1. Главная
  2. Публикации
  3. Андреевские листки
  4. Андреевский листок № 24 (Покаяние блудного сына)

Андреевский листок № 24 (Покаяние блудного сына)

13 февраля 2023
230

Андреевский листок 24

Покаяние блудного сына


В кондаке Недели о блудном сыне передается диалог между блудным сыном — грешником и Отцом — с прописной буквы, а не со строчной, ибо относится к Богу. Значит, каждый читающий кондак с верой и упованием покаянно обращается к Богу, искренне испрашивая у Него прощение. Каждый православный христианин может сравнить себя с блудным сыном и постараться испросить прощение, оставляя результат своей просьбы на милость Бога-Победителя и исполнителя прошений.

«Оте́ческия сла́вы Твоея́ удали́хся безу́мно,/ в злых расточи́в е́же ми пре́дал еси́ бога́тство./ Те́мже Ти блу́днаго глас приношу́:/ согреши́х пред Тобо́ю О́тче ще́дрый,/ приими́ мя ка́ющася,// и сотвори́ мя я́ко еди́наго от нае́мник Твои́х» [1].

Святая Церковь всё ближе и ближе подводит своих чад к порогу Великого Поста, который сам по себе является преддверием Пасхи. В прошлое воскресенье было особое воспоминание о мытаре и фарисее, из которых первый оказался более оправданным чем второй. Менее достойный внешне оказался более достойным внутренне — через подлинное покаяние и смирение.

Второе подготовительное к посту воскресенье посвящено памяти о возвращении блудного сына. Блудный сын — по возвращении — оказался принятым своим родным отцом радушнее, чем старший сын, который никуда не уходил и ничего не расточал. Идея покаяния ещё более поддерживается через пример блудного сына, который почти погиб, но нашёлся и нашёл в себе силы смиренно вернуться в дом своего отца.

Для каждого православного христианина предельно важно покаяние как осознание своих грехов и несовершенств в стремлении их исправить. Любой грех — не только большой, но и малый — приводит к удалению от Бога на чужбину, повторному грехопадению, поражению, огромному неуспеху. Так или иначе, грех — это плохо. Грешить нельзя. Ничего не делать — тоже грех, делать неправильно — грех, самооправдывать себя — ещё хуже, ошибаться даже не по своей воле — нехорошо. Также очень опасно состояние равнодушия, безынициативности на духовном поле, когда можно сказать самому себе: подожду до завтра, а завтра начну исправляться. Сколько раз будем говорить: «завтра»? Десять, сто, тысячу или даже нет смысла считать? Поговорка «не согрешишь, не покаешься» утешает, но тот, кто привыкает к формализму в исповеди и духовной жизни, оказывается неисправимым лицемером, который пытается скрыть своё лицемерие под маской благочестия. Грешить плохо. Грешить не положено. Значит надо каяться и исправлять ситуацию.

Но, может быть, после маленького греха путь не такой далёкий? По учению свт. Василия Великого, малые грехи практически равны большим. От малого рождается большее. Трудно провести границу тому, кто сам занимается демонтажем духовных ограждений в своей собственной душе. Малый помысел тождественен серьезной страсти. Помысел, и страсть, и даже демон — почти одно и то же с точки зрения тех строжайших отцов египетской пустыни, которые искоренили в себе всё недолжное, как засохшие растения в пустыни — с корнем до основания. Конечно, есть определённые этапы формирования страсти, но лучше не рисковать и не ждать пока в нас вырастет трудноискоренимое древо.

Возвращение в дом отца… Не похоже ли это возращение на паломничество к священной цели или, что, в итоге то же самое, на обратный путь с драгоценным богатством, приобретённым в духовном пути? Как много смыслов открывается в памяти о той притче, которую Христос Спаситель поведал Своим ученикам.

Евангельский сюжет возвращения блудного сына хорошо известен, и нет смысла его пересказывать. Обратимся к осмыслению данного повествования святыми отцами и христианскими писателями.

Но прежде начнем с этимологии. По-русски, мы говорим «блудный сын». По-гречески, блудный ἄστος, дословно «пропащий, погибающий», дословно «тот, который не может быть спасен»[2]. Для слова «блудный» есть другое более точное соответствие πόρνος. А на славянском языке «блудный» означает «заблудший», то есть сбившийся с пути, потерянный, и тем самым погибший. Греческое слово «блудный» пишется как с ι подписной (ἄσῳτος), так и без ι (ἄσωτος). Первый вариант сильнее подчёркивает связь с глаголом «спасать». Значит «блудный сын» — это потерянный сын, тот, который по сути погиб и потерял спасение.

Изредка выражение «блудный сын» встречалось в античной литературе[3].

