1. Главная
  2. Публикации
  3. Статьи
  4. Андреевский монастырь в Москве

Андреевский монастырь в Москве

28 марта 2023
442

 Андреевский монастырь в Москве

 

На юго-западе Москвы, между Москвою рекою и Заразами, т.е. ярами, или ущельями Воробьёвых гор, при подошве их расположен на берегу упразднённый Андреевский монастырь, ныне приходская церковь Воскресения Христова в Пленницах.

Урочище его имеет разные названия, заимствованные от его местоположения и от храмовой иконы: Андреевскими Заразами и в Горах[1]. Как мы сказали, от Воробьёвых гор; Пленницами, по изустному преданию, будто от пленников, когда-то здесь содержавшихся; чему, по-видимому, соответствует и значение слова пленницы, т.е. узы, оковы. Но старинная надпись на древнем храмовом образе св. Андрея Стратилата свидетельствует, что «си образ принесен бысть из сельца, глаголемого Пленницы; егда будет церковь, си образ паки отнести тамо». Как село Пленницы находится в Волоколамском уезде: то не оттуда ли принесён в Москву образ св. Андрея, вероятно, по чудесам, коими он был прославлен, и по местности этой святыни, самое урочище получило название Пленниц. Так по иконам Святителя Николая, принесённым в Москву из Хлынова, Теребеневской пустыни и села Кобыльского Рязанской губернии, самые урочища церквей стали именоваться в Хлынове, в Дербенском и Кобыльском.

Хотя предание и почитает Андреевский монастырь ровесником Богоявленскому, одному из древнейших в Москве, но о существовании его в первый раз упоминают летописи царствования Иоанна IV[2]. Монастырская же церковь св. Андрея Стратилата встречается в актах 1624 года[3]. Это загородное, уединённое и привольное место, обильное лесом и водою, «лежавшее близ пути из Киева в Москву и удобное для монашеского жития», избрал для училищного монастыря, близкий человек Царев, окольничий Феодор Михайлович Ртищев, друг Никона Патриарха. С благословения Иосифа Патриарха, тот вельможа, по свидетельству современников, «милостивый и всякого блага рачительный» около 1648 года устроил там, при церкви св. Андрея Стратилата, на свое иждивение, училищный монастырь в честь Преображения Господня, для учения свободных мудростей, «ими же возмощи бы обрести разум свет души словесныя»[4]. В этой обители просвещения помещены были вызванные в 1649 году из Киево-Печерской Лавры, Межигорского и других монастырей, тогда угнетённых Униатами, учёные монахи, в числе которых находились Арсений Стахановский и Епифаний Славинецкий. Впоследствии Ртищев завёл в Андреевском монастыре училище, которое, через двадцать лет, переведено вместе с Греческою школой в Заиконоспасский монастырь, где и открыта Академия. Начальником учёного братства и училища поставлен был Славинецкий, «в языце Славянском и Греческом и иных изящный, в риторике и философии искусный». В настоятели самого монастыря определён опытный в иноческой жизни и украшенный добродетелями игумен Досифей[5].

Учёные иноки там занимались переводом с греческого на Славяно-Русский язык рядовых и приспособительных творений св. Отец, и преподаванием наук юношеству[6]. До 1678 года, ноября 27, к Андреевскому монастырю приписан был Донской с Марчуковскою пустыней, так что и празднование св. Андрею Стратилата в одном и Донской Божией Матери в другом приходилось в один день, августа 19. Но в 1682 году, училищный этот монастырь приписан был к Заиконоспасскому, или Спасу старому, на Песках в Китай-городе[7]; но до 176 года оставался на прежнем месте. Тогда из него перемещены были в последний учёные иноки; в первом же оставались для богослужения рядовые монахи. Патриарх, как показывает Устав Московской Патриархии, в день празднования св. Андрею Стратилату посылал (1669–1692 гг.) в Андреевский монастырь служить то Архиереев, то Архимандритов с Игуменами[8].

