1. Главная
  2. Публикации
  3. Проповеди
  4. О Церкви судящей и милующей

О Церкви судящей и милующей

7 июня 2025
50
Игумен Дионисий (Шленов)

О Церкви судящей и милующей

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие братья и сестры!

Сегодня день Святого Духа, сегодня продолжение таинственной Пятидесятницы. Сегодня День рождения Церкви, о котором мы слышали таинственно в сегодняшнем евангельском чтении у евангелиста Матфея, ибо евангелист Матфей говорит о Церкви, о собрании, о собрании верующих в Бога, о собрании правильно верующих, о собрании правильно живущих. И это собрание обладает исключительной силой прощать и осуждать. Зачем нужно прощать? Прощать нужно потому, что у людей в их жизни накапливается много несовершенного, много греховного, много неправильного. А Церковь — это лечебница, которая прощает, которая очищает, которая приводит к Богу. А зачем нужно осуждать? Осуждать нужно тех, кто не исправляется; тех, кто не кается; тех, кто не только не хочет избавиться от своей болезни, но хочет увековечить свою болезнь, и тех, кто хочет приобщить к своей болезни других. И это осуждение — оно не в погибель вечную, оно тоже для исправления и вразумления.

Таким образом, сегодня день появления Церкви в библейской, евангельской и постевангельской истории — христианской новозаветной истории. И Церковь, с одной стороны, оказывается очень доброй, а с другой стороны — очень строгой. Доброта Церкви показана в сегодняшнем евангельском повествовании об одной заблудшей овце, ради которой пастырь оставляет девяносто девять и ищет её, пока не найдёт, а когда находит, радость об одной овце оказывается большей, чем о девяноста девяти оставшихся. А строгость Церкви проявляется в строгом вразумлении тех, кто не хочет исправляться. И это строгое вразумление тех, кто не хочет исправляться, является и ассоциируется с высшей судебной инстанцией.

В античном мире было представление о том, что если судебный спор не может быть разрешён между двумя спорящими сторонами, то нужно обратиться к третьей. При этом древние греки очень боялись обращаться к римлянам и пытались сами решить все споры, которые возникали между ними. В Византийской империи высшей судебной инстанцией был византийский император. И император Юстиниан в VI веке присвоил себе право самого высшего судии, когда все ключевые апелляционные решения принимал министр, который был при императоре Юстиниане. Таким же путём пыталась идти Церковь, но Церковь понимала, что она не такая единообразная, как государство, и в Церкви каждый Патриарх внутри каждой Поместной Церкви был такой высшей инстанцией, но не один Римский Папа или Константинопольский Патриарх. Тем самым появляется, одновременно с рождением Церкви, понятие о церковном суде, понятие о церковном праве, понятие о церковной справедливости, понятие о священных законах, которые должны быть непреложны и которые не ассоциируются с ветхозаветными формалистскими законами, понятия о законе высшей справедливости.

В то же самое время мы слышим в сегодняшнем евангельском чтении таинственные слова, которые строятся вроде бы по аналогии с этим судебным порядком, потому что если при двух или трёх свидетелях что-то не получается, то тогда нужно обратиться к Церкви. А потом Христос Спаситель говорит: «Там, где двое или троесобраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 20). Если для устроения справедливости может не хватить двух или трёх, и нужно обратиться к большему собранию людей, то последнее слово Христа Спасителя является самодостаточным. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — говорит Христос Спаситель. Даже если эти двое или трое находятся на расстоянии, по толкованию святителя Василия Великого, хоть расстояние внешне разъединяет, духовная молитва внутренне соединяет.

«Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» — говорит Христос Спаситель, обращая эти огненные слова к Своим ученикам. В этом вся суть Церкви: в том, чтобы собраться и едиными устами прославить Бога; в том, чтобы поддерживать друг друга; в том, чтобы оказывать друг другу духовную помощь; в том, чтобы проявлять подлинную христианскую любовь; в том, чтобы составить единую монашескую общину, чтобы составить единый приход, чтобы составить единую поместную Церковь, как толкуют некоторые отцы и христианские писатели, начиная с Евсевия Кесарийского.

