1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 26 (Добродетель кротости)

Андреевский листок № 26 (Добродетель кротости)

29 марта 2023
185

Андреевский листок 26

Добродетель кротости

 

«Пособи́вый, Го́споди, кро́ткому Дави́ду /

побѣди́ти иноплеме́нника, /

верным людям нашим спобо́рствуй, /

и ору́жіемъ Креста́ низложи́ враги́ на́ша: /

покажи́, Благоутро́бне, на на́съ дре́внія ми́лости Твоя́, /

и да разумѣ́ютъ вои́стинну, я́ко Ты́ еси́ Бо́гъ: /

и на Тя́ надѣ́ющіися побѣжда́емъ, / моля́щіися обы́чно

Пречи́стѣй Твое́й Ма́тери //

дарова́тися на́мъ вели́цѣй ми́лости»[1].

 

На третьей Неделе Великого поста в утешение всем христианам, для поддержания их сил в борьбе со своими страстями и укрепления в несении аскетических подвигов, на средину храмов выносится Честной и Животворящий Крест. Вслушиваясь в святые молитвы богослужебных песнопений, внимательный молитвенник невольно погружается в раздумья о своих грехах, отвращающих от Бога, и горячо желает приобрести те добродетели, которые могут его к Богу приблизить. Псалмопевец Давид, чья богодухновенная Псалтирь прочитывается Великим постом по Уставу дважды за неделю, именуется в стихире кротким. Поразмышляем, братья и сестры, доступно ли в нашем духовном делании достижение кротости.

Кротость — это очень высокая добродетель, которую тяжело обрести и для стяжания которой нужно приложить все силы души. Обычно кроткий человек — это незлобивый, покорный, тихий, снисходительный, лишённый вспыльчивости, скромный. Современный человек прикладывает много сил для достижения интеллектуальных целей, для достижения материальных благ, для получения относительно совершенной физической формы. Однако подчас забывает, что драгоценное время следует употреблять для борьбы со своими страстями и для стяжания сокровищ души. Кроткий человек — это прежде всего укротивший себя, мужественно поборовший свои немощи. По слову ап. Павла христианину нужно стать человеком сокровенного сердца «в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа» (1 Пет. 3, 2). Подчас кротость бывает у людей и от природы, но настоящая кротость может быть лишь у людей, возрождённых Духом; это качество является плодом духа человека, проникнутого Духом Святым. «Плод же духа есть: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5, 22–23). Понимание под «духом» Святого Духа свойственно святоотеческой письменности. «Добрые же дела требуют не только нашей заботливости, но и содействия свыше. Поэтому назвал их плодом Духа, так как от нас даётся семя, то есть произволение, но, чтобы стать ему плодом, это зависит от Бога[2]».

К кротости христианина призывает третья заповедь блаженства: «Блажени кротцыи: яко тии наследят землю» (Мф. 5, 5). По Уставу Церкви почти ежедневно мы слышим эти заповеди, воспевая третий антифон на литургии. По мнению литургистов, из всех гласов Октоиха напев 2-го гласа наиболее умиляет душу и располагает к кротости[3].

Блаженное состояние обновлённого человека толкует свт. Игнатий (Брянчанинов): «Состояние души, при котором устранены из неё гнев, ненависть, памятозлобие и осуждение, есть новое блаженство, оно называется кротость[4]». Потому что кротость есть плод и следствие сокрушения и плача о грехах наших.

Господь придет судить мир в страшном величии кротости. «Будучи землею, я вместе с тем и лишен владения этою землею: похищают ее у меня различные страсти, в особенности насилующий и увлекающий меня лютый гнев, я лишен всей власти над собою. Кротость возвращает мне эту власть», — свт. Игнатий (Брянчанинов).

