Андреевский листок 20
Введение во храм Пресвятой Богородицы
(к отданию Праздника)
«Приведутся Царю девы вслед Ея,
искренния Ея приведутся Тебе» (Пс. 44, 15).
«Приди совершение определений Господних;
приди печать завета Господня;
приди, цель обетований Господних;
приди, изъяснение таин Господних;
приди, зерцало всех пророков;
приди, соглашение несогласных;
приди, совокупление древле разделённых;
приди, подпора клонящихся долу;
приди, обновление обветшавших;
приди, свет во тме лежащих;
приди, новейшее и Божественное дарование;
приди, Владычица всех земнородных;
войди в славу Господа Своего» [1].
4 декабря 2022 года в Андреевском ставропигиальном монастыре двунадесятый праздник Введение во храм Пресвятой Богородицы был отмечен с особым торжеством. Умиротворяющее византийское пение как молитвенный опыт Церкви наполняло стены монастырского собора. Уставное богослужение всегда надолго остаётся в сердцах молящихся, как отблеск рая на земле. «Чистота и святость, свет и радость — таковы мотивы этого праздника», — так отметил суть этого праздника литургист М. М. Скабалланович[2]. Этот праздник велик для всего человечества и раскрывает особое попечение Божие о мире, прикровенное до времени: «Отселе можем мы усматривать, христиане, каким образом столь частное, по-видимому, происшествие — введение во храм и посвящение Богу трилетныя девы — становится предметом всеобщего торжества в Церкви. Сие приключение младенствующей Богоневесты есть некий начаток Ее обручения Святому Духу и потому, некоторым образом, первый залог обручения всего человечества Божеству»[3].
Празднование Введения Богородицы во храм зарождается с VIII веке. Упоминание в византийских источниках и наличие в богослужении праздника песнопений константинопольских творцов позволяют допустить, что именно константинопольская практика оказала влияние на утверждение этого праздника. До VIII века воспоминание введения во храм входило в состав праздника Рождества Пресвятой Богородицы, о чём говорит второй канон Рождества Богородицы, написанный преп. Андреем Критским.
О празднике Введение во храм Пресвятой Богородицы упоминает лишь Синайское Евангелие 715 года. О том, что христиане отмечали праздник гораздо раньше, говорит тот факт, что в 543 году император Юстиниан построил в Иерусалиме особый храм, посвящённый Введению. К VIII в. относятся две проповеди на праздник Введения святителя Германа Константинопольского[4]. В Патмосском списке IX века встречается лишь упоминание о празднике, но никакие песнопения или чтения не указаны.
К X–XI вв. праздник уже приобретает торжественное богослужение, предпразднство и попразднство, все черты, присущие двунадесятым праздника. Первая редакция Студийского Устава — Студийско-Алексиевский Типикон — уже предписывает отмечать 20 ноября как предпразднство. Интересно, как меняется длительность попразднства: Студийско-Алексиевский Типикон полагает 1 день попразднства, Евергетидский устав (последняя треть XI в.) — два дня, Типиконы начала XIV века назначают 3 дня. Лишь в Иерусалимском Уставе XIV века появляется отдание праздника. В IX веке преподобный Иосиф Песнописец составил канон предпразднства, святитель Георгий, митрополит Никомидийский — первый канон праздника, а в X веке Василий, архиепископ Кесарийский составил второй канон праздника.
Описание события праздника приводится в «Первоевангелии Иакова». Богоотцы Иоаким и Анна пригласили всех родственников для сопровождения своей Дочери к храму, куда Отроковица шествовала в сопровождении девочек с зажжёнными светильниками. «Вот выход непорочной Невесты; вот первое торжественное шествие Царицы; вот верный знак имеющей окружать Ее славы; вот начатки имеющей осенить Ее Божественной благодати; вот яснейший признак преимущественной чистоты Ее»[5]. «Внутрь в храм Божий Боговместимый храм возлагается, Дева Всесвятая, и отроковицы Ей ныне, свещи носяще, преходят. Играет родителей сопряжение изрядное, Иоаким же и Анна, ликовствующе, яко родиша Творца рождшую, Яже ликовствующи в Божественных скиниих и питаема рукою Ангеловою, Всенепорочная, Христа явися Мати, Подающаго миру велию милость»[6].
В храм приносились жертвы, а богоотцы Иоаким и Анна принесли от лица всего человечества самый драгоценный дар — свою Дочь. «Рождше паче надежди Пречистую Деву, благочестиво обещахуся Богу принести: и исполняют, дающе яко жертву, Рожденную от них, Иоаким днесь и Анна, в дом Божий»[7].
