1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 17 (Евангелист Иоанн как духовный пример)

Андреевский листок № 17 (Евангелист Иоанн как духовный пример)

12 октября 2022
331

Андреевский листок 17

(Евангелист Иоанн как духовный пример)

 

Иоанн Богослов «снова Бога Слова проповедует

и всю вселенную приготавливает к взиранию на небо»[1].

 

«Красоте девства Твоего и пресветлой чистоте Твоей /

Гавриил удивися, вопияше Ти, Богородице: /

кую Ти похвалу принесу достойную?..»

Богородичен отпустителен, глас 3

 

«Иисусе, девственнику Приснодеву в Матерь даровавый,

да нас девству и чистоте научиши!»

Святитель Иннокентий, Херсонский и Таврический.

Акафист Божественным Страстям Христовым, икос 11.

 

«Воистинну ты явился еси истинен друг /

и наперсник велик Учителю Христу: / на перси бо возлег, /

от нихже почерпл еси премудрости догматы».

Служба ап. Иоанну Богослову, 8/21 мая.

Стихира 2-я на малой вечерни.

 

В самом центре Андреевской обители расположен храм «иже под колоколы» (под колоколами). Во второй половине 1740-х годов на средства графа Сергея Борисовича Шереметева возводится в монастыре церковь с колокольней. В то время подобное строительство было исключительным событием, поскольку все прочие здания требовали неотложного ремонта. Самые ранние упоминания о С.Б. Шереметеве в истории Андреевского монастыря относятся к первой половине 1740-х годов[2]. В декабре 1745 г. именно на деньги графа Шереметева был отлит колокол весом в 359 пудов[3]. Уже после возобновления богослужений после времён лихолетья 10 монастырских колоколов, отлитых в Германии, появились в обители и были подняты на колокольню в апреле 1997 года. Более 20 лет на монастырской звоннице возрождал ростовские звоны и созывал на молитву замечательный звонарь Петр Алексеевич Колосов[4].

А тогда в 70-х годах XVIII в. храм был освящён в честь Архангела Михаила и в документах 70-х годов XVIII в. продолжал именоваться как «покойного графа Сергия Борисовича Шереметева новопостроенная церковь[5]». Эта церковь перестраивалась через столетие, и в 1848 году «храм под звонами» был освящён святителем Филаретом (Дроздовым) во имя св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

После возобновления монастыря в XXI веке храм по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла был в 2019 г. вновь освящён в честь Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил, но историческая память осталась. Дважды в год 8/21.05 и 26.09/9.10 монастырь отмечает малый престольный праздник и чествует Евангелиста Иоанна Богослова как покровителя обители. Изображение Иоанна Богослова, вместе с Архангелом Михаилом и мч. Андреем Стратилатом находится над Святыми вратами у входа в монастырь.

В тексте «О кончине мира», приписываемом св. Ипполиту Римскому[6], а также у Андрея Кесарийского и прав. Иоанна Кронштадтского говорится о том, что ап. Иоанн Богослов вместе с Енохом и прор. Илией будет проповедовать перед Вторым пришествием Господа Иисуса Христа.

Апостол Иоанн Богослов был особенно любим Господом за жертвенную любовь, девственную чистоту[7] и целомудрие[8]. Именно эти качества соделали Апостола тайнозрителем и наперсником Христа. Вспомним, что именно апостол Иоанн Богослов дерзнул вопрошать Господа на Тайной Вечери и возлёг к Нему на грудь ἐν κόλπος («перси» – церковнослав.) (Ин. 13, 23–25). По слову древнецерковного писателя Астерия «великий Иоанн Богослов нас тайноводствовал, когда, как некая губка, возлежа на груди Единородного, оттуда черпал знание сокрытой истины»[9]. До сих пор «наперсниками» именуются особо близкие люди, сотаинники, единомышленники. Апостол Иоанн обладал редкой скромностью и несмотря на звание «любимого ученика» (ὁ μαθητὴς ὃν ἠγάπα ὁ Ἰησοῦς — Ин. 20, 2)[10] ничем не выделялся среди прочих учеников Господа.

Апостол сопровождал Спасителя в ряде особых моментов Его земной жизни: при воскрешении дочери Иаира, на горе Фавор в момент Преображения, был свидетелем Гефсиманского моления Христа Спасителя. Именно Иоанн Богослов предстоял вместе с Пресвятой Богородицей у подножия Креста и удостоился чести хранить Матерь Божию после крестных страданий и смерти Ее Божественного Сына[11].

Об особой близости святого ученика Спасителю свидетельствует предание о местонахождении его родного дома на Сионе — в средоточии ключевых евангельских событий. Это место было восстановлено св. царицей Еленой, отыскавшей в Иерусалиме честной и животворящий крест.