Блудный сын по возвращении получил «печать» спасения — подобно спасающимся с правой стороны (ср. Мф. 25, 31) — от Отца[4]. Он же является символом греха — в своём состоянии расточения нажитого отцом богатства[5].

В «Апостольских постановлениях» делается указание принимать возвращающегося с покаянием как блудного сына:

«Если кто-нибудь, возвратившись, покажет плод покаяния, тогда и молитвенное общение примите его, как сына погибшего, блудного, того, кто с блудницами уменьшил отеческое достояние, свиней пас и желал наполниться рожками, и не смог, но покаялся и снова устремился к Отцу…»[6].

В молитве преподобного Ефрема Сирина отмечается:

«И отныне надеюсь на Твою благодать, что Ты укрепишь в заботе о моём спасении. И ныне я припадаю, молясь, защити меня, сбившегося с пути правды; излей на меня множество щедрот Твоих, как на блудного сына, потому что я постыдил житие мое, расточив богатство Твоей благодати. Помилуй меня, Боже и не вмени мне во зло мою греховную жизнь»[7].

Блаженный Феодорит пишет: «Блудный сын указывает на пришедшее падение сразу после крещения. Ибо получив надлежащую часть отеческого имения и её блудно расточив, он вернулся; но однако удостоился первого одеяния, и через перстень получил божественный образ, и вкусил от упитанного тельца, и составил великий праздник для отца. И потому всякие Господние учения и деяние научают исцелению согрешивших…»[8]

«Не подобает павшему настаивать на прегрешении, но через покаяние приобретать в качестве плода спасение, как Ламех, как блудный сын, как разбойник на кресте висевший глаголом веры стал гражданином рая»[9].

Преподобный Симеон Новый Богослов писал в одном из своих гимнов:

«Но к Твоей, Человеколюбче, я прибежал милости,

Дерзая, что Ты спасёшь меня даром, Всещедрый,

И помилуешь, как Бог, словно некогда блудницу

И как блудного сына “согрешил” сказавшего»[10].

Во всех вышеприведённых цитатах звучит лейтмотив покаяния. Блудный сын в святоотеческой традиции стал своеобразным образом глубочайшего покаяния, которое необходимо каждому православному христианину. Удивительным образом смысл цитат соотносится со смыслом кондака в честь данного духовного воспоминания о покаянии блудного сына.

Иногда мы привыкаем к словесным формулировкам и не совсем понимаем при этом их глубокий внутренний смысл. Для некоторых православных христиан Неделя о блудном сыне — это единственный день для размышления о собственном покаянии. Это неправильно. Однако Неделя о блудном сыне действительно является особым праздником покаяния, призывом к душе — вернуться и покаяться при жизни, чтобы получить не только посмертное воздаяние, но и прижизненную предваряющую глубокую радость. Такой радостью были полны сердца святых отцов, которые сравнивали каждую человеческую душу, идущую путём покаяния, с возвращением блудного сына.

О если бы и мы удостоились царского пира и священного перстня божественного образа! Всё зависит в том числе и от нас. Будем по-настоящему и ревностно стараться. Неужели Бог, проявивший безмерную милость и царскую щедрость к заблудшему сыну, оставит без внимания и помощи всех Своих сыновей и дочерей (которые сами должны себя ощущать неключимыми рабами или служителями Божиими), которые пусть и с ошибками, падая и вставая, пытаются идти и действительно идут путём спасения?



[1] Триодь Постная. Москва, 1992. С. 32.

[2] Так и указывается в лексиконе Лиддел–Скотта–Джонса (LSJ) ἄσωτος, ον, (σῴζω)

«не имеющий надежды на спасение, в отчаянном положении» (having no hope of safety, in desperate case).

В нравственном смысле «оставленный» (abandoned).

[3] См.: Флавий Филострат. Жизнеописания софистов 2 (Olearius P. 603:31).

Ср. у Филона Александрийского: О провидении Fr. 2, 4:1.

[4] См.: Ориген. Фрагменты на Иеремию (в катенах) 14:6–9.

[5] Ориген. Гомилии на Луку 38 (Origenes Werke. Bd. 9 / hrsg. von M. Rauer. Berlin: Akademie-Verlag, 1959. (Die griechischen christlichen Schriftsteller; 49 (35)). S. 215:19–23).

[6] Апостольские постановления 2, 41:1–6.

[7] Ефрем Сирин, прп. Молитва (Precatio) (σίου φραίμ το Σύρου ργα. Τ. 2. Θεσσαλονίκη, 1989. Σ. 456:3–8).

[8] Феодорит, блж. Еретических басней опровержение (PG. 83. Col. 552:19–28).

[9] Нил Анкирский, св. Послания 4, 33:7–12.

[10] Симеон Новый Богослов, прп. Гимны 42:50–53.

+7(499)135-81-15
Секретариат