пред лице Господа. Надо ещё здесь умом и сердцем взойти во внутреннейшие завесы (Евр. 6, 19) и утвердиться в неисходном пребывании пред лицом Божиим. Надо всеусердно стараться занимать ум не суетными и скоропреходящими вещами, а размышлениями о Божественных тайнах. «Но переселим и мы себя, братие, от земли на небо; от плоти перенесём себя к духу; переместим нашу любовь от зыбких вещей на неизменные; презрим плотские наслаждения, являющиеся приманкой для душ и скоро проходящие; возжелаем духовных, благодатных дарований, как пребывающих невредимыми; исторгнем из земной сутолоки образ нашей жизни и наши мысли; вознесём их в небесные храмы, в оная Святая Святых, где ныне обитает Богородица»[19].




[1] Из похвального слова трёхлетней Отроковице, принесённой в храм // Patrolog. curs. compl. T. XCVIII. Paris. 1860. P. 310.

[2] Христианские праздники: всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Введение во храм Пресвятой Богородицы / под ред. М. Скабаллановича. Киев, 1916. С. 55.

[3] Филарет (Дроздов), митр. Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы // Он же. Творения. Слова и речи: в 5 т. Москва, 2003–2007. Т. 4.

[4] Сказания о святых христианских, чтимых Православной кафолической Церковью. Т. 1. Казань, 1866 / Георгий Никомидийский, свт. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. С. 65–70.

[5] Там же. С. 66.

[6] Стихира 3-я на стиховне великой вечерни // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 156.

[7] 4-я песнь, 2-й канон, 5-й тропарь // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 163.

[8] Феофан Затворник, свт. Слово на Господские, Богородичные и торжественные дни. Москва, 1899.

[9] Там же.

[10] Фаддей (Успенский), сщмч. Проповедь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Произнесена в архиерейской церкви г. Житомира 21 ноября 1915 года // Волынские епархиальные ведомости. 1915. № 48–49. С. 702–704.

[11] Стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 155.

[12] 4-я песнь, 1-й канон, 4-й тропарь // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 162.

[13] Валентин Амфитеатров, прот. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы // Небесный дар любви: Духовные поучения. Москва, 2003. С. 128.

[14] Иоанн Крестьянкин, архим. Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы // Радуйся, Невеста Неневестная. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2019.

[15] «Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых воспитатися Господу» (Светилен праздника).

[16] Стихира 1-я на стиховне великой вечерни // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 156.

[17] Стихира 2-я на стиховне великой вечерни // Там же.

[18] Тарасий Константинопольский, свт. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 46. 15 ноября 1897 г. Санкт-Петербург, 1897. С. 1673.

[19] Григорий Палама, свт. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы / пер. с греч. яз. Москва, 1993.

+7(499)135-81-15
Секретариат