1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 22 (Неделя святых Праотец)

Андреевский листок № 22 (Неделя святых Праотец)

4 января 2023
301

Андреевский листок 22

Неделя святых Праотец

Научившеся закону, Спасе, / не отвергошася Твои

угодницы, / Даниил великий с треми юношами

Богомудрыми, / но, крепость приемше от Тебе,

Благодетеля, // мучители мужески победиша[1].

 

Три, в пещь вверженныя, видев царь, /

яко узре́ четвертаго вид, /

Сына пронарече Божия и всем возопи: //

благословен Бог отец наших[2].

 

Образу златому на поле Деи́ре служиму, /

трие Твои отроцы небрегоша безбожнаго веления, /

посреде же огня ввержени, орошаеми пояху: //

благословен еси, Боже отец наших[3].

 

В 2022 году в монастырском соборе Воскресения Словущего появилась две ростовые иконы: Архангела Михаила и пророка Даниила. В Неделю Святых Отец, пред Рождеством Христовым, когда Церковь воспевает трёх отроков, друзей пророка Даниила — Анании, Азарии и Мисаила, — спасённых от огня вавилонской пещи́ архистратигом Божиим Михаилом, уместно вспомнить об особом значении подвига веры Анании, Азарии и Мисаила.

В те давние ветхозаветные времена эти три юноши явили собой образ Святой Троицы. В гимнографии неоднократно подчёркивается их совместный и неразлучный троический подвиг: «Трие отроцы в пещи́ Троицы прообразивше»[4]. Катакомбы Присциллы, находящиеся в Риме, расписаны фресками, среди которых есть предрождественские сюжеты — поклонение волхвов и подвиг трёх отроков. Росписи трёх отроков в вавилонской пещи украшают стены Успенского собора Московского Кремля. Волхвы, идущие за звездой и ведущие к яслям Богомладенца, — это те же халдейские маги (греч. μέγας), которые впервые появились при дворе Вавилонского царя Навуходоносора. «Волсви, персидские царие[5]», — воспевает святая Церковь. Магами у персов назывались философы и богословы; «маг или волхв у персов получило название жреца или священника[6]».

Вот и еврейские отроки около 606 г. до Р.Х. были взяты ко двору Навуходоносора изучать «халдейские науки» и местный язык. Даниилу в то время было 15 лет, чуть меньше — его друзьям. Всем им были даны новые имена как знак порабощения и новой жизни в вавилонском плену: Даниилу — Валтасар, Анании — Седрах, Мисаилу — Мисах, а Азарии — Авденаго. Но хотя новые имена содержали аллюзии на языческих богов, но трое пленных сохранили законы Господни, показали удивительный подвиг несгибаемой веры, которая помогла им преодолеть все испытания и стать примером для всех нас, предобразить нашу Церковь — «Верою праотцы оправдал еси, от язык теми предобручивый Церковь[7]». Вера — это ключ к иному миру, где свои законы.

По преданию все отроки прожили долгую жизнь и скончались в глубокой старости. Император Лев I перенёс мощи пророка Даниила из Вавилонии в Константинополь. Другое предание говорит, что гробницы пророка Даниила и трёх отроков находятся на территории современного Ирака. Трое юношей были потомками Езекии, которые при дворе Навуходоносора стали скопцами. «Рече Господь, яко и от чад твоих, ихже родил еси, по́ймут и сотворят каженики в дому царя Вавилонска» (Ис. 39, 7). Начальник евнухов Асфеназ избрал этих трёх мальчиков из знатного еврейского рода. Трое юношей показали нам одухотворённый образ поста, поэтому уместно вспоминать их в предрождественские дни, когда пост по Уставу Церкви становится более строгим. Объяснение этому особому воздержанию мы видим в Священном Писании. Отказавшись от мясной пищи с царского стола, которую доставлял Асфеназ, и питаясь исключительно овощами, Анания, Азария и Мисаил нисколько не исхудали, а стали свежи лицом и превосходили красотой и здоровьем всех живущих во дворце. Именно пост, по свидетельству подвижников благочестия, открывает в человеке возможность к духовному зрению. При истолковании сна Навуходоносора пророк Даниил прибегал к молитвенной помощи Анании, Азарии и Мисаила, «чтобы они просили милости у Бога небесного об этой тайне» (Дан. 2, 18). Пост открывает в человеке и особые интеллектуальные способности: «и даровал Бог четырём сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости». Преп. Исидор Пелусиот пишет, что «они приобрели учёность, заключающуюся в письменах, скорее всякого ожидания и сверх надежды, ибо книжною называет Писание мудрость, заключённую в письменах. И что сие истинно, явствует и из того, что не поклонились они царскому образу, и ещё из того, что одного из них уважили львы, а других — огонь»[8]. Это благоговение животных к пророку как к человеку Божию отражено и на иконах, где Даниилу ноги лижут львы (Новгородская икона, сер. XVI в.). Ипполит Римский передаёт предание[9], что, когда пророк был кинут в ров со львами, они стали ластиться к нему с переплетёнными хвостами, так как увидели в избраннике Божием нового Адама, который до грехопадения властвовал над зверями, и все звери были ему покорны.