«Иаков и Иоанн, сыновья Зеведея, имели дома внутри Иерусалима, рядом с архиереем Каиафой; продав их Каиафе, они приобрели вне города жилища, близкие горе Сион. Так вот туда посылает Иисус, говоря: “Найдете овча привязанное и жребя с ним”. “Там, — говорит вопрошавшим, — приготовите Пасху”. В этом доме евангелиста произошла вечеря и омовение апостолов; там явился одиннадцати апостолам Спаситель при затворенных дверях, воскресший из гроба; в нём произошло снисхождение Святого Духа и жила Богоматерь, о чём богослов услышал от распятого Спасителя: “Се, Mатерь твоя”. Этот дом почтенная и действительно святая Елена сделала прекрасным храмом и назвала Святым Сионом»[12].

Он же продолжил апостольскую проповедь в Ефесе, Риме на Патмосе и снова в Ефесе, продолжая духовное общение и встречи с другими очевидцами жизни Христа Спасителя, как, например, с Марией Магдалиной[13]. Ближайшим помощником и сотаинником св. апостола стал Прохор, сопровождавший его в Ефес, Рим и на Патмос. В части апокрифических «Деяний Иоанна», приписываемых Прохору, сообщается, что через год после вознесения Спасителя «Иоанну достался удел Асии»[14], а Прохор оказался его помощником — одним из семидесяти апостолов[15].

Пример Прохора вдохновляет. Ведь апостол Иоанн, прозванный богословом, был уникальным духовным учителем, которому было чем поделиться со своими учениками. По дороге в Ефес и во всех дальнейших путях апостол Иоанн делился своим духовным опытом и знаниями, а Прохор смиренно помогал своему учителю — делом, словом, помышлениями, а также пытался защитить его от гонений и максимально взять на себя силу ударов. Не является ли такое доброе соработничество на ниве духовного апостольского служения прекрасным примером для подражания, как и во все времена христианской истории? Несомненно, Прохор может считаться покровителем студентов и учеников, изучающих и стремящихся понять православное богословие.

Еще один ученик св. апостола Иоанна — Папий Иерапольский[16], который оставил свидетельство о том, что Иоанн так же, как в своё время его брат апостол Иаков, принял мученическую кончину от иудеев[17]. Апостола Иоанна слушал спутник апостола Павла Тимофей[18].

А сам апостол. Иоанн в святоотеческой традиции считался учеником св. Иоанна Предтечи[19] — что подчёркивает духовное преемство и смирение того, кто учился у «малейшего в Царствии Небесном» (Мф. 5, 19).

Иконографический знак евангелиста Иоанна Богослова — орёл как символ высокого парения богословской мысли. Согласно античным представлениям орёл имеет особую силу приближаться предельно близко к солнцу, яркие лучи которого растапливают его крылья. Но, упав в море, он снова обретает силы, позволяющие ему летать и продолжать предельно длинную жизнь в небесах. Тем самым в христианском осмыслении орёл — символ не только высокого богословия, но и покаяния, который являет собой пример уникального сочетания теории и практики, созерцания и деяния. А свт. Григорий Нисский называет евангелиста Иоанна «светильником»[20].

Святая Церковь именует евангелиста Иоанна тайнозрителем Судеб Божиих, поскольку именно он написал пророческую книгу Нового Завета — Апокалипсис — согласно откровению, которое он увидел «на острове Патмос в день Господень», то есть в воскресенье[21]. Согласно базовой православной догматике в более широкое понятие Откровения входят Священное Писание и Священное Предание, которые являются «носителями» Откровения. Откровение о последних временах было дано евангелисту Иоанну, написавшему в своём самом глубоком Евангелии о «начале» всего: «В начале было Слово» (Ин. 1, 1). Прошлое, настоящее и будущее предельно христоцентрично[22]. В центре мировой истории — пришествие в мир Второй Ипостаси Святой Троицы Божественного Логоса Христа Спасителя. Св. апостол Иоанн Богослов действительно смог передать самое главное, понимая при этом условность и ограниченность человеческих усилий, не способных и в малой мере передать величие Божие (см. Ин. 21, 24 «весь мир не сможет вместить»).

На иконе «Иоанн Богослов в молчании» апостол Иоанн изображается именно молчащим — с особым жестом —подносящим один или два пальца к устам в знак молчания – подтверждая свои последние слова в Евангелии о непостижимости Бога: «Многое и другое сотворил Иисус; но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг». «Определенное влияние на сложение иконографического типа могла оказать и аскетическая традиция монахов-исихастов, считавших, что обожение и приобщение к Божественной мудрости достигаются только через непрерывную безмолвную молитву»[23].

