1. Главная
  2. События
  3. Семинар по древнегреческому языку: итоги

Семинар по древнегреческому языку: итоги

10 июня 2023
278

Семинар по древнегреческому языку: итоги

В Андреевском монастыре успешно завершился первый семестр работы семинара по древнегреческому языку.

Каждые две недели участники из МДА, ПСТГУ и других учебных заведений собирались вместе, чтобы читать, разбирать и переводить тексты на древнегреческом языке. Ход семинара был следующим: открывало заседание сообщение одного из активных участников (В. Д. Кулешина, В. М. Франжева, К. М. Комарова и Р. С. Соловьёва), за которым следовало обсуждение, а также исправление готовящегося текста комментария к речи.

Так, за четыре первых собрания (09.02, 23.02, 09,03, 23.03) участники подготовили учебный комментарий к третьей речи Исократа «Никокл», включающий в себя введение, греческий текст, словарь, синтаксический и реальный комментарий к тексту. На первых встречах особое внимание уделялось греческому синтаксису и подробному разбору ключевых фрагментов речи, иллюстрирующих особый стиль исократовской риторизированной прозы. 5 апреля аналитическое чтение речи Исократа было завершено: бо́льшая часть этого семинара была наполнена сообщениями, которые легли в основу введения к изданию Исократа: литературный контекст речи, её место в творчестве Исократа, а также языковые и стилистические особенности разбираемого текста.

После пасхального перерыва участники взялись за разбор трактата «О Духе», приписываемого свт. Василию Великому и входящего в пятую книгу сочинения «Против Евномия». Разобрав вопросы атрибуции текста и обсудив, почему этот текст, при всей его ортодоксальности, скорее всего не принадлежит свт. Василию, участники семинара обратились к чтению текста, вдохновлявшего его автора: трактат Enn. 10.5.1 Плотина «О трёх первоначальных ипостасях». Р. С. Соловьёв сделал сообщение о восходящем и нисходящем движении в метафизике Плотинова универсума, после чего В. Д. Кулешин рассказал об Эннеадах Плотина в целом и взаимосвязи отдельных трактатов в рамках всего корпуса Эннеад. После теоретической части участники перешли к чтению и медленному разбору трактата Плотина. Так, 11 мая успели прочитать и разобрать первую Enn. 10.5.1, тогда как на семинаре, состоявшемся 26 мая, участники внесли дополнения и исправления в сообщение о мироздании Плотина, а также уточнили значение терминов φύσις и ύποστασις. Кроме того, В. Д. Кулешин выступил с докладом о роли Порфирия в понимании трех главных сущностей. Порфирий сбил на одну ступень вниз систему Плотина «Единое – Ум – Душа» и получил три проявления (ипостаси) Единого в виде «Ум – Душа – Чувственный мир». Р. С. Соловьев рассказал о рецепции модели Плотина/Порфирия в последующей литературной традиции в контексте полемики с христианами и указал на её принципиальное различие с христианской Троицей. Далее участники перешли к параллельному чтению трактата Плотина и «О Духе». Свт. Василий, опираясь на модель построения Плотина, создает совершенно новый по смыслу текст и совершает антропоцентричный поворот, акцентируя внимание на освящающей деятельности Духа. Участники обратили внимание на искусственные, выделяющиеся из общего хода мысли построения в тексте «О Духе», которые позволяют решительно утверждать зависимость от трактата Плотина.

На заключительном семинаре, состоявшемся 8 июня, завершили чтение второй главы трактата Плотина и «О Духе». Текст свт. Василия, по сравнению с трактатом Плотина, обладает большей конкретикой: вместо абстрактных компонентов метафизической конструкции мы видим освящающую силу Духа, примеры, истолковывающие и даже перетолковывающие текст Плотина. Окончание текста «О Духе» наполнено полемикой с терминами аномеев. Картина, опровергаемая автором, не только платоническая по духу, но и напоминает космологию яркого представителя аномеев Евномия.

Уже осенью участники соберутся, чтобы выяснить, нет ли здесь, кроме очевидной зависимости от текста Плотина, полемической заостренности к актуальным в то время спорам с аномеями. Для этого участники проанализируют Liber apologeticus Евномия и конкретно его исповедание веры на предмет связи с метафизической системой Плотина. Подтвердим или уточним тезис о. П. Папагеоргиу о наличии такой связи, участники соотнесут текст «О Духе» с полемикой против Евномия. Результатом этой работы станет учебное пособие по аналитическому чтению «О духе» в кругу всех релевантных для него текстов (Плотин и Евномий).

Семинар открыт для новых участников. Возможна как активная работа, так и роль наблюдателя в том числе в дистанционном формате. По вопросам участия обращайтесь к иерод. Григорию (Трофимову) по адресу: trofimovpetr1999@yandex.ru

+7(499)135-81-15
Секретариат