1. Главная
  2. Публикации
  3. Переводы
  4. Хрисипп, пресвитер Иерусалимский Похвальное слово в честь св. Иоанна Предтечи: первая часть о рождестве пророка

Хрисипп, пресвитер Иерусалимский Похвальное слово в честь св. Иоанна Предтечи: первая часть о рождестве пророка

13 июля 2022
242

Хрисипп, пресвитер Иерусалимский

Похвальное слово в честь св. Иоанна Предтечи: первая часть о рождестве пророка

«Рождество честного Предтечи.

Светильник пришёл, и свет появится»

(Феодор Продром)1


Рождество св. пророка Иоанна Предтечи – большой древний праздник. От него начинает свой отсчёт хронология евангельской истории. Будущий пророк, который предсказал пришествие Мессии и крестил Его в водах реки Иордан, родился в семье первосвященника Захарии и его жены Елизаветы из рода Ааронова. Через шесть месяцев после рождества пророка произошло Благовещение Божией Матери, во время которого во утробе Девы Марии, как понимает ряд святых отцов, появился спасительный плод – Богомладенец Христос. Евангелист Лука начинает своё Eвангелие от Луки с повествования о рождестве пророка.

Святые отцы и христианские писатели оставили ряд гомилий и похвальных слов в честь св. пророка Иоанна. Эти гомилии и слова можно разделить на две группы:

1) Слова, посвящённые всей жизни св. пророка Иоанна. Среди авторов данной группы: Антипатер2, Хрисипп, пресвитер Иерусалимский3 и свт. Григорий Палама4, а также император Мануил Палеолог5.

2) Слова, посвящённые отдельным ключевым событиям жизни св. пророка Иоанна, включая его рождество. Среди авторов второй группы: пресвитер Леонтий6 и прп. Феодор Студит7, а также император Лев Мудрый8. Косьма Веститор составил три Похвальных слова в честь отца святого пророка праведного Захарии – по самой теме они более всего раскрывают событие Рождества св. Иоанна Предтечи9.

Слова в честь пророка Иоанна также приписывались ряду авторов, как, например, свт. Иоанну Златоустому10, свт. Андрею Критскому11 и Леонтию монаху12. Несмотря на их спорную принадлежность, данные слова представляют собой ценный духовно-назидательный материал.

В «Минологии» императора Василия II кратко раскрывается праздник Рождества Иоанна Предтечи13.

«Рождество святого Иоанна Предтечи.

Иоанн великий и преславный Пророк, Предтеча и Креститель Христа, был сыном Захарии священноначальника и Елизаветы неплодной. Родился от обетования ангела, возвестившего его отцу зачатие и, после того как тот не поверил, наведшего на него глухоту, которую разрешил сей после рождения. Он и прежде Рождества Христова взыграл в утробе своей матери, и всем о Нём благовестил…».

В этом кратком повествовании зафиксированы ключевые эпизоды: бесплодие Елизаветы, глухота Захарии, взыграние в утробе матери, которые привлекали особое внимание христианских эгзегетов и панегиристов.

Хрисипп, пресвитер Иерусалимский (V в.)14, составил в честь св. Иоанна Предтечи похвальное слово15. Все литературное наследие пресвитера Хрисиппа состоит из четырех похвальных слов, одно из которых – в честь архистратига Божия Михаила16 - было переведено на русский язык Д. Е. Афиногеновым17. Два другие – в честь Божией Матери18 и в честь св. Феодора Тирона19 – остаются непереведенными.

Приведем кратчайшие сведения об авторе пресвитере Хрисиппе – на основании главного источника сведений о нем – «Житии прп. Евфимия»20. Три брата Косьма, Хрисипп и Гавриил, родом из Каппадокии, получили воспитание в Сирии и с особым почтением относились к Лавре прп. Евфимия. Пресвитер Хрисипп был известен как «удивительный писатель» (θαυμαστὸς συγγραφεὺς)21. В течении 12 лет он «непорочно служил в хранилище Честного Креста» в Иерусалиме22 (возможно вплоть до смерти в 479 г.) – сменив в этой должности своего брата Косьму, избранного епископом Скифопольским. Его образованность была известна прп. Евфимию Великому, который о его назначении изрек пророчество23. «Прославившись в храме Святого Воскресения, он оставил многие сочинения, принятия достойные»24. Пресвитер Хрисипп присутствовал на погребении прп. Евфимия вместе с другими клириками и монахами пустыни25. Младший брат Косьмы и Хрисиппа Гавриил был также пресвитером и в течение 24 лет игуменом монастыря Святого Стефана.

