1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 27 (Духовные уроки первых четырех дней Страстной седмицы)

Андреевский листок № 27 (Духовные уроки первых четырех дней Страстной седмицы)

14 апреля 2023
249

Андреевский листок 27

Духовные уроки первых четырех дней Страстной седмицы

Духовные уроки Великого Понедельника

В Великий Понедельник Церковь вспоминает Иосифа Прекрасного, одиннадцатого сына патриарха Иакова от любимой жены Рахили, который пережил предательство братьев, сугубую зависть и ревность с их стороны, пребывание на чужбине вдали от родных, обольстительное коварство жены Пентефрия (царедворца египетского фараона), голод, темницу, но остался вне злобы, чист душой и телом, остался сугубо верен Богу, Который хранил его на всех путях его. За свою сугубую преданность Господу, за красоту нравственных добродетелей, а не только за красоту лица, и назван Иосиф Прекрасным. Сын Иакова обладал страхом Божиим, мудростью и целомудрием. Чтение его жизнеописания в 37–50 главах книги Бытия возвышает душу современных христиан к особому созерцанию Судеб Божиих в делах мира, которые принято называть Промыслом. Святитель Иоанн Златоуст повествует об этом так:

«Примечай здесь то, как никакие случайности не могут быть препятствием, когда благопромыслительному Господу угодно привести в исполнение Свои намерения. Вот Иосиф подвергся почти, можно сказать, убийству со стороны братьев, потом был продан, подпал клевете, оставался в заключении, — и после всего этого возведен почти на царский престол» (Гомилии на Бытие, 63).

Будем строить свою жизнь, исполняя заповеди Божии, внимать житиям святых угодников Божиих не только слухом, но и сердцем, благоговеть и безропотно повиноваться Промыслу Божиему, который до поры нам может быть непонятен, но неуклонно ведёт нас в Царство Небесное.

 

 

Духовные уроки Великого Вторника

«Вторник величайший дев десять носит» (Синаксарь)

Евангелие Великого Вторника повествует о мудрых девах. Они выходят в сретение Жениху, они ожидают его, верят в его пришествие, но одни запаслись елеем, а другие не запаcлись. По-гречески слово «масло» и слово «милость» звучит одинаково — ἔλεος. Притча о десяти девах — это притча о добрых делах. Масло в Священном Писании указывает на помазание от Святого Духа. Смысл жизни каждого христианина — стяжание благодати Святого Духа. Неразумные девы не оберегали благодать — «Пусть источники твои не разливаются по улицам» (Притч. 5, 16). Они растрачивали свои дары и оказались не готовы к встрече с Женихом-Христом. Ветхозаветная Церковь, исполняя все ритуалы, но отвергаясь от милости к ближнему, утратила благодать Святого Духа, Который действует любовью: «Яко любы Божия излияся в сердца наша Духом Святым» (Рим. 5, 5).

Будем, братья и сестры, уподобляться мудрым девам, озарять светом христианской любви все вокруг, памятовать, что мы «соль земли» (Мф. 5, 13) и наше призвание — сохранить мир от гниения беззаконных дел и устремлений. Если мы не сможем стяжать во время этой земной жизни дел милосердия, то не сможем войти на пир брачный со Христом Спасителем.

 

Духовные уроки Великой Среды

Егда грешная приношаше миро, тогда

ученик соглашашеся пребеззаконным.

 

В Великую Среду человечество получает важнейший урок — опасаться недуга Иудства. Во все времена и у всех народов грех предательства осмыслялся по-разному, можно вспомнить, что в одном из кругов ада Данте находятся обманувшие доверившихся. Изливается кровью душа, перенёсшая предательство: ее скорбь вопиет к Небу. Человек, столкнувшийся с предательством, учится жить заново, собирает расколовшийся мир по кусочкам, едва может реанимировать себя к жизни. Человек может скрыть свое предательство от себе подобных, но не скрыть его от Сердцеведца Бога. Но простить предавшего — это уже деяние, ведущее почти что к святости: одними человеческими усилиями это сделать невозможно, только помощью Божией. Часто Господь посылает совершенным людям это испытание, так как Сам его претерпел. Великая Среда преподносит тяжелейший урок нам: удерживаться, насколько это можно, от ненависти и уж тем более от мщения к обидчику, горячо молиться о его несчастной душе, которая живёт в таком страшном заблуждении, памятовать о том, что, если нам и удаётся сделать некое добро людям, то это по благодати Божией, и невозможно ждать ничего взамен. Как часто мы христиане, свято соблюдающие пост в среду в течение всего года, беспечно предаём доверие поверившихся нам людей, холодно и цинично наносим урон их духовной жизни.

В то время, как Иуда замыслил предать Спасителя, жена-блудница припала к Его ногам с мольбой о прощении грехов. Инокиня Кассия написала одухотворённую стихиру об этой «целомудренной блуднице», подчеркнув, что она ощутила явно Божество Христа и, отирая ноги Христа своими волосами и помазывая их миром, предвосхитила подвиг жен-мироносиц, «вземши их чин». В ее покаянии мы получаем урок, как можно получить истинную свободу — свободу от греха.

 

 

Духовные уроки Великого Четверга

Благороднейшему смирению нас научая, /

опоясавшись полотенцем, омыл ноги учеников, /

смиряясь по преизбытку милосердия, /

и возвышая нас от пропастей порока (седален).

 

«Покаяние — это Божественная трапеза, ибо на ней вкушает Господь спасение человеческое», — так восклицает преподобный отец наш Ефрем Сирин. Очистившись в Таинстве Покаяния от своих грехов и омывшись от них слезами, человек не сможет удержать себя от будущих падений без вящей помощи Божией. В Великий Четверг Господь установил Таинство Евхаристии, преподав Свои Тело и Кровь на трапезе. Только Тело и Кровь Христа могут «просветить одеяние» наших душ и спасти нас. «Вечери тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими», — с этими словами мы подходим к Причастию, и растворяются границы времени и пространства, ибо все христиане всех времён и народов подходят к Нему и молят не лишить небесных благ. В этом Таинстве Он проникает во все частицы нашего тела, изгоняет всякую тьму из нашего сознания. Ветхозаветные пророки видели только гадательно то, к чему мы можем приступать. Вынесем духовный урок приступать к Чаше с величайшим страхом и трепетом, бояться даже мыслью оскорбить величие Божие, опасаться привыкнуть к Таинству и совершать его всуе, небрежно, исполняя лишь внешние правила и предписания. Подвижники благочестия писали, что даже ангелы Божии мириадами слетаются к престолу, где приносится Божественная Жертва, закрывают свои лица в благоговении и непрестанном славословии.

В Великий Четверг по Уставу мы воспеваем канон на утрени с краегранесием «ти ма́кра пе́мпти макро́н ги́мнон экса́до» — «в Великий Четверг великую песнь пою». В этой «великой песни» мы научаемся Божественному смирению, ибо Сам Творец вселенной и Господь препоясался лентием и стал умывать ноги ученикам. Это деяние Спасителя учит нас на первое место наших подвигов ставить самопожертвование и служение ближнему. Каждому доступна своя мера «умывания ног», но мы должны отдавать себе отчёт, что, причастившись и произнеся слова: «уже не ктому себе живу, но Тебе», — мы не можем идти по другому пути, как только следовать примеру Христа. Ибо образ омовения ног — это не просто назидание архиереям служить народу Божию, а назидание всем нам: смиряться друг перед другом и показывать самоотверженную любовь.

+7(499)135-81-15
Секретариат