1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 16 (Чин воздвижения Креста)

Андреевский листок № 16 (Чин воздвижения Креста)

6 октября 2022
237

Андреевский листок 16

Чин воздвижения Креста

(к отданию Праздника)

 

«Кресте Пречестный, егоже обстоят

чини Ангельстии веселящеся, днесь воздвизаем,

Божественным мановением возносиши вся,

окрадением снеди отгнанныя и в смерть поползшияся,

темже тя сердцы и устнами вернии лобызающе,

священие почерпаем: возносите вопиюще Христа

Преблагого Бога и Того покланяйтеся

Божественному подножию».

(Стихира на малой вечерне,

глас 6. Подобен: «Все отложше»).

 

Воздвижение Животворящего Креста, празднуемое во всей вселенной, издревле является великим памятником воздвижения Церкви Христовой из-под ига гонений, длившихся три с половиной века. Дни празднования Животворящего Креста призывают нас одерживать победу над своими страстями, которые являются такими же врагами Христа, которыми в древности были язычники. Чин воздвижения Креста является кульминацией Богослужения двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Этот умилительный обряд воздвижения Креста и поклонения ему с целованием совершается в конце утрени всенощного бдения Праздника.

До нас дошли и исторические источники совершения этого Чина, например, в трактате «О церемониях византийского двора»[1], написанном в середине X века, подробно описано воздвижение Креста в соборе Святой Софии в Константинополе.

О древнем праздновании в Иерусалиме Воздвижения Креста, совершавшемся на Пасху, упоминает свт. Павлин, епископ Ноланский в своём 11-м письме к Северу[2] (393 год). О большом стечении в Иерусалим паломников на поклонение Кресту свидетельствует и житие прп. Марии Египетской. Предание говорит о том, что обретение Креста совершилось в пасхальные дни и лишь позже празднование поменяло дату. Симон Ассемани[3], основываясь на словах свт. Софрония, патриарха Иерусалимского[4], утверждает, что Воздвижение в древности совершалось во второй день Пасхи.

В последовании всенощного бдения праздника Воздвижения содержатся многократные упоминания о предстоящем воздвижении; верующие как бы подготавливаются к великому торжеству. Практически во всех стихирах звучит наречие «днесь» – этим Церковь акцентирует внимание на том, что воздвижение Креста совершится здесь и сейчас. Чин воздвижения Креста совершается в соборных храмах, при архиерейском богослужении, а также с благословения правящего архиерея в монастырях. Этот чин рассматривается Уставом как неотъемлемая часть Богослужения[5] (сложно ведь представить праздник Богоявления без Великого освящения воды, а праздник Пятидесятницы – без свершения великой вечерни в коленопреклонными молитвами).

Великий Чин воздвижения Креста Устав предписывает совершать пятикратно на четыре стороны: 1) восток; 2) запад; 3) юг; 4) север; 5) восток. После троекратного пения тропаря Кресту (до поклонения) наместник монастыря, совершив три земных поклона перед крестом, поднимает крест на главу («взем Честный Крест со благовонными васильками, на подножии Креста обложенными»[6]) и восходит, сопровождаемый светильниками и особенным церковным звоном, на амвон. Далее диакон произносит пять прошений особой сугубой ектении, на каждое прошение предстоятель воздвигает крест на определённую сторону. Порядок сторон света, на которые поочерёдно воздвигается Крест, появился в русском богослужебном чине в ходе исправления книг во 2-й половине XVII века.

Само воздвижение бывает так: после каждого прошения лик поет «Господи, помилуй» 100 раз (первая сотница). Сначала предстоятель осеняет крестом трижды (в ту сторону, куда совершается воздвижение), затем во время пения пятидесяти раз «Господи, помилуй» наклоняется с крестом как можно ниже. При этом два сослужащих священника поддерживают настоятеля под руки, облегчая ему преклонение и воздвижение. Лик поёт всё более низким и тихим голосом, так что в самой нижней точке поклона (как гласит Устав, глава предстоятеля должна «пядию отстояти от земли[7]») лик поёт максимально низким тоном. Затем совершающий Чин воздвижения начинает распрямляться, и лик постепенно повышает звучание. В самом конце наместник стоит прямо, лик поёт трижды «Господи, помилуй» громко и высоко, а предстоятель трижды осеняет молящихся крестом. Так происходит каждое из пяти воздвижений.

