О духовном восхождении
игум. Дионисий (Шлёнов)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Дорогие братья и сестры!
Сегодня день памяти Вознесения Христа Спасителя. Христос Спаситель вознёсся на горе Елеон — на той самой горе, на которой Он таинственно наставлял Своих учеников. На той самой горе, на которой потом был возведён Елеонский монастырь и был устроен особый храм в честь Вознесения Христа Спасителя с VI века. Но ныне, когда приезжают паломники в Иерусалим и посещают место Вознесения Христа Спасителя, то они видят малую часовню, устроенную во время походов крестоносцев, находящуюся в ведении мусульман — без единой иконы, с одной из двух стоп Христа Спасителя, потому что когда-то было две стопы, но одна стопа была вырезана с камнем и перенесена мусульманами в другое место.
Христос Спаситель возносится и оказывается превыше неба и земли, как Царь всей Вселенной — так он изображается на иконе Вознесения, когда Он восседает как Царь в силах, а под Ним находится Божия Матерь, Которая олицетворяет всю Церковь Христову. И эта сила, это величие Христа Спасителя сочетается с крайним смирением. С крайним смирением того места, с которого Он вознёсся. И для нас, дорогие братья и сестры, тем самым выстраивается духовная лествица, и мы стремимся зайти по этой духовной лествице, по ступеням смирения, кротости, терпения, воздержания и прочих христианских добродетелей вслед за Христом Спасителем. Святитель Григорий Палама так и говорит, что все воскреснут: и праведники, и грешники, но вознесутся вслед за Христом Спасителем только достойные — те, которые очистили себя и достигли святости.
И вот перед нами праздник Вознесения, в том числе это праздник духовной высоты. Праздник той духовной высоты, к которой надо стремиться. Праздник той духовной высоты, о которой надо заботиться. Праздник той духовной высоты, о которой надо помнить. Праздник той духовной высоты, к которой приобщается паломник, если он приедет на святую Афонской гору и будет подниматься на высоту 2033 метра к святому храму Преображения, а по дороге повторять таинственное речение: «Восхождение в сердце своём полагаю» (Пс. 83, 6). Полагать восхождение в сердце, духовно восходить ощущать духовную высоту, как находящуюся вне нас и одновременно в глубине нашей собственной души. Очищать самого себя для Бога. Эти духовные смыслы праздника Вознесения очень важны, потому что часто наша жизнь имеет приземлённый характер. Мы знаем, что есть духовная высота, но не стремимся к ней, или откладываем на потом это стремление. Мы восходим на духовную высоту, но потом быстро спускаемся в свои собственные задачи и проблемы. Нам Господь открывает духовную высоту как откровение, а мы теряем это духовную высоту в заботах своей повседневной жизни.
Праздник Вознесения — это особенный праздник, его очень трудно понять, его труднее понять, чем праздник Воскресения и чем праздник Преображения. Христос покидает этот мир, и в душе складывается чувство печали, как будто и нас с вами покидает Христос Спаситель. Но Христос Спаситель покидает этот мир не для того, чтобы оставить этот мир, а для того, чтобы проявить о нём бóльшую священную духовную заботу. И пребывая одесную Бога Отца на небесах в Своем царственном величии, Он призывает и нас к достижению этого величия через таинственное обожение.
Будем стараться, дорогие братья и сестры, хранить в своей душе не только память о духовной высоте, но каждый день полагать духовные усилия для того, чтобы не оставаться в своём нерадении и безразличии, чтобы преодолевать грехи, чтобы приобретать добродетели, чтобы следовать вслед за Христом Спасителем. Христос Спаситель, вознёсшийся на небо, тем самым оказывается Царём, ибо восседает на небесном престоле по-царски. По-латински царь — rex, и если мы откроем определение того, кто же является таким царём, мы увидим rex, qui regit fines — «царь, который определяет пределы». С древнейших времён было представление о царе как о священнике, который определяет пределы и границы и проводит границы между священным и несвященным. Человек, который живёт в плену своих собственных представлений, мыслей, который далек от Бога, для него весь его мир — это не священное, а область священного находится где-то вдалеке. А святой человек, который молится, который сражается, который преодолевает самого себя, для него весь мир оказывается священным пространством. Границы священного распростираются, становятся живыми и подвижными. Царь, который определяет пределы — и вот Христос Спаситель определяет для нас священные пределы — священные пределы нашей жизни.
Будем стараться жить так, чтобы ощутить эти священные границы и не построить в своей собственной жизни и в своём собственном сердце непроходимую стену между собой и Богом. Будем уничтожать эти греховные стены и устремляться по лестнице добродетелей вслед за Воскресшим, Вознёсшимся, Преобразившимся и нас Спасающим Христом Спасителем. Аминь.
[1] Проповедь на Всенощном бдении 1.06.2022.
Ин. 12, 36–47 (зач. 43).
Мф. 11, 27–30 (зач. 43).
Лк. 6, 17–23 (зач. 24).