Первая часть «Похвального слова в честь Иоанна Предтечи» посвящена рождеству пророка, а вторая – участию пророка в крещении Господа. Повествование о рождестве св. пророка Иоанна носит особо праздничный, вдохновенный характер. Автор пользуется приемом повтора разных вариаций одной и той же мысли. В начале в самых общих чертах описывается служение пророков. Особое внимание он обращает на таинственные откровения Бога пророкам и на тайносозерцательный характер их служения. Отец святого пророка Иоанна Захария оказывается не просто родителем пророка, но сам тайнозрителем и пророком. Его пророческое служение заключается и в рождении святого мужа – светоча, который будет предварять воплощение Бога Слова: «Захария, отец светильника Солнца Правды».

При описании матери св. Иоанна Предтечи Елизаветы основной акцент делается на святом младенце, которого она родила. В дальнейшем повествовании всё более более раскрывается пророческий и священный характер служения св. Иоанна Предтечи, который сам в диалоге с родителями объясняет свой уход в пустыню, идеал которой оказывается самым совершенным аскетическим уделом.


Предлагаем перевод первой части Похвального слова пресвитера Хрисиппа.


[На Рождество] Язык пророков проясняет, как глас трубы, духовной лиры, ибо они красуются посещением Святого Духа и уничтожили природы идолов; прояснили миру равносильную мудрость Духа; падших воздвигли и стоящих укрепили; путь спасения показали и пребывающих в заблуждении наставили; храмы и гробницы сокрушили и людей соделали храмами живого Бога; многобожие изгнали и одного Вседержителя Бога всем проповедали; царей, творивших беззаконие, обличили и народ Господень просветили; смерть, как источник бессмертия, претерпели и живут у Бога вечной жизнью. Знают их дерзновение насладившиеся их заступничеством. О неизреченное человеколюбие, о несказанная заботливость, о непередаваемое незлобие, о неисповедимый дар, о удивительные вещи непостижимого таинства, потому что среди вещественных смертных невещественные, [Бог] показал высочайшие и неизреченные глаголы, которые также отчасти открыл нам!

Одного из них Он удостоил увидеть Херувимов и шестикрылых летающих Серафимов и увидеть и услышать немолчные гласы, а другому показал увидеть многоочитых и четверообразных животных, огненные колеса и непрестанные гимны. Одному богомудро явил огонь во устах, очищающий и не сжигающий и подготавливающий к пророчеству, другому показал человеческие кости многочисленные, как обильно текущие капли, лежащие на земле, и их во мгновении он увидел как живоносное воскресение, другому же (показал) предведение лет, заступничество царей и исступление ума, затем – зверей невидимых и несозерцаемых, для нас страшных и ужасных, и предварительное сошествие Сына Божия, Который и льняным поясом препоясан был, и сила великая была у Него, так что от того невыносимого и великого страха на землю повергся пророк.

2. Итак, многие пророки, светильники и праведники видели неисповедимые вещи и видения горних престолов, но, пройдя мимо многих, мы показали вам немногих, явив из немногих для вас, верных, всё. Но равным образом мы да вспомним и об Аврааме, разве он не принял Самого Господа в своих скиниях? А тот Иов, известный и блаженнейший, достойно засвидетельствованнный и от самого Владыки и Творца всех (ибо говорил предвидящий всё Бог: «человек праведный, непорочный, истинный, богобоязненный, воздерживающийся от всякой злой вещи» (Иов. 1, 1)), и в другой раз он и через бурю и облако услышал неизреченные вещания бессмертного Царя.