Существует практика поливания Креста душистой водой: пока настоятель опускает и поднимает Крест, один священник возливает на основание Креста душистую воду или благовонное масло. Возливание благовонного масла символизирует благодать Святого Духа, говорит архим. Иоанн (Маслов)[8]. Жидкость настаивают на лепестках роз (её называют «гуляфной» – от арабского «гюль» роза – водой), она стекает в широкий сосуд, который под Крестом держит пономарь. Прот. Константин Никольский приводит описание совершения Чина воздвижения в Большом Успенском соборе[9]. Часто эту традицию возливания на Крест благовонного масла считают московской. Это напоминает омовение и намащение тела Христова при погребении. Древняя практика гласит, что после Всенощного бдения эта «помойная» вода и масло полагались на престоле, а на Литургии после причащения раздавались верующим.

В храме св. Софии в Константинополе данный чин совершался с особой торжественностью. Всего Крест воздвигали 15 раз, когда Патриарх делал трижды по 5 воздвижений.

«Чин Великого Воздвижения Креста – это величайшая ектения, которая символизирует вознесение Христа Спасителя на Крест и освящение четырёхстороннего мира»[10].

Далее после Чина воздвижения произносится сугубая ектения[11], все трижды преклоняют колена и при пении особых стихир на Поклонение Кресту совершается помазание елеем.

Путь Креста для каждого христианина – это путь очищения, духовного совершенства и непрестанной радости. Под крестом наш внешний человек страдает и тлеет, а внутренний и духовный со дня на день обновляется (2 Кор. 4, 16). Святая Церковь, призывая своих верных чад и к безропотному крестоношению, и к непрестанному обновлению, установила в дни поклонения древу крестному украшать его зеленеющими цветами – символами жизни, надежды и радости.

Прп. Феодор Студит оставил крылатую формулу: «Для тех, кто по истине избрал крестоносную жизнь, всё остальное чуждое»[12].

Прп. Неофит Затворник писал:

«Радуйся, Крест, крестоносной жизни монахов исключительная высота и преподобных утверждение…»[13].

Несение Креста – высочайшее призвание не только монахов, но и мирян, стремящихся жить по заповедям Божиим.

 

   


[1] Constantini Porphyrogeniti De cerimoniis aulae Byzantinae libri duo / rec. J. J. Reiske. Bonnae, 1829. (Corpus scriptorum historiae Byzantinae. Bonn, 1829). Vol. 1. P. 510–550, 782–783.

[2] Cм.: Павлин, епископ Ноланский, свт. 11-м письмо к Северу // Христианское чтение. 1840. Ч. III. С. 54–63.

[3] Assemani S. E. Acta sanctorum martyrum orientalium et occidentalium. Typis Josephi Collini. 1748. Vol. 1.

[4] Софроний, Патриарх Иерусалимский. Слово на Воздвижение Креста Господня // Проповеди святителя Софрония, Патриарха Иерусалимского / пер. и комм. архим. Амвросия (Погодина). Джорданвилль, 1988. С. 92.

[5] Успенский Н. Д. Чин Воздвижения Крест: историко-литургический очерк // Православная литургия: историко-литургические исследования. Праздники, тексты, устав. Москва, 2007. С. 251.

[6] Типикон. Т. 1 [репр. изд.]. Санкт-Петербург, 1997. С. 153.

[7] Там же. С. 154.

[8] Иоанн (Маслов), архим. Лекции по литургике. Москва, 2002. С. 45.

[9] Никольский К., прот. Пособие по изучению Устава Богослужения Православной Церкви. Москва, 1995. С. 232.

[10] Дебольский Г.С., прот. Дни богослужения Православной и Кафолической Восточной Церкви: Дни Господа и Пресвятой Богородицы. Москва, 2022. С. 195.

[11] Голубцов А.П. Чиновник Новгородского Софийского собора. Москва, 1899.

[12] Theodorus Studites. Parva Catechesis 13:46–48.

[13] Neophytus Inclusus. Πανηγυρική βίβλος 8:717–720.



+7(499)135-81-15
Секретариат