Андреевскую обитель посещали и жаловали Цари наши: Михаил, Алексий, Феодор и Петр I. C 1625 года в церковь монастырскую св. Андрея Стратилата отпускалось Государева жалованья: молебных и панихидных денег на просфоры по оклады 1 рубль, 21 алтын и 5 денег[9]. Грамотами Царей Феодора II, Иоанна V, Петра и Царевны Софии дано во владение Андреевскому монастырю Московское подворье за Москвою рекой на Бабьеве городке, сарайное и кирпичное место подле торговых бань[10]. Как этот монастырь был ружный, т.е. состоявший на денежном и хлебном окладе, то за ним и не числилось крестьян[11].

Существующие в нём доныне церкви сооружены, по большей части, на месте прежних, в конце XVII века и в начале XVIII столетия: 1) во имя св. мученика Андрея Стратилата построена в 1675 году, по благословению Патриарха Иоакима, равно как 2) в честь воскресения Христова, 1689 г. с приделом в память св. мученика Феодора Стратилата, тезоименитого строителю обители Феодору Ртищеву, 3) под колокольнею сооружена в 1748 году, иждивением графа Сергия Петровича Шереметева церковь Архистратига Михаила, при коей и в 1766 году был придельный ружный священник. Но через столетие, в 1848 году здесь устроен престол в честь св. Евангелиста Иоанна Богослова, освящённый Митрополитом Филаретом. По просьбе монаха Андреевского монастыря Софрония Щербатова, в 1753 г. дозволен было казённым Синодальным Приказом устроить в нежилой палате престол в имя св. Андрея Первозванного; на что Щербатов и получил благословенную грамоту; но из дел не видно, было ли приведено это в исполнение[12]. Кроме того, находился там у северной ограды престол в честь Покрова Божией Матери, это была некогда трапезная церковь, от коей остались теперь одна северная стена с закладенными глубокими подвалами, где прежде хранились съестные припасы. Ртищев, как выше замечено нами, на месте Андреевского монастыря строил Спасо-Преображенский, то без сомнения, и соорудил там церковь в честь Преображения Господня; ном мы не нашил ей следов ни на самом месте, ни в старинных описях конца XVII и начала XVIII века, а св. иконы Спаса Нерукотворного, одна местная, другая над царскими вратами в надвратной церкви св. Андрея Стратилата не обнаруживают ли ошибки описателя жития Ртищева, который называл Спасский монастырь Спасо-Преображенским. Если это так, то можно допустить, что в то самое время, когда учреждённый здесь Спасский монастырь приписан был к Заиконоспасскому: то существовавшая над воротами Спасская церковь переименована в Андреевскую, вероятно, по ветхости, сломанную, и заменённую настоящею; по упразднении же этого монастыря в 1764 году, обращена в приходскую церковь Воскресения Христова. Время ея сооружения указывает нам на достопамятный 1689 год, с коего началось единодержавие Петра Великого, желавшего соединить и в Андреевской обители служение Богу с служением человечеству.

Приправочные и строительные книги царствования Петра I упоминают об Андреевском лесе в Ратуеве стане при Андреевом монастыре, где заведён был двор для прядения ниток и ткания полотен. Основанная там в 1725 года школа заключала в себе, по ведомости обер-прокуроров Баскакова, 80 несчастно рождённых младенцев от 7 лет и выше. На каждого из них определено было годовой дани по 3 г. 50 к. и по 5 четвертей хлеба; учителю с помощником по 12 руб. и по 12 четвертей хлеба; служителям 14, каждому по 3 руб. И по 3 четверти хлеба, служительницам 4, каждой по 1 р. И по 3 четверти хлеба; присланным из Академии школьникам для обучения детей арифметике, двум по 54 р. годовой дачи, всем было 436 руб. и 355 четвертей хлеба.

Училище это уничтожено, по высочайшему повелению, в 1731 году и замечательно, что в тот самый день (21 апреля), в который через 33 года, открыт был Воспитательный дом в Москве[13].