Подобным же образом этот иерофант, священный делатель Богом данного и ветхого законного завета, проповедник всякой тайноводственной и божественной силы, руководитель закона и воспитатель сынов Израилевых, известный, благочестивый, зрелый годами, знаменитый, справедливейший и сослужитель ангелов, прекращение левитского священства, служитель божественных ароматов, взирающий на небо светоносный приноситель жертвы, вхожий в священное и внутреннейшее святилище, достигавший прощения народа через принесение в жертву крови овец, и коз, и быков, и птиц, стрелой раненный, как благородный мученик. Кто сей? Так значит кто? Захария, отец Пророка Предтечи и Крестителя Иоанна; Захария, иерей и пророк, получивший благовестие о рождении пророка; Захария, получивший от архангела Гавриила [весть о] рождении сына, радость и призвание; Захария, который не поверил, что в старости будет иметь сына и был осуждён на молчание; Захария, приносивший жертву и выкупавший Израиля через кровь; Захария, тот блаженнейший, оказавшийся в одном чине вместе со святыми; Захария, отец светильника солнца правды. У него связал язык за неверие ангел и разрешил безгласие родившийся ангел и вестник великого Отеческого совета Ангела.

3. Он имел жену почётную и известную, который имя Елизавета. Жена телом, но святая духом, жена по природе, но по способу выше природы, жена – светильник всякого воздержания и правды, жена, украшенная всякой добродетелью и стыдливостью, жена, полная божественной благодатью, жена, являющаяся вместилищем Святого Духа, жена, воздевающая свои ладони на высоту и вопиющая в молитве. Произошло так, что она зачала во чреве младенца, полного святости; эта Елизавета родила Предтечу благодати, звезду Солнца Правды, зарю вечного дня, вестника об оставлении грехов, прежде рождения возликовавшего, благовестника о спасении, вестника Востока, служителя Слова, светильника Света, воспитателя неразумных, целомудренного наставника в преодолении удовольствий, обличение беззакония, судию блуда, апостола прежде апостолов, руководителя в покаянии, ревнителя дерзновения, гавань пустыни, столпа воздержания, светильника чистоты, правило добродетели, вестника Нового Завета.

Ибо когда встретила Елизавета Богородицу, возликовал младенец в веселии в утробе её и поклонился Владыке природы, светильник – Свету неусыпающему.

Родила Елизавета неожиданно удержавшего в воздержании утробу; родила Елизавета соделавшего долиной пустыню; родила Елизавета заселителя небес; родила Елизавета указавшего на Собезначального Сына; родила Елизавета вестника о непостижимой Троице; родила Елизавета любвеобильного и более нового, чем горлица; родила Елизавета любителя чистоты и знатока поста, населителя пустыни, чадо незаселённых мест, по травам пустыни идущего, знатока и друга безначального Отца, Крестителя вечного Слова и зрителя Святого Духа, посланного в мир проповедовать Царствие Небесное, спутника ангелов, сослужителя архангелов, поклонника вместе с горними силами, громогласного проповедника на Иордане, уничтожителя ядовитых ехидн, проповедовавшего о якоре веры, спасителя из геенны, предшественника благодати, c охваченными огнём руками и не сгорающего, неизреченным гласом громогласно возвещающего с неба.

4. Родила Елизавета пустыннолюбивого ангела. И что говорится? Отошел Иоанн в пустыню (ср. Лк. 1, 80) – свещеносец пустыни. «Каким же образом ты отошёл в пустыню, о Иоанн, и стал пребывать с дикими зверями? Скажи нам, каким образом, оставив своих родителей, ты населяешь пустыню? Отец твой – иерофант, мать твоя преклонная, мирского вида не имеющая, воссылающая каждый день те страшные моления и гимны Владыке всех Богу и имеющая плоды спасения, через которые удостоилась получить тебя как плод; и почему ты убегаешь в пустыню, благодаря труду столь быстро забыв о питании, о пелёнках, о кормлении грудью и о слухе, что ты сын духовного таинника, священнослужителя? Разве ты не пренебрегаешь также божественными песнями? Почему ты всё оставляешь, о Иоанн, и живёшь в пустыне? Здесь поются тайноводства и богослужения священников и левитов, а там ты не находишь, с кем побеседовать; здесь песни божественные и оды духовные, а там рычание диких и бессловесных зверей; здесь пища с воздержанием, а там сильный голод. Что ты увидел более новое в пустыне? Скажи нам, о пророк, расскажи нам, что красное или желанное ты увидел там; не гласы ли божественных песен? Не оды ли духовные, единогласно возносимые? Не собрания ли священного веселия? Скажи нам, чадо, если ты увидел что-нибудь более новое».