За отказ поклониться золотому истукану (по одним сведениям это была статуя самого Навуходоносора, по другим — статуя языческого бога Мардука) Анания, Азария и Мисаил были по приказу Навуходоносора брошены в раскалённую печь. Знаменательно, что три отрока призывались к поклонению золотой статуе при звуках многочисленных музыкальных инструментов: трубы, свирели, цевницы, цитры, гусли (Дан. 3, 5). Весь этот сонм звуков составил как бы языческую симфонию, языческий гимн, который был Промыслом Божиим заменён на православный гимн. Брошенные в печь юноши остались невредимы по милости Божией — Архистратиг Михаил, сошедший в печь, соделал огонь в центре не опаляющим всё живое, а подобным дуновению влажного воздуха. Благодарные отроки, изумляясь величию Творца, воспели особую песнь, которую мы до сих пор употребляем на Богослужениях, ибо и 7-я, и 8-я песни каждого канона на утрени воспоминают подвиг Анании, Азарии и Мисаила. Отдельные стихи из песни вавилонских отроков в ранних литургических источниках входили в состав великого славословия и в приношении Иерусалимской литургии апостола Иакова. В Каппадокии под именем свт. Афанасия Александрийского сохранилось сочинение «О девстве» (379 г.), где автор увещевает монахиню в предрассветные часы между псалмом 62[10] и Великим славословием воспевать «Благословите вся дела Господня Господа» (Дан. 3, 57).

Молитва Азарии (греч. Προσευχὴ ᾿Αζαρίου) — это особая хвалебная песнь, которая читается среди паремий Великой Субботы. Ряд благословений призывает всё создание хвалить Бога, избавившего человечество и весь видимый мир от ада. Промыслительно в этой песне мы слышим о премудром устроении всей вселенной (Дан. 3, 51–90). «Благословите Анания, Азария, Мисаил Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 88). Ранее эта песнь читалась и во время Крещения, воспоминая о том, что, как отроки были влажным дуновением спасены от огня, так и водою люди избавляются от геенского пламени и спасаются. У сщмч. Ипполита Римского появляется чудесный образ уподобления рассечения Чермного (Красного) моря и рассечения огня в Вавилонской пещи.

Долгое время в России совершался особый чин — пещное действо, который был отменён Петром I в XVIII в.[11] Из хора певчих избирались пять мальчиков, трое были вавилонскими отроками, а двое — халдеями. «Халдеи» и «отроки» встречали и провожали архиерея, выходили вместе с духовенством на литию. После чтения Пролога по 6-й песни канона наступала кульминация. Духовенство начинало петь 9 стихир — особые «росные стихи» (в воспоминание того, что в Ангел свёл росу на юношей). «Халдеи» вели связанных полотенцами «отроков» и «бросали» их в печь — возвышенное и ограждённое пространство посреди церкви. Протодиакон и «отроки» пели 7-ю и 8-ю библейские песни, а когда говорилось о сошествии Ангела Господня в печь[12] («Ангел Господень сошёл в печь вместе с Азариею и бывшими с ним», Дан. 3, 49), то спускали Ангела (заблаговременно паникадило разбиралось и вместо него подвешивался расписанный иконописцами ангел). Затем «отроки» троекратно обходили с «ангелом» печь, «ангел» поднимался вверх, архиерей благословлял «отроков», и далее вся утреня завершалась по чину.

