1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 23 (Первомученик и архидиакон Стефан)

Андреевский листок № 23 (Первомученик и архидиакон Стефан)

20 января 2023
330

Андреевский листок 23

Первомученик и архидиакон Стефан

Πρωτομάρτυρας Στέφανος

 

Венец сущему честен / Царю и Богу принеслся еси, апостоле, /

каменным биением, / словесен и многочестен, / паче злата

и камене честнаго, / венчан славою и благодатию, /

Стефане всечестне, мучеников первострадальне, /

сладкое дело же и имя, // помяни всех нас[1].

 

Одесную стояща Отца, видел еси Слова Пребезначальнаго, /

и Света неизглаголанного лице исполнил еси, / апостолов

похвало и мучеников славо; / украсился же еси венцем

камений метаньми / и кончину приял еси Божественную[2].

 

4/17 января Церковь отмечает память 70-ти апостолов. К ним относится архидиакон Стефан (греч. ἀρχιδιάκονος). Его память празднуется также 2/15 августа (перенесение мощей в Иерусалим в 428 г.) и 27 декабря/9 января. В современной богослужебной практике архидиакон — это старший из диаконов в монашествующем духовенстве, и обычно это звание даётся за долголетнюю и безукоризненную службу[3]. Но в первые дни существования Церкви «архидиакон» означало лишь старший. Архидиаконы были «оком и десницей епископов», надзирали за диаконами, заведовали благотворительными делами. Так и Стефан был старшим среди первых семи диаконов (Филимон, Прохор, Никанор, Тимон, Пармен, Николай). «Смотри, как и в числе семи один был главный и имел первенство. Хотя рукоположение было общее, но он, однако, получил бо́льшую благодать»[4].

Избрание семи диаконов (Деян. 6, 1–6) произошло по существенной нужде церковной общины того времени. После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала стремительно расти, и двенадцать апостолов осознали, что им следует всецело посвятить себя проповеди и молитве, а не подобает «пещись о столах», т.е. иметь попечение о пропитании всех нуждающихся членах общины; на это служение были определены семь мужей.

«Апостолы или преемники апостолов назначили во всех Церквах по семь диаконов, которые отличались бы более высоким званием, нежели остальные, и, стоя вокруг алтаря, подпирали бы церковное здание, словно колонны; а ещё и потому, что число семь обладает неким таинственным значением»[5].

Архидиакона Стефана считают родоначальником всего чина диаконов, хотя первоначально семь диаконов были поставлены не для служения при Таинствах, а именно помогать нести бремя благотворительных деяний. «Тот, кто говорит, что, по сказанному в Деяниях, должно быть семь диаконов, пусть знает, что там говорится не о диаконах, служащих при Таинствах, но о служащих при трапезах[6]. Как гласит Апостольский устав[7], диаконы побуждали членов общины к щедрости и добрым делам. В обязанности диаконов входило рассказывать епископу (во времена Стефана епископом был Иаков младший) обо всех болящих, чтобы тот посещал их и причащал Святых Таин. По представлениям византийцев, архидиакон Стефан вместе с Христом и апостолами совершает Божественную Литургию на небесах. В иконографии единый от 70-ти апостолов Стефан не изображается, как мученик, а как человек, несущий церковное служение диакона. Часто на иконах архидиакон Стефан держит в левой руке золотой ковчег. В ветхозаветные времена такие сосуды содержали в себе благвония. Однако св. Стефан держит ковчежец на литургическом покрове с золотыми крестами, что делает его похожим на дарохранительницу. По преданию, диаконы также могли носить Святые Дары больным и умирающим в отсутствие священника. А дарохранительницы в виде ковчега завета или храма в виде маленькой церкви с куполом и крестом воплощали идею Церкви и литургии.

В современных храмах архидиакон Стефан часто изображается на южных, диаконских (в отличие от северных, пономарских), вратах с кадильницей с надписью «Святой Стефан Первомученик». Архидиакон показан участвующим в литургии и исполняющим одну из своих важнейших обязанностей — каждение в церкви, понимавшееся как знак «благоухания Святого Духа».

На иконах святой часто изображен с тонзурой[8] и особой венцеобразной прической, которые еще в ранневизантийское время воспринимались как знак принадлежности к священству. Само имя Стефан в переводе с греческого означает венец. Как поётся в тропаре первомученику: «Царским венцем венчася/ твой верх от страданий,/ яже претерпел еси по Христе Бозе…[9]» Этот венец мученичества будет проходить лейтмотивом во всей гимнографии служб разным представителям мученического чина. Например, в тропаре покровителя Андреевского московского мужского монастыря мученика Андрея Стратилата есть такие строки: «кровными каплями, яко пречудным камением, нетленныя венцы украсил еси» (и 2593 иже с ним пострадавшии). Сам Христос Спаситель являет Собой «венец Церкви и мучеников»[10].