Люди, ведущие жизнь подвижническую, усматривают, что как добродетели, так и пороки, составляют неразрывную цепь и как бы вытекают одна из другой. «Как добродетели, так и пороки составляют из себя неразрывную цепь. Одна с другой тесно связаны и, где начало, где конец, трудно определить, даже невозможно[5]». Кротость всегда связывают с простотой и незлобием, долготерпением, долготерпением и отсутствием мстительности. Преподобный Иоанн Лествичник в 24 главе своей «Лествицы» ставит кротость наравне именно с простотой и незлобием (Слово 24 «О кротости, простоте и незлобии»: «Если разум надмевает многих, то, напротив, невежество и неучёность некоторым образом умеренно смиряют»).

Часто человек может высохнуть от зависти к другому человеку. Зависть от того, что у других то или иное деяние лучше получается. Но как же глупо ревновать к своему духовному брату или сестре, проявляя тем самым несогласие с волей Бога, Который Сам раздает дары неизреченные. Именно борьба со страстью зависти и незлобие порождает кротость.

Всем людям свойственно желать отмщения своим обидчикам. Но способность удержаться от этого падения — отомстить — говорит о приобретённом в борьбе с самим собой такого качества, как кротость.

Добродетель кротости противопоставляется гневу, который расценивается как безволие, неумение владеть собой. Священное Писание неоднократно подчёркивает, что «долготерпеливый лучше храброго и владеющий собою лучше завоевателя города» (Притч. 16, 32). Святитель Филарет Московский в своём Пространном катехизисе объясняет внешнее выражение кротости, как умение «не роптать не только на Бога, но и на людей, когда происходит что-либо противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься[6]».

Старец Ефрем Филофейский, ублажаемый современниками, как апостол Америки, считает кротость плодом смирения и послушания: «Имей кротость, не гневайся, потому что гнев — плод себялюбия и своеволия, в то время как кротость, напротив, — плод смиренного сердца и отсечения свей воли. Когда человек гневается, ум его теряет рассудительность и, как следствие, теряет и равновесие, увлекается неподобающими помыслами и образами[7]».

Много примеров кротости приводит нам Священное Писание Ветхого Завета. Моисей, убивший египтянина и водивший целый народ по пустыне, назван кротчайшим человеком[8]. Моисей кроток не в христианском смысле, а на фоне нравов того времени. Он праведен в роде своём. «Верен во всем дому Моем» (Числ. 12, 7) — Моисей вместе с Творцом принимает участие в домостроительстве на Небе и земле; он был особым глубоким человеком, погружённым в тайны, ясно видевшим далеко наперёд. «Устами к устам говорил Я с ним», – эти слова свидетельствуют об особой близости Моисея к Богу. Древний пророк «явно, а не в гаданиях» знает характер Самого Бога, тот характер, который спустя столетия откроет человечеству Новый Завет: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 28–29).

Кротким в Ветхом Завете назван и царь Давид, убивший Урию и совершивший множество других беззаконий. Псалмы восклицают «Помяни, Господи, Давида и всю кротость» его» (Пс. 131, 1). Вспомним неканонический 151 псалом, написанный благочестивым певцом из левитов, который всё же был вставлен LXX в переведённую ими Псалтирь. «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца моего» (151, 1). Давид так воспел о своих внешних данных. Однако эти строки свидетельствуют о том, что Господь зрит не на внешние качества, а на сердце человека.

Мал ростом и невзрачен, по свидетельствам современников, был апостол Павел. Однако и он кротко восклицает, воздавая хвалу не себе, а Богу: «Не полезно хвалиться мне, ибо я приду к видениям и откровениям Господним» (2 Кор. 12, 1).

Господь избирает Себе людей, ведущих кроткую жизнь. Первородство отдано кроткому Иакову, который предпочтён Исаву, имеющему дикий нрав. Иаков – это ветхозаветный богослов, который был «человеком кротким, живущим в шатрах» (Быт. 25, 27). Но в силу его кротости по второму имени Иакова – «Израиль» – назван целый народ. Человек, сидящий кротко, угоден Господу. «Сила их – сидеть спокойно». (Ис. 30, 7). «На кого воззрю? Только на смиренного и кроткого, трепещущего слов Моих» (Ис. 66, 2).