Однако, когда римский император Дометиан был готов отпустить его из Рима в Ефес при условии не говорить о Боге (со словами: «Удались и замолчи, что Бог пришёл»), он категорически отказался и в результате был сослан на о. Патмос[24]. Мужественный отказ от ложного молчания привёл к благому молчанию и получению Божественного Откровения.

Св. Исидор Пелусиот писал о том, что св. апостол Иоанн описал Божественный Логос и всё Троичное Божество «богореченным языком», который был «движим Святым Духом»[25].

Надеемся, что под покровительством св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Андреевском монастыре возродятся традиции «учительного братства» в сочетании деяния и созерцания. Будем молиться апостолу Иоанну — «евангельскому орлу» и «богословской лире», по слову св. Исихия[26], — о достижении высоких духовных идеалов.




[1] Joannes Chrysostomus. Encomium in sanctum Joannem evangelistam [Sp.] (Hippolytus Monachus. Ἰωάννου τοῦ Χρυσοστόμου ἐγκώμιον εἰς Ἰωάννην τὸν εὐαγγελιστήν // Νέα Σιών 17 (1922). P. 665:17–18.

[2] Антонова Е.В. Очерки истории Андреевского монастыря. Москва, 2016. С. 65.

[3] Розанов Н.П. Древние и другие особо замечательные предметы в приходских церквах г. Москвы // Древности. 1875. Т. 4. Вып. 3. С. 162.

[4] Колосов П. А. Под звон колоколов: Истории старого звонаря. Москва, 2018.

[5] ЦИАМ. Ф. 203. Оп. 744. Л. 427.

[6] Ср.: Hippolytus. De consummatione mundi [Sp.] 21:4–7.

[7] «Бог хочет, чтобы тот, кого сотворил Он по образу Своему, уподоблялся Ему во всем, и был бы так свят, как свят Он. Он установил различные степени святости, с тем чтобы мы в ней участвовали. Первая степень есть девство, соблюдаемое от рождения». // Творения Тертуллиана / пер. Е. Карнеева. Санкт-Петербург, 1849. С. 104.

[8] Ср.: «Девство может насадить в нас добрый корень, произращающий все блага: свободу, мужество, горячую ревность, пламенную любовь к небесному, презрение ко всему земному» // Иоанн Златоуст, свт. Об Иосифе и целомудрии // Полное собрание сочинений в 12-ти томах. Москва, 2017. Т. 6. С. 45.

[9] Asterius. Homiliae 1-14 8, 12, 4:1–6.

[10] См.: Gregorius Nyssenus. De sancto Theodoro // PG. 46. Col. 748:30.

[11] «Учениче Спасов, / девственниче и Богослове, / тебе, яко девственнику, / Деву и Богородицу Христос Бог распинаем предаде, / и Сию сохранил еси, яко зеницу ока. / Тем моли спастися душам нашим (стихира 3-я на литии, глас 1) // Минея. Май. Изд. 6-е. Москва, 2018. С. 98.

[12] См.: Vita sancti Constantini imperatoris (BHG 365n) (e cod. Patm. 179) 18:16–37.

[13] Vita sanctae Mariae Magdalenae (e cod. Oxon. Bodl. Holkham graec. 9) 13:9–13.

[14] Acta Joannis. Acta seu peregrinationes (sub auctore Prochoro) // Acta Joannis / ed. T. Zahn. Erlangen, 1880. P. 5:12–13.

[15] Acta Joannis. Acta seu peregrinationes (sub auctore Prochoro) // Acta Joannis / ed. T. Zahn. Erlangen, 1880. P. 7:2–4.

[16] Papias. Fragmenta 11,  1:1–2.

[17] Papias. Fragmenta 11,  2:1–2.

[18] Acta Timothei L. 20–24.

[19] Hesychius. In conceptionem venerabilis praecursoris (homilia 16) 9:8–12.

[20] Gregorius Nyssenus. Encomium in sanctum Stephanum protomartyrem ii // PG. 46. Col. 729:16–21.

[21] Athanasius. Synopsis scripturae sacrae [Sp.] // PG. 28. Col. 428:50–52.

[22] См.: Origenes. Scholia in Apocalypsem (scholia 1, 3-39) 4:1–3.

[23] Нерсесян Л. В. Иоанн Богослов / Иконография // Православная энциклопедия. Т. 23. Москва, 2010.

[24] Joannes Malalas. Chronographia 10, 48.

[25] Isidorus Pelusiota. Epistulae de interpretatione divinae scripturae 3, 402.

[26] Hesychius. In sanctum Lucam (homilia 21) [Dub.] 6:7–9.


+7(499)135-81-15
Секретариат