В первую христианскую общину входили как жители Иерусалима, так и Эллинисты. Эллинистами в Новом завете названы евреи, жившие или продолжавшие жить в рассеянии и поэтому говорившие на греческом языке как на родном[11]. Эллинистом был и архидиакон Стефан, молодой еврей, приехавший из другой страны и горячо уверовавший во Христа, «муж исполненный веры и Духа Святого» (Деян. 6, 5). Он, по словам Священного Писания, проповедовал в синагогах Либертинцев и Киринейцев и Александрийцев и совершал в народе такие великие чудеса и знамения, что это вызвало зависть у законников. Никто не мог ничего произнести против его мудрости. Иудеи обвинили Стефана в том, что он говорит кощунства против Иерусалимского храма и закона Моисеева, схватили и повлекли на суд синедриона.

Вся седьмая глава книги Деяний Апостолов[12] — это проповедь Стефана, произнесённая им перед обвинителями[13]. По словам Писания, все члены синедриона, смотря на молодого архидиакона, видели лицо Ангела, настолько вдохновенно и проникновенно он говорил. Синедрионом называлось верховное судилище иудеев, находившихся в Иерусалиме, которое состояло из 72 членов под председательством первосвященника. В таком виде синедрион просуществовал до 425 г., а со смертью Феодосия II Младшего и вовсе исчез. Синедрион собирался в особой зале Иерусалимского храма, где 71 члены полукругом, чтобы лучше видеть друг друга[14], восседали на золотых тронах вокруг подсудимого. Два писца записывали мнения судей. При голосовании относительно приговора опрос начинался с младших членов Великого совета и постепенно доходил до председателя. Такой порядок соблюдался для того, чтобы мнение высокопоставленных лиц не оказывало влияния на других членов синедриона и на результат разбираемого дела. В особых и крайних случаях синедрион собирался в доме первосвященника. Существовал так называемый «малый синедрион», состоявший из 32 членов, на таком и был осуждён Господь наш Иисус Христос. Судилищу синедриона подлежали важнейшие народные дела, ему подлежали обсуждения о войне и мире, о правительственных должностях, важнейшие административные меры относительно церковных дел, определение новолуний, учреждения богослужебные, касательно жертв, суждения о способности священников. Решениям синедриона обязаны были повиноваться безусловно все. Влияние синедриона простиралось и на царя[15].

На судилище Стефан своей речью посрамил обвинителей. Архидиакон был первым христианином, который осознавал необходимость отмены многих постановлений Моисея. Отрицание им обрядового закона Моисея и суровое обличение членов Синедриона в противлении Святому Духу и в убийстве Иисуса Христа привели судей в бешенство[16]. Слова Стефана: Вышний не в рукотворённых храмах живёт (Деян. 7, 48), что было лишь указанием на слова пророка Исайи, заставили членов синедриона скрежетать зубами. Рукотворёнными в те времена обычно называли языческих идолов, а применение этого слова к Иерусалимскому храму было расценено, как высшее оскорбление. Когда Стефан поднял глаза к небу, он увидел Иисуса Христа во славе, таким образом Сам Господь укреплял Своего первого мученика.

В ярости иудеи осудили молодого архидиакона на казнь. У иудеев существовало четыре вида казни: побиение камнями, сожжение, убиение мечом и удушение. Распятие было римским, особо страшным видом казни. Святой первомученик Стефан был самым первым христианским мучеником за веру, принявшим традиционную иудейскую казнь побиением камнями.

Побиение камнями до смерти (по-евр. скила, по-лат. лапидация, или забрасывание камнями, от лат. lapis, lapidis — «камень») — самый тяжелый вид иудейской казни. Таким способом убивали и женщин, взятых в прелюбодеянии. Человека поили обезболивающей настойкой из наркотических трав, возводили на постройку, которая называлась «дом скилы». Её высота была в два человеческих роста. Затем один из участников казни толкал осужденного в спину так, чтобы тот упал с башни вниз. Если человек упал на лицо, его переворачивали лицом кверху. Человек, стоящий на башне, брал тяжёлый камень, который еле мог поднять, и кидал на грудь лежащего внизу. Затем все начинали метать в осуждённого камни.

Перед смертью Стефан молился о своих убийцах, как некогда Сам Господь. И как Господь на Кресте предал дух Своему Небесному Отцу, так и Стефан молился Христу: Господи Иисусе! Приими дух мой. (Деян. 7, 59). Он стал первым христианином, пострадавшим за Христа, кто мученичеством подражал своему Учителю и Господу. Из его страданий все христиане обязаны вынести урок кротко молиться о своих обидчиках, как делал это архидиакон Стефан, принявший самую тяжёлую казнь, но теме не менее воскликнувший перед смертью: Господи! Не вмени им греха сего (Деян. 7, 60). Святой великодушно простил своих убийц, устремив взор на Иисуса Христа, Который Сам принял душу Своего первого мученика (Деян. 7, 1).