Феофан Затворник в своём Слове на праздник Введения во храм толкует это событие так: «Девы — это души верующих, храм царев — это внутреннейшее богопребывание. Если мы — верующие, то по следам Богоматери должны восходить во внутренний храм — пред лице Самого Царя и Бога»[8]. «Вводится в храм Пресвятая Дева — отроковица Мария, будущая Матерь Спасителя и всех верующих в Него! Празднуя ныне сие действие из Ее жизни, как дети Ее по вере и духу, понудим себя и подражать сему действию по его силе и значению»[9].
Священномученик Фаддей (Успенский) в своём Слове на Введение во храм восклицает так: «Чистейшая Дева, провождаемая “свещеносицами девами”, как трилетствующая юни́ца, входит в храм Господень, душа чувствует побуждение говорить и изображать чудную добродетель девства, которая столь Ее украсила и произрастила из себя прочие Ее добродетели, как тенистый лес гору, Ее покрывшие и душу Ее как бы в преиспещренную прекрасную одежду одевшие»[10].
Вход во храм ознаменовал новый этап в жизни Пресвятой Богородицы. Пречистая Дева проводила время в молитве во Святая святых, обучалась закону Божию. Архангел Гавриил приносил Ей пищу. «По рождестве Твоем, Богоневесто Владычице, пришла еси в храм Господень воспитатися во святая святых, яко освященна: тогда и Гавриил послан бысть к Тебе, Всенепорочней, пищу Тебе принося»[11]. «Видевши преславная вся земля странныя же и дивныя вещи, как Дева, от Ангела пищу приемлющи, образы строения носит»[12].
«Самой высокой добродетелью Слово Божие и опытные знатоки человеческой души называют преданность воле Божией, с забвением собственной воли и желаний… Лучшим же руководством человека на том пути, на котором он желал бы свою волю подчинить воле Божией, есть храм. Здесь, куда ни простирается ваш глаз, везде он увидит проповедь смирения»[13]. Как же мы, христиане, должны любить храмы Божии, благоговеть в них, ценить каждую секунду, проведённую в них, чтобы Господь не спросил бы с нас потом за наше нерадение и легкомыслие! «[Храм] хранит святыни, он хранит истины, но горе нам, живущим, ибо эти открытые хранилища, эти исполнившиеся до нас пророчества, оказываются для нас из-за нашего нерадения, ожесточения и неверия тайной за семью печатями»[14].
Паремии у праздника особые. В студийских Типиконах назначались обычные Богородичные паремии; те же, которые читаются сейчас, появились в списках Иерусалимского Устава. В первой паремии из 40-й главы книги Исход описывается освящение скинии. «И покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию» (Исх. 40, 34). Вторая паремия повествует об освящении храма Соломона — преемника ветхозаветной скинии. «И не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10). Третья паремия, которая в чреде других Богородичных праздников обычно читается второй, здесь имеет особый смысл. Здесь Церковь повествует молящимся не только о чудесном и символичном храме пророка Иезекииля, но и о том, что «слава Господа наполняла дом Господа» (Иез. 44, 4). В каждой из трёх паремий христиане слышат о всех святилищах, представленных в Ветхом Завете: скиния, исторический храм Соломона, храм в видении пророка Иезекииля как образ Церкви Христовой.
Богоизбранная Отроковица входит в храм, который и сам, и его отдельные принадлежности были только Ее прообразами, ибо в песнопениях Она именуется скинией, трапезой Господней, свещником, жезлом Аарона, стамною манны и святая святых[15]. Эти прообразы Пресвятой Девы, которые постоянно звучат в церковной гимнографии и отражаются в святоотеческой традиции, внимательные богомольцы слышали и в Апостольском чтении праздника (Евр. 9, 1–7), где перечисляются почти все принадлежности храма как священные наименования Пречистой Девы.
Одним из богословских аспектов Введения во храм Пресвятой Богородицы является предвозвестие будущего Боговоплощения. О тесной связи праздника Введения во храм и Рождества Христова говорит такая богослужебная особенность, как начало пения катавасии «Христос раждается» — эта катавасия указана во всех студийских Типиконах. С этого дня эта катавасия по Уставу должна звучать на каждой полиелейной утрени. В стихирах на великой вечерни мы слышим как бы речи участников священного события. Захария говорит: «Познах бо и веровах, яко уже избавление приидет проявленно Израилево и родится из Тебе Бог Слово»[16]. Анна как бы развивает эту мысль: «Вниди в незаходимая, и увеждь тайны, уготовися быти Иисусово вместилище, веселое и красное»[17].
