1. Главная
  2. Публикации
  3. Статьи
  4. Из истории исполнения Символа веры

Из истории исполнения Символа веры

21 января 2023
548

П. С. Антонов


Из истории исполнения Символа веры[1]


У протопресвитера Александра Шмемана есть замечательные слова: «В жизни христианской Церкви с давних пор занимал и продолжает занимать особое место так называемый Символ веры: сравнительно краткое исповедание того, во что верит Церковь. Слово «символ» в его первоначальном значении можно перевести так: то, что «держит вместе, соединяет, содержит». Так вот, Символ веры именно со-держит все эти истины, которые — верит Церковь — необходимы для человека, для полноты его жизни и для спасения от греха и духовной гибели»[2].

Символ веры, утвержденный на I и II Вселенских соборах (325 и 381 гг.), существенно отличается от большинства богослужебных текстов. Будучи вероучительным догматическим документом, он не содержит хвалебных и молитвенных обращений, свойственных псалмам и гимнографии. Иначе говоря, его функция – юридическая, законоположительная. Поэтому в восточной христианской практике начиная с VI в. этот текст за богослужением не пелся, а традиционно читался одним из присутствующих. Кроме основного места – на Литургии – Символ веры всегда звучит в чинопоследованиях крещения, рукоположения в епископа и Торжества Православия.

На Руси пение вместо чтения Символа веры впервые зафиксировано во времена Стоглавого собора 1551 г., узаконившего местную псковскую традицию (до этого, кстати, считавшуюся еретической). По мнению одного из наиболее авторитетных исследователей русского церковного пения И. А. Гарднера, есть все основания полагать, что этот обычай возник не без влияния западного богослужения. С северными европейскими странами у Пскова были тесные торговые и культурные сношения, а там номер «Credo» стал неотъемлемой певческой частью мессы[3].

В отдельных певческих рукописях начала XVII в. встречается «Верую» знаменного распева, что, однако, не позволяет говорить о степени распространения такой певческой традиции. Повсеместное же пение Символа веры на Литургии распространилось в России лишь в конце XIX в. Священник Константин Пархоменко по этому поводу отмечает: «В 1880-е годы о том, петь или читать Символ веры, много спорили, поэтому церковная власть дала разъяснение. В официальном журнале Русской Православной Церкви («Церковный вестник», 1892, № 22) было разъяснено, что Символ веры следует все же петь»[4]. Причем предполагалось, что петь должен именно хор. В одном из авторитетных пособий по литургике 1886 г. говорится менее определенно: «За словами диакона: «двери, двери» лик поет или читает выразительно и громко Символ веры»[5].

В 1878 г. П. И. Чайковский создал авторский цикл «Литургии св. Иоанна Златоуста». Вопрос о том, подходит ли этот опус для богослужения, остается весьма спорным. Бесспорно лишь то, что он стал образцом для многих последующих композиторов конца XIX – начала XX вв. Поэтому в разнообразных литургических циклах, представленных в творчестве А. Архангельского, А. Кастальского, П. Чеснокова, А. Никольского, С. Рахманинова и других авторов, мы, как правило, обязательно найдем и Символ веры.

Оригинальный способ исполнения этого важнейшего текста, который мог примирить сторонников его чтения и пения, придумал А. Т. Гречанинов. На премьере его второй Литургии, которая состоялась в 1903 г. в зале московского Благородного собрания, это песнопение, вопреки существовавшим правилам не аплодировать на концертах духовной музыки, вызвало бурные аплодисменты. После исполнения Литургии в С.-Петербурге, согласно Высочайшему пожеланию, Придворная капелла должна была петь «Верую» Гречанинова еженедельно на воскресном богослужении, а композитору была назначена пожизненная пенсия[6].

Новизна заключалась не только в средствах музыкальной выразительности, но и в распределении «ролей». Гречанинов написал произведение для канонарха (именно так правильно будет назвать сольную партию альта) с хором. Для хора с одним или несколькими солистами существовало немало авторской музыки, и во всех подобных произведениях акцент делался на вокальных данных того, кто исполняет соло. У Гречанинова же основная функция канонарха не певческая, а декламационная – возглашение Символа веры. Хор при этом аккомпанирует солисту повторяющимся словом «верую», которое в конце, соответственно тексту, сменяется словами «исповедую» и «чаю». Удачно найденная композитором форма впоследствии стала примером для подражания других авторов.

Обычай петь «Верую» всеми присутствующими в храме появился относительно недавно. По данным одного из старейших московских регентов В. А. Кондратьева, такая практика возникла уже в советское время, в середине 1930-х гг. Многим сейчас трудно представить Литургию без общенародного пения этого текста, что вполне объяснимо. К сожалению, народ Божий из участников богослужения постепенно превратился в зрителей и слушателей, и желание хоть как-то поучаствовать в пении на службе, безусловно, достойно всяческой поддержки. Остается только пожелать, чтобы другие не менее важные тексты были так же хорошо знакомы всем верующим, как Символ веры или «Отче наш».

 




[1] Фрагмент статьи П. Антонова «Символ веры А. Гречанинова и его интерпретации дореволюционными хоровыми коллективами». Полный текст см.: Южно-Российский музыкальный альманах, 2021, № 3, стр. 97-103.

[2] Шмеман А., прот. Символ веры. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shmeman/simvol-very/

[3] Гарднер И. А. Богослужебное пение Русской Православной Церкви. – М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2004. т. 1, с. 399-400.

[4] Пархоменко К., священник. Десять интересных фактов о Символе веры. – URL: https://azbyka.ru/forum/xfa-blog-entry/desjat-interesnyx-faktov-o-simvole-very-chast-1.1238/

[5] Гавриил (Голосов), епископ. Руководство по литургике или наука о православном богослужении. – Тверь, 1886 г. – URL: https://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Golosov/rukovodstvo-po-liturgike-ili-nauka-o-pravoslavnom-bogoslu...

[6] Гречанинов А. Т. Моя жизнь. – Нью-Йорк, 1954, с. 104.


+7(499)135-81-15
Секретариат