Современному миру часто добродетель кротости непонятна. Кротость часто расценивают, как слабость и неумение расталкивать других локтями в достижении своей цели, неумение быстро восходить вперёд по карьерной лестнице. Но именно кротость, тесно связанная с особым благородством души, помогает не быть вовлечённым в суету окружающего мира. По словам Святейшего Патриарха Кирилла: «Кротость Москва, это внутреннее состояние духа, это сила, которая поднимает человека над окружающим миром, помогает ему взглянуть с высоты на происходящее, на всех этих обидчиков, на все эти человеческие интриги, на всю эту скверну, которая так стремится поглотить нас, вовлечь в свою стихию, заставить реагировать по её законам на то несправедливое и незаслуженное, что бросается в наш адрес… Мало кто в кротости видит силу. Один думает – чудак, другой – что слабак. И только немногим дано в кротком человеке увидеть явление особой человеческой силы, которая сообщается благодатью Божией. Потому что Сам Господь был кротким[9]».

Концепцию нового Моисея, как любого мудрого руководителя, предлагает старец Ефрем Филофейский: «Желаю, чтобы Бог дал тебе терпение, просвещение, рассуждение и здравие, дабы смог ты с мудростью и кротостью править кораблём братства. Соблазны никогда не прекратятся, раз есть диавол, который непрестанно поражает нас своей злобой. Будем без ропота терпеть немощи братий и внутренне смирять себя[10]».

Преподобная Синклитикия, глубоко знавшая основы подвижничества, восклицала: «Возлюби кротость Моисееву, чтобы каменное твоё сердце обратилось в источники воды» («Малая аскетика»).

Святитель Николай Угодник также обладал даром кротости. Тропарь ему и общий всем святителям Церковь повелела начать со слов, подчёркивающих, что стадо Христово должно получать от святителей пример кроткого поведения: «Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина…»

Святые отцы часто подчёркивают, что в кротости заключено огромное величие. «Кротость есть величайшая из добродетелей, потому причислена и к блаженствам... Земля сия, Небесный Иерусалим, не бывает добычею состязующихся, но предоставлена в наследие долготерпеливым и кротким[11]» (Василий Великий). Истинный град, Небесный Иерусалим, наследуют кроткие, чуждые всякого превозношения, имеющие милующее и сострадательное сердце.




[1] Стихира на стиховне, глас 4 // Триодь Постная. 3-я Неделя Крестопоклонная. Москва, 1992. С. 532.

[2] Благовестник, или Толкование блаженного Феофилакта, архиепископа Болгарского. Киев, 2006. Т. 3. С. 393–394.

[3] Скабалланович М. Толковый Типикон. Москва, 2016. С. 342.

[4] Игнатий (Брянчанинов), свт. Собрание сочинений в 7 томах. Москва, 2017. Т. 3. С. 145.

[5] Арсения (Себрякова), игум. Путь немечтательного делания. Москва, 2020. С. 151.

[6] Святитель Филарет, митр. Московский. Православный Катехизис. Санкт-Петербург, 2008. С. 115.

[7] Ефрем Аризонский (Мораитис), архим. Отеческие советы. Москва, 2017. С. 173.

[8] «Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле» (Числ. 12, 3).

[9] Слово на Вербное воскресенье, 2022: https://rg.ru/2022/04/17/patriarh-kirill-prizval-veruiushchih-byt-krotkimi-no-ne-slabymi.html

[10] Ефрем Аризонский (Мораитис), архим. Отеческие советы. Москва, 2017. С. 298.

[11] Василий Великий, свт. Предначертание подвижничества // Творения. Москва, 1901. С. 35.

+7(499)135-81-15
Секретариат