В 1743 году Архитектурии ученик Андрей Лопатин исправил ветхости в Андреевском монастыре. По упразднении сего монастыря в Пленницах, сие место и строения его отданы Московскому Градскому Обществу для заведения богадельни, которая и устроена на 150 человек престарелых мещан. В 1764 г. предполагали было, по низменности места, ныне занимаемого Воспитательным домом перевести его в упразднённый Андреевский монастырь, но он найдёт к тому неспособным потому, что «стоит под горою и строения в нём мало». Вместо того, по указу 1764 года, ноября, в этом монастыре устроены особые покои для безумных. В 1775 году там учреждён для ленивец женского пола рабочий дом[14]; а в духовных книгах Замоскворецкого сорока 1778 г. упоминается при упразднённом Андреевском монастыре богадельня на 60 старух. По означенным книгам 1766 г. оказывается при церкви Воскресения Христова в Пленницах прихожан мужского полу 191, женского 70, в числе их князя Никита Юрьевич и Петр Григорьевич Трубецкие, Василий Михайлович Долгоруков, граф Сергей Павлович Гусинский. В этом монастыре помещаемо было Коммерческое училище в первый раз 1804 года и находилось около двух лет, а во второй, с 16 декабря 1812 по 12 декабря 1815 г. и отсюда уже переведено в свой дом на Остоженку. Так одно благотворительное заведение здесь уступало место другому. В 1807 году Московский градский глава Криков положил в Опекунский Совет 30 000 рублей с тем, чтобы в этой обители благочестия содержать 30 отставных раненых солдат. Доныне там помещается Московского Градского Общества богадельня, основанная 1806 года, ноября 21. В ней призревается 530 человек из престарелых и увечных мещан обоего пола. В глубочайшем благоговейном сознании Монарших благодеяний, коими ознаменовано царствование в Бозе почившего Государя Императора Николая Павловича, Московское Купеческое Общество положило в существующую в Москве Андреевскую общественную богадельню принять для призрения сорок человек из здешних бедных престарелых и увечных граждан, поместив их в особом отделении богадельни, с наименованием оного отделением Императора Николая I.

Приложенный здесь рисунок представляет Андреевский монастырь в царствование Петра I; к нему присоединена выведенная другая стена, соединяя церковь с домом богадельни, вместе с церковною стеною образует трапезу. Внутренность храма освещается только с запада четырьмя окнами с прямыми перемычками и большими отливами, или откосами; алтарь тремя окнами на восток; свод его стрельчатый; стены толщиною в 1½ аршина, пол дощатый. В четырёхпоясном иконостасе образа греко-фряжского пошива на верхнем его тябле изображены по обеим сторонам иконы Богоматери Воплощения, Праотцы и Пророки, а на среднем Апостолы, предстоящие в молении Спасителю. В ряду местных образов Спас Нерукотворный и Тихвинская Богоматерь, Михаил Архангел, св. Андрей Стратилат, Феодор Стратилат и св. великомученица Татиана. Нижний пояс разделён резными столбиками, между коими находятся резные проемы и позолоченные царские двери с шестью клеймами и над ними резная же сень, увенчанная короной, на обеих столпах и висячая. Старинная резьба замечательна своею кудреватостью и ловкостью в исполнении. Над сенью — изображение нерукотворённого подобия Спасителя, какое находится в ряду местных икон. Алтарь, не раздельный, по принятому обыкновению, на три части, не представляет ничего особенно замечательного для истории и археологии, разве только в ризнице своей 1) древний хрустальный римско-католический потир, вышиною около 6 вершков, с изображениями на нём св. Апостолов и с начертанием их имён на латинском языке. Вероятно, это памятник нашествия полков на Москву, в начале XVII столетия, и взят сюда из Крутицкого архиерейского дома, потому что в описи ризницы Крутицкого Успенского собора 1763 года упоминается «Стакан хрустальный», на котором вырезано дванадесять Апостолов» и 2) синодик XVIII века, где вписаны некоторые боярские и купеческие роды, имена монахов и учителей Андреевой школы. У южной стены алтаря прежде был придел во имя св. Феодора Стратилата.