Во Святая святых начинает воспитываться Вторая Ева, которая послужила Помощницей для Искупителя и послужила тайне Боговоплощения. Святитель Тарасий, патриарх Константинопольский воскилцает: «Чрез жену мы прияли смерть; чрез Жену нам снова возвратиттся всё. Чрез змия мы прияли вкушение горькой снеди; чрез Нея же мы снова насытимся пищи безсмертия. Праматерь Ева родила Каина — началовождя зависти и порока; Единородный Сын Божий соделался перворожденным жизни и воскресения. О, дивное чудо! О, несказанная премудрость! Как же мы назовём Марию Деву? Небом: ибо Она вместила в Себя Творца неба и земли. Солнцем: ибо Она, светлейшая солнца, родила Солнце правды. Луною: ибо Она, несравненная красота, родила плод красоты — Христа. Облаком: ибо Она носила на руках Владычествующего облаками. Светильником: ибо Она возжгла свет во тьме и сени седящим. Троном: ибо Она от Духа Святаго зачала Царствующего невидимо на троен Отеческом. Жемчугом: ибо она смертным уготовала многоценный жемчуг. Раем: ибо Она отверзла Едем осуждённым и вводит их в царствие вечное»[18].
С введением Пресвятой Богородицы во храм начинает раскрываться Домостроительство Божие. Нынешний праздник — это предзнаменование восхождения всех верующих пред лице Господа. Надо ещё здесь умом и сердцем взойти во внутреннейшие завесы (Евр. 6, 19) и утвердиться в неисходном пребывании пред лицом Божиим. Надо всеусердно стараться занимать ум не суетными и скоропреходящими вещами, а размышлениями о Божественных тайнах. «Но переселим и мы себя, братие, от земли на небо; от плоти перенесём себя к духу; переместим нашу любовь от зыбких вещей на неизменные; презрим плотские наслаждения, являющиеся приманкой для душ и скоро проходящие; возжелаем духовных, благодатных дарований, как пребывающих невредимыми; исторгнем из земной сутолоки образ нашей жизни и наши мысли; вознесём их в небесные храмы, в оная Святая Святых, где ныне обитает Богородица»[19].
[1] Из похвального слова трёхлетней Отроковице, принесённой в храм // Patrolog. curs. compl. T. XCVIII. Paris. 1860. P. 310.
[2] Христианские праздники: всестороннее освещение каждого из великих праздников со всем его богослужением. Введение во храм Пресвятой Богородицы / под ред. М. Скабаллановича. Киев, 1916. С. 55.
[3] Филарет (Дроздов), митр. Слово на день Введения во храм Пресвятой Богородицы // Он же. Творения. Слова и речи: в 5 т. Москва, 2003–2007. Т. 4.
[4] Сказания о святых христианских, чтимых Православной кафолической Церковью. Т. 1. Казань, 1866 / Георгий Никомидийский, свт. Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы. С. 65–70.
[5] Там же. С. 66.
[6] Стихира 3-я на стиховне великой вечерни // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 156.
[7] 4-я песнь, 2-й канон, 5-й тропарь // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 163.
[8] Феофан Затворник, свт. Слово на Господские, Богородичные и торжественные дни. Москва, 1899.
[9] Там же.
[10] Фаддей (Успенский), сщмч. Проповедь в день Введения во храм Пресвятой Богородицы. Произнесена в архиерейской церкви г. Житомира 21 ноября 1915 года // Волынские епархиальные ведомости. 1915. № 48–49. С. 702–704.
[11] Стихира на «Слава, и ныне» на «Господи, воззвах». // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 155.
[12] 4-я песнь, 1-й канон, 4-й тропарь // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 162.
[13] Валентин Амфитеатров, прот. Слово в день Введения во храм Пресвятой Богородицы // Небесный дар любви: Духовные поучения. Москва, 2003. С. 128.
[14] Иоанн Крестьянкин, архим. Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы // Радуйся, Невеста Неневестная. Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 2019.
[15] «Юже древле предвозвести пророческое сословие, стамну и жезл, и скрижаль, и несекомую гору, Марию Богоотроковицу верно да восхвалим: днесь бо вводится во святая святых воспитатися Господу» (Светилен праздника).
[16] Стихира 1-я на стиховне великой вечерни // Минея. Ноябрь. 21-е. число. Москва, 2018. С. 156.
[17] Стихира 2-я на стиховне великой вечерни // Там же.
[18] Тарасий Константинопольский, свт. Слово на Введение Пресвятыя Богородицы во храм // Прибавления к Церковным ведомостям, издаваемым при Святейшем Правительствующем Синоде. Еженедельное издание. № 46. 15 ноября 1897 г. Санкт-Петербург, 1897. С. 1673.
[19] Григорий Палама, свт. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы / пер. с греч. яз. Москва, 1993.