«Там, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — эти пророческие слова о Пятидесятнице, о том, что произойдёт после Пятидесятницы во всей христианской истории, Христос Спаситель говорит их тем, кто окружал Его и кто не был в полной мере способен исполнить эти слова. С Ним находились иудеи, саддукеи, фарисеи — те, которые слышали то, о чём Он говорит, но неспособны были это исполнить. Тем самым эти пророческие слова Христос Спаситель говорит в окружении тех, кто был внешне рядом с Ним, но внутренне был далёк от Него. Эти слова Христос Спаситель говорит тем, кто не мог понять, Кто Он есть, и Сам Он не открывался им сполна. Тем самым не всякое собрание является подлинным, не всякое внешнее дело является богоугодным и не всякое общее делание является тем, которое действительно совершается ради Бога. И это заставляет нас, дорогие братья и сестры, всё, что мы делаем, делать осмысленно и предельно искренне. Делать не для того, чтобы наши добрые дела были видны современному миру, а для того, чтобы действительно и по-настоящему послужить Богу. Непознаваемый Господь находится среди тех людей, которые не познают Его, если эти люди несовершенны. И познаваемый Господь находится среди тех людей, которые познают Его, если люди стремятся жить действительно и по-настоящему ради Бога.

 «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — говорит Христос Спаситель, тем самым освящая то подлинное человеческое собрание, которое стремится к высшей цели, к служению Ему. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них», — это число (два или три) оказывается не количественным числом, а выражает всю полноту верующих. Не только на всю полноту верующих, которые живут в один момент человеческой истории, но на соборную полноту верующих, которые были в прошлом, в настоящем, и на тех, которые будут в будущем.

 «Где двое или трое собраны во имя Мое». Два или три — это священные цифры, которые указывают: одно —на Троицу, а другое —на Боговоплощение Христа Спасителя, Который воплотился, обладая божественной природой, и воспринял природу человеческую. Два или три — это таинственное число, в которое нам надо войти. Два или три — это то число, та полнота Церкви, где нам надо оказаться, чтобы Христос был посреди нас. Священники, когда совершают Божественную Литургию, говорят друг другу: «Христос посреди нас» — и отвечают: «И есть, и будет».

И мы с вами, дорогие братья и сестры, должны жить так, как будто мы находимся в присутствии Христа Спасителя, перед Его очами, и каждое дело, которое мы делаем, должно сопровождаться этим взглядом Христа Спасителя, Который смотрит на нас не как судия, который хочет нас осудить, а как врач, который хочет нас исцелить и спасти. Не как тот власть имеющий, который хочет оказаться самой последней судебной инстанцией, а как тот друг, или отец, или брат, который идёт с нами до конца и пытается нас спасти в каждый момент нашего бытия, когда мы просим, когда мы находимся в одиночестве и когда мы находимся вместе с кем-то, когда мы находимся в бедствии и когда мы благополучны, когда мы болеем и когда мы здравствуем, когда мы недоумеваем, куда идти, и когда мы твёрдо знаем путь — Христос Спаситель находится с нами, а молитва соединяет нас с Богом и соединяет нас всех вместе в единую Церковь, которая родилась сегодня, в день Святого Духа.

Будем хранить, дорогие братья и сестры, это духовное единство. Будем от него не отступать. Будем хранить это, как самое драгоценное достояние, ибо один не может сделать ничего, а двое или трое, собранные во имя Христа, могут сделать всё. Но если они собираются не во имя этого собрания и не во имя каких бы то ни было интересов, а во имя Христа, они тем самым соединяются со всеми живыми и усопшими, со всеми святыми, которые не являются усопшими, но предстоят пред Богом в Царстве Небесном, со всеми ангельскими силами, которые вечно славословят Бога; со всеми патриархами, пророками, праведниками Ветхого и Нового Завета. Молим Бога о том, чтобы мы не оказались лишёнными этого пира и осуждёнными, вместо того, чтобы удостоиться этой удивительной радости бытия в Церкви. Аминь.


[1] Проповедь на Литургии 13.06.2022. День Святого Духа.

Мф. 18, 10–20 (зач. 75).
+7(499)135-81-15
Секретариат