5. Отвечая же, Иоанн сказал нам и родителям своим: «О, отче, ты таинник истины и тайноводственной литургии, ты постоянно видишь снисхождение Святого Духа, ты всегда приносишь Богу молитвы высочайших таинств, ты таинственную хвалу Правителю всех возносишь, ты также во всякий период ночи, бессонными очами Бога умилостивляя, обильно текущие капли слёз на землю посылаешь, как неиссякающий поток, и ныне говоришь мне: “Каким образом ты в пустыне пребываешь и к пустыне стремишься, настаивая и прилежа таким образом?” Разве ты не знаешь, о отец-пророк, что никто не может вступить к царю без нарядного одеяния? Никто, имея загрязненную одежду, не может приступить к царю или, имея зловонный запах, стоять перед ним; если же кто-нибудь хочет получить от него честь, то будет носить блистающую одежду, чтобы он был признан как очевиднейшим образом имеющий многое богатство славы».

«Так вот я, отче, от обоняния земного убежал и в пустыне живу, и вещественную пищу не вкушаю, чтобы жених Христос, найдя меня чистым, чисто мне явился. Я убежал в пустыню, чтобы избежать многоболезненной славы мира сего и насладиться обильной пищей Святого Духа. Я устремился в пустыню, чтобы Владыка пустыни приблизился ко мне. Я в пустыню иду, чтобы стать самовидцем и слугой неизреченных тайн. Я пустыню жажду, чтобы вещественные мысли как невещественные приобрести и, искоренив противные помыслы, отсечь их мечом Духа. (Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь (Мф. 3, 10); всякого, не пребывающего в Божественных велениях, бросают в огонь). [Я по пустыне иду далёкой и запредельной, поскольку рай достигается из пустыни. Я в пустыне живу, поскольку жаждущие ее благодаря страху Божию взлетают в небесные своды. Я к пустыне приближаюсь, чтобы стать духовным любомудром, а также пророком и вестником истины. Я пустыню жажду, чтобы стать созерцателем, зрителем, и служителем неизреченных от века сокрытых тайн. Я пустыню лобызаю и упражняюсь в ней, чтобы уловить диких зверей по уму и нечестивых в сеть жизни, то есть в святое Крещение спасения, и чтобы порождения ехидн явились порождениями света»].

Когда это так говорилось и множеством слов загадочно указывал Предтеча на то, что относится к Небесному Царствию, своему родителю иерофанту Захарии, услышав это, Захария и Елизавета прекратили излишние вопросы и, обратившись к радости и веселию, возрадовались, единогласно прославляя Бога.


Перевод и вступительная статья игум. Дионисия (Шленова)


Источники

Andreas Cretensis. Homilia in silentium s. Zacharie et in nativitatem s. Joannes [Sp.] // Donnini M. Andreae Cretensi vulgo adscripta homilia "In silentium s. Zachariae" (Par. graec. 304) // Augustinianum. 1975. Vol. 15. P. 203–211.

Antipater. Homilia in s. Joannem Baptistam (BHG 847)  // Vona C. L' Orazione di Antipatro sulla nascita del Battista e l'orazione sull'Annunciazione. Rome: Libreria editrice della Pontificia Università Lateranense, 1974. (Scrinium patristicum Lateranense; vol. 5). P. 26–66.

Chrysippus. Encomium in sanctum Theodorum // Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den heiligen Theodoros Teron / hrsg. von A. SigalasLeipzig: Teubner, 1921. (Byzantinisches Archiv; Bd. 7). S. 50–79.