В образе трёх отроков Церковь призывает нас видеть образ первых мучеников. Часто 70-летнее безбожное время советского государства сравнивают с вавилонским пленением. И те новомученики государства российского, которые вынесли ужасные страдания от гонителей, несомненно, проявили ту же непоколебимую стойкость и веру в мучениях, что и отроки вавилонские. Образ печи неуклонно возникает в сознании при воспоминании страшных гонений на сербов в местечке Ясеновац, когда в Независимом государстве Хорватия (1941–1946), по приказу Анте Павелича, в кремационных печах уничтожались тысячи сербов.

Образ вавилонской печи очень важен для правильного понимания православного подвижничества. В аскетических творениях подвижников благочестия неусыпное пребывание монашествующих в келье с целью избежания недолжных и даже благовидных развлечений и достижения духовного преуспеяния сравнивается с пребыванием в вавилонской печи, когда порой подвижник неутомимо борется с прилогами помыслов и горит в пламени страстей. «Святые отцы во дни этого душевного зноя давали такой совет: “Ешь, пей, спи, но не выходи из келлии, и она тебя всему научит”. Испытавшие такой совет называли келлию “пещию Вавилонскою”. К чему же приводит последний совет? К обретению Того, Кого обрели отроки в Вавилонской пещи. Вы, наверное, пожелаете узнать: кто такой этот более сильный? Это тот, кто имеет правильные духовные понятия. Они дают ему силу во время искушения не уклоняться с истинного пути. А другой силы человек от себя и ожидать не может, потому и несёт всё в терпении[13]».

Так возвышенно поминал трёх отроков в вавилонской печи и преп. Гавриил Седмиезерский[14].

Многие афонские исихасты предупреждали новоначальных, что сладость уединения в своей келье приходит не сразу, а любовь к уединённым подвигам стяжевается нелёгким трудом. Подчас келья молитвенника кажется ему вавилонской печью, семикратно разжённой, куда Сладчайший Господь добавляет ещё больше теплоты. Но именно горячая любовь к Богу помогает всем подвижникам, всем христианам, несущим свой малый подвиг, решиться на безмерную ревность и желание сжечь свои грехи в Таинстве чистосердечной исповеди, ибо покаяние и чистое сердце являются обязательными условиями достодолжной встречи православного праздника и радости, которая подаётся свыше и которую никто не отнимет (Ин. 16, 19).




[1] Служба Недели святых Праотец, канон, 5-я песнь, 1-й тропарь.

[2] Служба Недели святых Отец, канон, 7-я песнь, 3-й тропарь.

[3] Канон Иисусу Сладчайшему (глас 2), 7-я песнь, ирмос.

[4] Октоих. 3 глас, понедельник, 1-й канон, 7-я песнь, ирмос.

[5] Стихира на Рождество Христово, на литии, глас 5.

[6] Лопухин А.П. Волхвы с востока // Христианское чтение. 1893. № 1–2. С. 13.

[7] Тропарь, глас 2, Недели Праотцев.

[8] Исидор Пелусиот, преп. Письма. Москва, 2000.

[9] Творения святаго Ипполита, епископа Римскаго, въ русскомъ переводе. Изданіе Казанской Духовной Академіи. Вып. I. Толкованія на книгу пророка Даніила (съ приложеніемъ снимка съ мраморнаго памятника св. Ипполиту и очерка его жизни и литературной дѣятельности). Казань, 1898. — С. LIII.

[10] Сейчас входит в состав Шестопсалмия (начало Утрени).

[11] Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. Москва, 1899.

[12] «Когда душа, подавляемая треволнениями и объятая разного рода скорбями, отчаивается в человеческой помощи и всем сердцем обращается к Господу, то нисходит к ней ангел Господень, то есть слово Божие, и изгоняет пламя пылающего огня, чтобы в тайники сердца нашего не проникали огненные стрелы врага и чтобы мы не были заключёнными в печи его» // Иероним Стридонский, преп. Толкование на книги пророков Даниила, Осии, Иоиля. https://bible.optina.ru/

[13] Арсения (Себрякова) игум. Опыт духовной биографии. Письма. Москва, 2018. С. 165.

[14] Гавриил (Зырянов), преп. Письма насельницам Марфо-Мариинской обители // Симеон (Холмогоров), архим. Един от древних. Преподобный старец Гавриил. Санкт-Петербург, 2012.


+7(499)135-81-15
Секретариат