Тертуллиан изрёк, что «кровь мучеников есть семя Церкви». Именно молитвами Стефана укрепился и Савл, который во время убийства сторожил одежды и одобрял казнь, но потом обратился ко Христу и стал великим апостолом Павлом.

Как мученик, архидиакон Стефан, изображается на иконах в белом стихаре, символизирующем небесную чистоту. Софроний Иерусалимский считает, что стихарь — это образ облачённых в белое ангелов[17]. На некоторых иконах архидиакон держит пальмовую ветвь, часто изображён в пространстве некоего сада, обозначенного позёмом с золотыми растениями, что свидетельствует об указании на «райское» Богослужение.

После кончины тело первомученика бросили без погребения на съедение зверям и птицам, хотя по закону убитого камнями надо было предать погребению в тот же день до захода солнца. Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. 5, 34–40), послал преданных ему людей взять тело Стефана и похоронить на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима. Когда скончался тайный ученик Господа Никодим, приходивший к Нему ночью, Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиак. Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший Святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребён при гробе первомуч. Стефана и св. Никодима.

В 415 г. архиепископ Иоанн, епископ Елевферий Севастийский и епископ Елевферий Иерихонский обрели и торжественно перенесли в Иерусалим. С того времени от мощей начали совершаться исцеления. Житие св. Мелании младшей» сообщает о принадлежавших ей мощах Стефана, помещённых в мартирии[18].

При святом благоверном царе Феодосии Младшем (408–450), мощи святого первомуч. Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь св. диак. Лаврентия, а по создании храма в честь первомуч. Стефана перенесены туда.

Частицы мощей святого также находятся в Киево-Печерской Лавре, в румынском монастыре св. Стефана, в афонских монастырях Зограф, Ставроникита и Констамонит. Один из шести ныне действующих монастырей Метеоры, назван в честь Первомученика.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры, особой пристройке с южной стороны Троицкого собора. Своё название она получила от имени архиеп. Новгородского Серапиона, преставившегося в Лавре 16 марта 1516 г., над гробом которого она была сооружена. Свой современный вид с богатым убранством строение получило при наместнике архим. Антонии (Медведеве). Именно на этом месте была келья Преподобного Сергия Радонежского, где ему явилась Сама Пресвята Богородица.

 

«Стефане славне, / Небесножителю, /Христов угодниче блаженне, / молитву сотвори о душах наших[19]».




[1] Минея. Август. 2/15. 3-я стихира на «Господи, воззвах», подобен «О, преславного чудесе».

[2] Минея. Декабрь. 27 декабря/9 января. Светилен, подобен «Духом во святилище».

[3] Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона // Чиновник архиерейского священнослужения. Москва, 2020.

[4] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на Деяния Апостольские. Беседа 15.

[5] Беда Достопочтенный. Изложение Деяний апостолов.

[6] Аристин // Правила Святых Вселенских соборов с толкованиями. Москва, 2011.

[7] Апостольские предания. Бевергий как собиратель Апостольских правил.

[8] Тонзура – особое остриженное место на макушке у духовных лиц. По мнению Е. Е. Голубинского на Руси у лиц духовного звания тонзура была лишь до XVIII в.

[9] Минея. Декабрь. 27-е число. Москва, 2018. С. 407.

[10] Василик, Владимир, диак. Византийская гимнография и Туринская плащаница // Христианское чтение. 2005. № 25. С. 143.

[11] Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. Москва, 1999.

[12] Паремии 2, 3 при всенощном бдении в случае престольного праздника // Минея. Декабрь. 27-е число. Москва, 2018. С. 401–405.

[13] Разбор основных положений речи Стефана дан в: Moessner, D. The Christ Must Suffer: New Light on the Jesus—Peter, Stephen, Paul Parallels in Luke-Acts // Novum Testamentum. 1986. 28. P. 220–256.

[14] Арфаксадов Ф. Иерусалимский синедрион: историко-археологическое исследование // Иерусалимский синедрион: Историко-археологическое исследование. Казань: Типо-литография Императорского университета, 1903.

[15] Синедрион // Библейская энциклопедия / Никифор (Бажанов), архим. Москва, 2005.

[16] Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Деяний святых апостолов. Москва, 2006.

[17] Софроний Иерусалимский. Слово о Божественном священнодействии // Писания св. отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию Православного богослужения. Т. 1.

[18] Clark E. A. Claims on the Bones of Saint Stephen: The Partisans of Melania and Eudocia // Church History. 1982. Vol. 51. P. 141–156.

[19] Минея. Декабрь. 27-е число. Стихира 5-я на Хвалитех. Москва, 2018. С. 418.

+7(499)135-81-15
Секретариат