Chrysippus. Encomium in Michaelem archangelum // Χρυσίππου πρεσβυτέρου ἐγκώμιον εἰς τὸν Ἀρχάγγελον Μιχαήλ / ἔδ. A. Sigalas // Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν. 1926. 3. Σ. 88–93.

Chrysippus. Oratio in sanctam Mariam Deiparam // Jugie M. Homélies mariales byzantines II. Paris: Firmin-Didot et Companie, 1926. (Patrologia Orientalis; 19, fasc. 3). P. 336–343.

Chrysippus. Encomium in Joannem Baptistam // Sigalas A. Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den hl. Johannes den Täufer. Athen: Verlag der Byzantinisch-neugriechischen Jahrbücher, 1937. (Texte und Forschungen zur Byzantinisch-Neugriechischen Philologie; Bd. 20). S. 29–48.

Cosmas Vestitor. Laudationes III in S. Zachariam // Zacharie, père de Jean Baptiste. Trois panégyriques par Cosmas Vestitor / ed. F. Halkin // Analecta Bollandiana. 1987. Vol. 105. P. 252–263.

Joannes Chrysostomus. In natale sancti Joannis prophetae [Sp.]  // PG. T. 61. Col. 757762.

Joannes Chrysostomus. In oraculum Zachariae redditum [Sp.] (fort. sub auctore Proclo) // PG. T. 50. Col.  785788.

Joannes Chrysostomus. In laudem conceptionis sancti Joannis Baptistae [Sp.] (fort. sub auctore Proclo) // PG. T. 50. Col.  787792.

Joannes Chrysostomus. De nativitate Joannis Baptistae [Sp.] // Datema C. An unedited homily of Ps. Chrysostom on the birth of John the Baptist // Byzantion. 1982. Vol. 52. P. 76–80.

Leontius. In natale sancti Joannis prophetae (homilia 1) // Leontii presbyteri Constantinopolitani Homiliae / P. Allen, C. Datema. Turnhout: Brepols, 1987. (Corpus Christianorum. Series Graeca; vol. 17). P. 69–75.

Leontius Monachus. Oratio de nativitate sancti Joannis Baptistae (Dub.) // An Encomium of Leontius Monachus on the Birthday of John the Baptist (BHG 864f) / ed. P. Allen, C. Datema // Byzantion. 1988. Vol. 58. P. 192–228.

Manuel II Palaeologus. Laudatio in s. Joannem Baptistam // Billò C. La Laudatio in s. Johannem Baptistam di Manuele II Paleologo // Medioevo Greco. 2002. Vol. 2. P. 53–62.

Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Leipzig: Hinrichs, 1939. (Texte und Untersuchungen; Bd. 49.2). S. 3–85.

Theodorus Studites. In nativitatem sancti prophetae Praecursoris Baptistae // PG. 99. Col. 748–757.

Хрисипп, пресвитер Иерусалимский. Похвала архангелу Михаилу. Пер. Д. Афиногенова // Вестник древней истории. 2009. №2. С. 232–235.



1 Theodorus Prodromus. Monosticha in sanctos totius anni Jun. 24:1–2.

Ὁ λύχνος ἦλθε καὶ τὸ φῶς μέλλει φθάσαι.

2 Antipater. Homilia in s. Joannem Baptistam (BHG 847)  // Vona C. L' Orazione di Antipatro sulla nascita del Battista e l'orazione sull'Annunciazione. Rome, 1974. (Scrinium patristicum Lateranense; vol. 5). P. 26–66.

3 Chrysippus. Encomium in Joannem Baptistam // Sigalas A. Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den hl. Johannes den Täufer. Athen, 1937. (Texte und Forschungen zur Byzantinisch-Neugriechischen Philologie; Bd. 20). S. 29–48.

4 Gregorius Palamas. Homiliae xxi–xlii 40.

5 Manuel II Palaeologus. Laudatio in s. Joannem Baptistam // Billò C. La Laudatio in s. Johannem Baptistam di Manuele II Paleologo // Medioevo Greco. 2002. Vol. 2. P. 53–62.

6 Leontius. In natale sancti Joannis prophetae (homilia 1) // Leontii presbyteri Constantinopolitani Homiliae / P. Allen, C. Datema. Turnhout, 1987. (Corpus Christianorum. Series Graeca; vol. 17). P. 69–75. 