Воскресенская церковь составляет квадрат, к коему на восточной стороне пристроены три полукружия алтаря, с полуколонками, а на западной трапеза, окружённая ходовой папертью. Верх её увенчан главой на длинном осмигранном трибуне. Во внутренности церкви свод стрельчатый, трапезе коробовой, окна в два света. Помост в той другой дощатый, но алтарная солея из камня. На внутренних стенах написаны изображения Святых и деяния и св. Писания, как в Андреевской, так и в этой церкви алтарный иконостас в четыре пояса, но последний устроен не более полвека в новом вкусе, хотя к нему образа старинные греческого пошиба. Из местных икон замечательны давностию письма: Тихвинской Божией Матери и св. Андрея Стратилата с вышеупомянутой надписью и с ковчегом св. мощей, который в 1812 году похищен и унесён был неприятелями. Разграбленные здесь храмы, обращены были им в пекарни.

Под церковью находятся в три этажа подвалы с коробовыми сводами; верхние состоят из четырёх, средние из трёх, нижние — из двух отделений. Входы в некоторые из них закладены. По изустному преданию старожилов Москвы, в них скрыты пыточные орудия. Судя по материалу и кладке, подвалы сии должны быть древнее самой церкви. Застенки, или так называемые каменные мешки в них свидетельствуют об их значении.

Алтарный иконостас в колоколенной церкви св. Иоанна Богослова новый, устроенный в 1848 году. В ней достопримечателен за правым крилосом походный образ, Нерукотворного Спаса, писанный на полотне во фряжском стиле; он вышиною 1 аршин 7 вершков, шириною 15 вершков. На полях его около главы Спасителя две пробоины и внизу одна от картечи. Местное предание свидетельствует, что сия святыня сопутствовала в сражении г. Бабушкину, ее владельцу, погребённому в Андреевском монастыре. В самой церкви на стене надписи на бронзе указывают на могилы похороненных здесь гвардии капитана Сергия Васильевича Шереметева 1775 г., девицы Марьи Сергеевны Шереметевой 1755 года, жены генерал-майора Машкова Анны, коллежского асессора Ивана Ивановича Ларионова 1773 года. На большом колоколе читаем следующие слова: В 1745 году декабря 1 дня вылит сей колокол в Свято-Андреевской монастырь, что в Пленницах при Москве тщанием его графского Сиятельства Сергия Борисовича Шереметева и собственно его иждивения, впредь для поминовения роду своего; весом 359 пуд; лил сей колокол Московский купец колокольных дел мастер Константин Михайлов сын. Слизав».

Подле церквей еще уцелели несколько надгробных памятников из числа многих, к сожалению, уничтоженных. Вместе с синодиком они могли бы дополнить историю Андреевского монастыря.

Вместо ограды, примыкает на восточной стороне к святым воротам каменное здание богадельни; одна же часть каменной ограды без зубцов и окон прислонена к Воробьёвым горам, а другая выступает на берег Москвы-реки, с которого открывается взору Новодевичий монастырь.


Русская старина в памятниках церковного и гражданского зодчества / сост. А. Мартынов. Текст И. М. Снегирёва. Год шестой. Москва, 1860. С. 3–12.


[1] Древняя Российская Вивлиофика. XVIII. С. 400.

[2] По указанию Исторического путеводителя. 1831. IV. С. 210.

[3] Дела Патриаршего Приказа. 1624–1627 гг.

[4] Древняя Российская Вивлиофика. VI. С. 404 и XVIII. С. 400.

[5] Житие милостивого мужа Феодора Ртищева в Древней Российской Вивлиофике. Ч. XVIII, ст. X.

[6] История Российской иерархии. V. С. 643.

[7] Привилегию Московской Академии в Древней Российской Вивлиофике. VI. С. 401.

[8] Древняя Российская Вивлиофика. X. С. 438 и 439.

[9] Книга Царского жалованья Московским церквам с 1625 до 1677 года.

[10] Дела Синодального Правления. 1743 г. № 1459.

[11] Там же. 1760 г. № 1634.

[12] Дела Синодального Правления. 1743 г. № 1446.

[13] Цветущее состояние Всероссийского Государства, соч. И. Кириллова в 1728 г. Москва, 1831. С. 98.

[14] Описание столичного Императорского города Москвы, изд. Г. Рубаном. Санкт-Петербург, 1782.


+7(499)135-81-15
Секретариат