1. Главная
  2. События
  3. Освящение куличей

Освящение куличей

29 апреля 2023
323

15 апреля 2023 года, в течение всего дня Великой субботы Наместник Андреевского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы игумен Дионисий (Шлёнов) с братией обители в священном сане освящал пасхальные снеди: куличи, крашеные яйца, творожные пасхи. «Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен», — эти слова кондака 6-го гласа субботы Страстной седмицы из года в год воодушевляют верующих, напоминают богословский смысл этого дня, когда православные всего мира в великой тишине[1], благоговении и трепете ожидают снисхождения Благодатного огня; вспоминают, что после страшных Голгофских страданий Христос пребывал во гробе, словно Спящий, но в полночь отверзутся двери гроба, и Господь воскреснет.

Во всех храмах и монастырях проходит особая служба: Литургия Василия Великого с чтением особых 15 паремий (ветхозаветных чтений), которые готовят христиан к Воскресению Христову, уверяют каждую душу в грядущем воскресении собственного тела, удостоверяя, что смерть — лишь переход в иное бытие, а Христос попрал смертию смерть[2] и «мертвый ни един во гробе[3]».

Под умилительный тропарь 2-го гласа «Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда и ад разруши́л еси блистанием Божества…» священнослужители Андреевской обители окропляли столы с пасхальными куличами и радовались вместе с прихожанами наступлению Праздника праздников и торжества торжеств[4].

Происхождение традиции выпекать куличи для разговления после Светлой пасхальной заутрени идёт от традиции освящения а́ртоса. В переводе с греческого языка άρτος — это хлеб. Особый чин содержится в Цветной Триоди[5] — «Последование артоса в день Святыя Пасхи», где артос уподобляется большой просфоре: «Си́це же возследуется целование о просфоре, яже есть артос»[6]. Согласно Типикону, артос — это «всецелая», т.е. без изъятых частиц, просфора «со крестом, на ней изображенным[7]». В центре артоса обычно изображают Воскресение Христово, а по окружности — текст тропаря Пасхи. Артос напоминает верующим о пребывании с ними Воскресшего Сына Божия, Который учил Своих учеников: «Я есмь хлеб жизни» (Ин. 6, 35). Выпекаемые верующими куличи имеют тот же смысл, освящая свои маленькие артосы, православные христиане уходят домой не одни, а с Господом, «Иже везде Сый и вся Исполняяй[8]».

Артос напоминает нам об апостольских временах. На сороковой день после Своего славного Воскресения Господь вознёсся на небо, поэтому ученики в утешение оставляли место за столом Христу, как бы незримо присутствующему среди них, и полагали на это место хлеб. В обителях в течение всей Светлой седмицы артос возвышается на трапезе, напоминая монахам о заповеди той безусловной любви друг ко другу, которая была у первых апостолов. Символика Чина об артосе просходит из символики Чина о панагии[9], когда Богородичная просфора, стоящая в панагиаре на монашеском столе, символизирует присутствие Божией Матери за трапезой. Так и артос на Светлой седмице изображает присутствие за трапезой Самого Воскресшего Христа Спасителя.

После освящения за Светлой пасхальной заутреней артос торжественно предносится в ежедневных Крестных ходах, а в Светлую Субботу предварительно разделённый артос, раздается верующим как благословение на весь год. Эту святыню с радостными словами «Христос воскресе!» рекомендуется употреблять как духовное врачевство в болезнях и немощах.

 

Пресс-служба Андреевского монастыря



[1] «Да молчит всяка плоть человеча» (Σιγησάτω πᾶσα σάρξ βροτεία) — византийский гимн, который поётся в Великую Субботу вместо Херувимской песни.

[2] Слова из Пасхального тропаря.

[3] Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста на Пасху // Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 9.

[4] Канон Пасхи, песнь 8-я, ирмос // Там же. С. 6.

[5] Триодь Цветная. Москва, 1992. С. 14об.–15об.

[6] Там же. С. 15об.

[7] Типикон. Санкт-Петербург, 1997. Т. 2. С. 945.

[8] Молитва Святому Духу.

[9] Андреевский листок 19 https://andreevsky-monastery.ru/blog/detail/andreevskiy-listok-19-chin-panagii/



+7(499)135-81-15
Секретариат