7 Theodorus Studites. In nativitatem sancti prophetae Praecursoris Baptistae // PG. 99. Col. 748–757.

8 Leo VI Sapiens. Homilia 42.

9 Cosmas Vestitor. Laudationes III in S. Zachariam // Zacharie, père de Jean Baptiste. Trois panégyriques par Cosmas Vestitor / ed. F. Halkin // Analecta Bollandiana. 1987. Vol. 105. P. 252–263.

10 Joannes Chrysostomus. In natale sancti Joannis prophetae [Sp.]  // PG. 61. Col. 757–762.

См. также: Joannes Chrysostomus. In oraculum Zachariae redditum [Sp.] (fort. sub auctore Proclo) // PG. 50. Col.  785788.

Joannes Chrysostomus. In laudem conceptionis sancti Joannis Baptistae [Sp.] (fort. sub auctore Proclo) // PG. 50. Col.  787792.

Joannes Chrysostomus. De nativitate Joannis Baptistae [Sp.] // Datema C. An unedited homily of Ps. Chrysostom on the birth of John the Baptist // Byzantion. 1982. Vol. 52. P. 76–80.

11 Andreas Cretensis. Homilia in silentium s. Zacharie et in nativitatem s. Joannes [Sp.] // Donnini M. Andreae Cretensi vulgo adscripta homilia "In silentium s. Zachariae" (Par. graec. 304) // Augustinianum. 1975. Vol. 15. P. 203–211.

12 Leontius Monachus. Oratio de nativitate sancti Joannis Baptistae (Dub.) // An Encomium of Leontius Monachus on the Birthday of John the Baptist (BHG 864f) / ed. P. Allen, C. Datema // Byzantion. 1988. Vol. 58. P. 192–228.

13 Menologium Basilii II imperatoris (e cod. Vat. gr. 1613) // PG. 117. Col. 509.

14 См. о нем: Хрисипп, пресвитер Иерусалимский. Похвала архангелу Михаилу. Пер. Д. Афиногенова // Вестник древней истории. 2009. №2. С. 232–235.

15 BHG. № 851.

Chrysippus. Encomium in Joannem Baptistam // Sigalas A. Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den hl. Johannes den Täufer. Athen, 1937. (Texte und Forschungen zur Byzantinisch-Neugriechischen Philologie; Bd. 20). S. 29–48.

16 Chrysippus. Encomium in Michaelem archangelum // Χρυσίππου πρεσβυτέρου ἐγκώμιον εἰς τὸν Ἀρχάγγελον Μιχαήλ / ἔδ. A. Sigalas // Ἐπετηρὶς Ἑταιρείας Βυζαντινῶν Σπουδῶν. 1926. 3. Σ. 88–93.

17 Хрисипп, пресвитер Иерусалимский. Похвала архангелу Михаилу. Пер. Д. Афиногенова // Вестник древней истории. 2009. №2. С. 232–235.

18 Chrysippus. Oratio in sanctam Mariam Deiparam // Jugie M. Homélies mariales byzantines II. Paris, 1926. (Patrologia Orientalis; 19, fasc. 3). P. 336–343.

19 Chrysippus. Encomium in sanctum Theodorum // Des Chrysippos von Jerusalem Enkomion auf den heiligen Theodoros Teron / hrsg. von A. SigalasLeipzig, 1921. (Byzantinisches Archiv; Bd. 7). S. 50–79.

20 См.: Schwartz E. Kyrillos von Skythopolis. Leipzig, 1939. (Texte und Untersuchungen; Bd. 49.2). S. 3–85.

21 Cyrillus. Vita Euthymii // Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 56:5.

22 Cyrillus. Vita Euthymii // Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 56:4–5.

23 Cyrillus. Vita Euthymii // Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 55:21–28.

24 Cyrillus. Vita Euthymii // Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 49:18–19.

25 См.: Cyrillus. Vita Euthymii // Texte und Untersuchungen. 49.2. S. 55. S. 60:11–20.


+7(499)135-81-15
Секретариат